Сущность и структура взаимодействия

…Социальное взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ осу­ществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаи­модействию людей: конкретное поведение, с одной сторо­ны, и подражание этому поведению — с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и присвоить его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодей­ствие служит в этом процессе способом освоения культурного наследия предшествующих поколений.

…В условиях образовательного учреждения передача опыта, общечеловеческих ценностей идет, по крайней мере, в двух формах: в процессе взаимодействия педагогов и детей, т. е. в специально организованном учебно-воспитатель­ном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги являются носителями культурного наследия, традиций в коллективе, но станет ли это достоянием младших поколений — зависит от характера взаимодействия педагогов и учащихся.

В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения обмена информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьники, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия со­циального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Часто именно школьники существенно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пересмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мастерства учителей. Информация, полученная от школьников, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вносит существенные коррективы в их замыслы.

Различают социальное и педагогическое взаимодействие. Социальное взаимодействие — более широкое понятие, включает педагогическое взаимодействие. Если педагогическое взаимодействие всегда является специально организованным процессом, направленным на решение воспитательных задач, то социальное взаимодействие характеризуется как сти­хийными контактами, так и специально организованными

…Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном кол­лективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями. Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет вза­имодействие педагогов и учащихся.

…В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников мы рассматриваем развитие личностей взаимодействующих сторон и их взаимоотношений.

Основными характеристиками взаимодействия считают взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.

Все характеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате усиливается их влияние друг на друга. Активные совместные дела педагогов и учащихся, в свою очередь, позволяют узнать лучше друг друга, способствуют усилению влияния их друг на друга.

Сущность взаимодействия помогают раскрыть такие интегративные его характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость — феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности (количества, качества, скорости), оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Совместимость характе­ризуется прежде всего максимально возможной удовлетво­ренностью партнеров друг другом, значительными эмоци­онально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения.

Характеристика сущности, структуры взаимодействия помогает определить показатели его эффективности.

…Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

- по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

- по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; понимание и принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;

- по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложению друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

- по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;

- по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подражания.

…Определение показателей эффективности взаимодействия позволяет проанализировать состояние этой проблемы в коллективе и в конкретной ситуации, чтобы целенаправленно управлять развитием взаимодействия участников педагогического процесса.

(Цитаты из работы:.Рожков М.И.,.Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М., 2004. С.94-98)

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы думаете - педагогический процесс это система? Докажите.

2. Назовите закономерности педагогического процесса.

3. Какие этапы педагогического процесса вы можете ?

4. Что является главным в понимании сути педагогической деятельности?

5. Чем обусловлена сложность фиксации феноменов педагогического взаимодействия?

6. Существует ли специфика педагогического взаимодействия в начальной школе? Если да, то с чем она связана?

7. Какие особенности педагогического процесса раскрывают категории «педагогическая деятельность» и «педагогическое взаимодействие»?

Почему характеристика педагогической деятельности требует такого большого числа параметров?

Тема 3. Воспитание ребенка в контексте культуры

Культура как цель существования современного человека. Соотношение понятий «культура», «образованность» и «гражданственность». Понимание воспитания как процесса педагогической помощи ребенку в становлении его как субъекта культуры. Человек культуры как свободная, гуманная, духовная и творческая личность. Принципы воспитания человека культуры.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Воспитание и культура.

2. Принципы личностно-ориентированного образования.

3. Характеристика принципа культуросообразности.

4. Роль воспитателя в процессе вхождения ребенка в культуру.

Рекомендуемая литература

Основная

Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

Гессен С.И. Основы педагогики. - М.,1995, Введение.

Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб., 2005.

Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии/Под ред.С.А.Смирнова. – М.,2000.

Подласый И.П. Педагогика. – М., 2004

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах в концепциях воспитания.- М.,2002. С51-61).

Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – СПб., 2005

Дополнительная

Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания//Педагогика, 2001, № 1.

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика, 1997, № 4.

Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. – Самара, 2002.

Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика, 1994, № 5.

Сиземская И.Н., Новикова Л.И. Проблемы современного воспитания в философском контексте//Педагогика, 1998, № 7.

Наши рекомендации