Формы и методы воспитания. Формирование нравственных качеств личности
Семейное и дошкольное воспитание в Японии
Современная японская семья сохраняет ряд специфических особенностей, главная из которых - патриархальность. Таким образом, традиционная идея о разделении жизненных ролей по половому признаку - мужчина работает вне дома, женщина ведет хозяйство и воспитывает детей - все еще торжествует в Японии.
Основной смысл первичной социализации в Японии может быть сформулирован несколькими словами: отсутствие для малышей каких-либо ограничений. Никакой ворчливости, никаких строгостей, почти полное отсутствие телесных наказаний.
Японская мать избегает утверждения своей власти, поскольку это ведет к отчуждению ребенка от нее. Самым важным является демонстрация на собственном примере правильного поведения в обществе.
В Японии проводится целый ряд праздников для детей, которые позволяют формировать у них чувство сопричастности к традициям своей страны.
Особых рецептов физического воспитания японских детей нет. Преимущество отдается большому объему физической нагрузки, разнообразным подвижным играм. Причем самое удивительное заключается в том, что и воспитатели, и учителя участвуют в этих играх наравне с детьми.
Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии направлено на формирование в ребенке понятия о человеческом общежитии, укрепление его физического и психического здоровья, подготовку человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим [1,c106]. Общеобразовательная подготовка в японской школе сочетается с трудовым обучением.
Феномен “японского чуда”: преемственность традиций.
Специфику японской социальности задает широко известный феномен, составляющий основу традиции, — группизм. Японец никогда не отделяет себя от общества, от своей "референтной группы". Восточный менталитет с его группизмом никогда не делал ставку на формирование личности.
Необходимо обратить внимание на такую традиционную специфическую деталь, характеризующую межличностные и групповые отношения в этой стране, как формирование 1-го, 2-го и 3-го кругов общения, для каждого из которых существует своя модель поведения.
Нигде в мире нет такого, как в Японии: все другие страны ввозят рабочую силу, привлекают иностранцев на грязную, черную работу. Японцы же почти полностью обслуживают себя сами. У них практически нет национальных и дискриминируемых меньшинств. "Прижиться" в Японии предстателю другой языковой культуры вообще очень затруднительно.
Отметим еще одну деталь: Япония всегда переживала и проживала исторические события как единый субъект.
Характерной особенностью межличностных отношений в Японии является то, что они в основном формируются на основе совместной производственной деятельности.
Современное состояние системы образования в Японии.
Финансирование системы образования.
Система непрерывного образования современной Японии представляет собой дифференцированную (государственную, местную, частную) структуру, включающую следующие компоненты: детский сад, шестилетнюю начальную школу, трехлетнюю неполную среднюю школу и полную среднюю школу, вуз. Базовым школьным образованием считается девятилетнее обучение в неполной средней школе. Система образования руководствуется принципами, закрепленными в Основном законе страны об образовании. Высшую ступень занимают университеты.
Формы и методы воспитания. Формирование нравственных качеств личности.
В ныне действующих документах Министерства образования, науки и культуры курс морального воспитания в неполной средней школе определяется как "воспитательная деятельность, направленная на формирование качеств, желательных государству". В них сформулированы четыре методических правила, которые должен соблюдать каждый японский учитель [8; с.53].
¾ Первое правило. Воспитание осуществляется не как одностороннее внушение норм, а как образ жизни. Задача учителя не "учить", а "жить с детьми". Учитель личным примером регулирует жизнедеятельность школьника.
¾ Второе правило. Воспитание должно быть направлено на формирование определенных личностных качеств, без которых невозможно вырастить "гражданина Японии". Эти качества подразумевают: навык строгого самоанализа своего поведения, своих мыслей и своих чувств; навык общения с другими людьми; способность к принятию самостоятельных решений и действий; готовность отвечать за их последствия.
¾ Третье правило. Учитель в процессе общения должен обеспечить осознание ребенком внутригрупповых интересов, их взаимозависимость и взаимообусловленность.
¾ Четвертое правило. Основная форма воспитания – организация групповой деятельности. При этом критерием эффективности считается степень восприятия детьми проблем группы как своих личных.
Цели образования направлены на формирование гармонично развитой личности: справедливой, ответственной, самостоятельной, уважающей труд и индивидуальность, т.е. обладающей качествами, необходимыми для строительства миролюбивого государства.
Скрупулезно расписана программа нравственного воспитания в ряде официальных документов. Во всех этих и других документах предполагается, что учебно-воспитательный процесс, школьная жизнь должны содействовать росту духовно богатой личности.
Обучение отдельным предметам должно включать в себя элементы нравственного воспитания. Акцент сделан на предметы гуманитарного цикла.
Воспитанию законопослушного и активного гражданина призваны служить занятия, именующиеся “особой деятельностью”. Имеется в виду посредством бесед, участия в детских клубах, поездок на природу и экскурсий формировать навыки цивилизованного поведения и общения [11; с.6].
Уроки морального воспитания традиционно представляют собой цикл бесед классного руководителя с учащимися, в ходе которых последних знакомят с системой морально-нравственных идеалов, этических ценностей.
В соответствии с ныне действующими установками задачами морального воспитания являются: "воспитание в духе уважения человеческого достоинства – в семье, школе и обществе; развитие стремления к построению культуры, богатой индивидуальностями и создание демократического общества и государства: воспитание в гражданах способности внести вклад в развитие миролюбивого международного сообщества за счет привития им соответствующих моральных качеств как основы для этого". В частных школах моральное воспитание может быть заменено религиозным [11; с.6-7].