Учебно-исследовательские задания
Кафедра дошкольного образования и технологий
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
для обеспечения
семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»
Для специальности 1-01 01 01 Дошкольное образование
3 курс
Материалы подготовлены:
Королевой Н.А., старшим преподавателем
кафедры дошкольного образования и технологий
Барановичи, 2015
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ | № темы | Кол-во часов | Курс, семестр | Тема |
3.1 | 3/5 | Научные основы учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Развитие речи и культура общения»). | ||
3.3 | 3/5 | Средства осуществления программы развития речи детей | ||
4.1.2 | 3/5 | Развитие речи как средства коммуникации у детей раннего и дошкольного возраста | ||
4.1.3 | 3/5 | Современные подходы к развитию разговорной речи и речевого общения детей дошкольного возраста. | ||
4.2.4. | 3/5 | Занятия по развитию словаря детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях. | ||
4.2.5 | 3/5 | Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с явлениями общественной жизни и природы. | ||
4.2.6 | 3/5 | Методика использования игрушек, картин, фольклора и художественной литературы в ознакомлении детей с окружающим и развитии словаря. | ||
4.3.3. | 3/5 | Методика формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста | ||
4.4.3 | 3/5 | Задачи и содержание работы по воспитанию навыков правильного и чистого звуко- и словопроизношения в разных возрастных группах. | ||
4.4.5 | 3/5 | Использование малых форм фольклора и произведений детской литературы. | ||
4.5.2 | 3/5 | Обучение диалогической речи детей дошкольного возраста. | ||
4.5.4 | 3/5 | Обучение детей рассказыванию с использованием наглядных средств | ||
4.5.5. | 3/5 | Обучение детей рассказыванию с использованием наглядных средств | ||
4.5.7 | 3/5 | Пересказ литературных произведений. | ||
4.5.8 | 3/5 | Обучение творческому рассказыванию. | ||
Итого |
Й курс. 5-й семестр
Занятие 1 (практическое)
ТЕМА: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»)
Содержание занятия
На занятии студенты анализируют цели и задачи образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в учебной программе дошкольного образования по всем возрастным группам. Полученные результаты заносят в таблицу.
Учебно-исследовательские задания
Выделить усложнения целей и задач образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в учебной программе дошкольного образования по всем возрастным группам. Результаты оформить в таблицу.
Возрастная группа | Цель | Задачи |
Вторая раннего возраста | ||
Первая младшая | ||
Вторая младшая | ||
Средняя | ||
Старшая (от 5до 6 лет) | ||
Старшая (от 6до 7 лет) |
Задание повышенной сложности (творческое)
? Провести сравнительный анализ современных вариативных программ (двух на выбор) («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой). Результаты оформить в таблицу.
Название программы | Разделы программы, в которых излагаются требования к речевому развитию детей. Содержание речевой работы | Усложнение программных требований к разным сторонам речи (по возрастам). | Критические замечания | ||||
Младший дош.возраст | Средний дош.возраст | Старший дош.возраст | |||||
Материалы, необходимые для работы на занятии:портфолио, макет таблицы.
Литература, необходимая на занятии:
1. Учебная программа по дошкольному образованию,
2. Вариативных программ («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой).
Рекомендуемая литература
1. Занятия по развитию речи в детском саду/ Под. ред. О.С.Ушаковой. — М., 2001. — 297с.
2. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб., 1995. — 284с.
3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т.И.Ерофеевой. — М., 1999
4. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ.Беларусь. — Минск: НИО; Аверсэв, 2013.— 416 с.
5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М., 1994.
Занятие 2 (семинарское)
ТЕМА: СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы для обсуждения
1. Методические принципы речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Средства реализации программы развития речи детей.
3. Классификация и характеристика методов и приемов формирования речевой деятельности дошкольников.
Учебно-исследовательские задания
1. Подготовиться к устному выступлению по обсуждаемым вопросам.
Задание повышенной сложности (творческое) на выбор студента:
? Разработать схему-памятку «Классификация методов развития детской речи».
? Разработать схему-памятку «Классификация приемов развития детской речи».
? Подготовить мультимедийное сопровождение к тексту выступления
Рекомендуемая литература
1. Алексеева,М.М., Яшина,В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стериотип. – М.: Издательский цент «Академия»,2000. – 400 с.
2. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.
3. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А.Стародубова. ─ М.: Академия, с.28 — 47