Учебно-исследовательские задания

Кафедра дошкольного образования и технологий

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

для обеспечения

семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»

Для специальности 1-01 01 01 Дошкольное образование

3 курс

Материалы подготовлены:

Королевой Н.А., старшим преподавателем

кафедры дошкольного образования и технологий

Барановичи, 2015

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

№ темы Кол-во часов Курс, семестр Тема
3.1 3/5 Научные основы учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Развитие речи и культура общения»).
3.3 3/5 Средства осуществления программы развития речи детей  
4.1.2 3/5 Развитие речи как средства коммуникации у детей раннего и дошкольного возраста  
4.1.3 3/5 Современные подходы к развитию разговорной речи и речевого общения детей дошкольного возраста.
4.2.4. 3/5 Занятия по развитию словаря детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях.  
4.2.5 3/5 Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с явлениями общественной жизни и природы.  
4.2.6 3/5 Методика использования игрушек, картин, фольклора и художественной литературы в ознакомлении детей с окружающим и развитии словаря.
4.3.3. 3/5 Методика формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
4.4.3 3/5 Задачи и содержание работы по воспитанию навыков правильного и чистого звуко- и словопроизношения в разных возрастных группах.  
4.4.5 3/5 Использование малых форм фольклора и произведений детской литературы.  
4.5.2 3/5 Обучение диалогической речи детей дошкольного возраста.  
4.5.4 3/5 Обучение детей рассказыванию с использованием наглядных средств  
4.5.5. 3/5 Обучение детей рассказыванию с использованием наглядных средств  
4.5.7 3/5 Пересказ литературных произведений.  
4.5.8 3/5 Обучение творческому рассказыванию.  
Итого    


Й курс. 5-й семестр

Занятие 1 (практическое)

ТЕМА: НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»)

Содержание занятия

На занятии студенты анализируют цели и задачи образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в учебной программе дошкольного образования по всем возрастным группам. Полученные результаты заносят в таблицу.

Учебно-исследовательские задания

Выделить усложнения целей и задач образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в учебной программе дошкольного образования по всем возрастным группам. Результаты оформить в таблицу.

Возрастная группа Цель Задачи
Вторая раннего возраста    
Первая младшая    
Вторая младшая    
Средняя    
Старшая (от 5до 6 лет)    
Старшая (от 6до 7 лет)    

Задание повышенной сложности (творческое)

? Провести сравнительный анализ современных вариативных программ (двух на выбор) («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой). Результаты оформить в таблицу.

    Название программы   Разделы программы, в которых излагаются требования к речевому развитию детей. Содержание речевой работы     Усложнение программных требований к разным сторонам речи (по возрастам).     Критические замечания
      Младший дош.возраст Средний дош.возраст Старший дош.возраст
               

Материалы, необходимые для работы на занятии:портфолио, макет таблицы.

Литература, необходимая на занятии:

1. Учебная программа по дошкольному образованию,

2. Вариативных программ («Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О.С.Ушаковой).

Рекомендуемая литература

1. Занятия по развитию речи в детском саду/ Под. ред. О.С.Ушаковой. — М., 2001. — 297с.

2. Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб., 1995. — 284с.

3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т.И.Ерофеевой. — М., 1999

4. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ.Беларусь. — Минск: НИО; Аверсэв, 2013.— 416 с.

5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М., 1994.

Занятие 2 (семинарское)

ТЕМА: СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вопросы для обсуждения

1. Методические принципы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Средства реализации программы развития речи детей.

3. Классификация и характеристика методов и приемов формирования речевой деятельности дошкольников.

Учебно-исследовательские задания

1. Подготовиться к устному выступлению по обсуждаемым вопросам.

Задание повышенной сложности (творческое) на выбор студента:

? Разработать схему-памятку «Классификация методов развития детской речи».

? Разработать схему-памятку «Классификация приемов развития детской речи».

? Подготовить мультимедийное сопровождение к тексту выступления

Рекомендуемая литература

1. Алексеева,М.М., Яшина,В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стериотип. – М.: Издательский цент «Академия»,2000. – 400 с.

2. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.

3. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А.Стародубова. ─ М.: Академия, с.28 — 47

Наши рекомендации