Процессуальная характеристика. Всередине Учебного Центра расположена космическая станция
Всередине Учебного Центра расположена космическая станция, где находится место учителя. Все компьютеры объединяются в сеть, позволяющую управлять ими со станции наблюдения в середине помещения, и все дети имеют свои собственные личные компьютеры, расположенные по периметру Учебного Центра.
Использование компьютера в процессе обучения представлено на рис. 21. Предмет Компьютерная грамотность вводится как обязательный уже на уровне 7-го класса, где дети овладевают компьютерной грамотностью и получают достаточную подготовку, чтобы приступить к работе над проектами с использованием прикладных программ.
Рис.21. Технологическая карта использования компьютера.
С 8-го класса текстовой процессор интегрируется во все разделы куррикулума. С 9-го класса в куррикулум интегрируется управление базой данных, с 10-го -электронные таблицы, с 11-го - телекоммуникация. В 9-м классе вводится алгебра. Четырнадцатилетние начинают развивать способность к абстрактно-логическому мышлению, так что алгебра - стандартный предмет на этом уровне.
Дети изучают алгебру на компьютере, и это становится предпосылкой для программирования. Старшеклассники не только учатся квалифицированно обращаться с компьютером, но занимаются программированием.
Мотивацияобеспечивается успешностью, которая достигается тем, что содержание представлено серией достаточно мелких, легко воспринимаемых за один раз, очевидно достижимых целей. При минимальном наблюдении со стороны педагога ученик становится ответственным за постановку ежедневных и еженедельных целей и он трудится, чтобы их достичь и получить положительную оценку.
Механизм контролявстроен в куррикулум. Перед каждым ребенком находится карта его продвижений (успехов) и карта целей (заданий), с которыми он работает каждый день. Приходя утром после зарядки на свое рабочее место, он проверяет, какие цели и задачи он поставил сам себе на сегодня, и начинает работать. Ему не нужно ожидать, покуда учитель или кто-нибудь еще скажет, что ему делать. Он уже определил свои цели накануне. Он проходит своим путем страница за страницей учебный материал, предполагающий самообучение. У него имеется текстовая информация, перечень видов учебной активности, приемы для проверки правильности совершаемых им действии, вопросы для повторения, предварительное самотестирование и финальный тест.
Литература
1. Ховард Д. Школа Завтраяшего Дня. - М., 1993.
2. Ховард Д. Школа Завтрашнего Дня // Частная школа. -1997. - № 1
XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.
Д.Пойа
Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.
Организация и управление этим процессом основываются на определенной базе, которая включает:
1) банк педагогических технологий, информационную базу их концепций, алгоритмов, учебно-методического обеспечения;
2) критерии выбора педагогической технологии, отправные позиции проектирования новой образовательной практики;
3) механизмы включения (использования, внедрения, освоения, выращивания) инновационной педагогической технологии в реальный учебно-воспитательный процесс.
В этой книге описаны 50 педагогических технологий, охватывающих все основные современные тенденции и направления развития образования.
Проектирование развития школы с учетом применения новых технологий должно основываться на теории оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К.Бабан-ского, который предлагает следующие критерии оптимального выбора методов обучения (Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1981):
• соответствие методов основным целям обучения на данном этапе;
• соответствие методов особенностям содержания обучения;
• учет психологических возможностей детей;
• учет уровня образовательной и воспитательной подготовленности детей;
• учет особенностей групп и коллективов детей и педагогов;
• учет конкретных внешних условий (социальных, производственных, географических и др.);
• учет возможностей педагогов по использованию различных методов.
М.М.Поташник, развивая идеи Ю.К.Бабанского, выдвигает в качестве оснований (источников, критериальных позиций) для выбора инновационных технологий и направлений развития следующие:
• потребности страны, региона, города - социальный заказ школе;
• государственные документы о развитии школы - государственный заказ;
• успехи и достижения современной науки о человеке;
• передовой педагогический опыт;
• собственный профессиональный опыт, интуицию, творчество руководителей и учителей;
• анализ результатов и процесса функционирования школы. (Управление раз витием школы / Под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева. - М., 1995)
Наконец, при выборе педагогических технологий следует проанализировать их по степени удовлетворения требованиям, указанным в п. 2.2. настоящей книги:
• соответствие научной концепции технологии реалиям и возможностям школы;
• достаточная системность и системная совместимость технологии с имеющимся педагогическим процессом;
• достаточная управляемость технологии, наличие диагностического инструментария для ее обеспечения;
• оценка эффективности новой технологии в сравнении с имеющимися результатами;
• данные о воспроизводимости (опыте применения технологии в других однотипных условиях).
Третьей базовой составляющей, необходимой для организации инновационно-технологического процесса, является механизм его освоения (или включения, использования и т.п.). В качестве такого механизма может быть рекомендована «технология проектирования технологий» В.М.Монахова. Ее целями являются:
• проектирование целостной технологии (методической системы) обучения;
• создание педагогического процесса, наиболее адекватного поставленным целям обучения;
• выбор и создание системы диагностики, позволяющей учителю содержательно интерпретировать результаты;
• разработка системы профилактики затруднений и рациональной коррекционной работы с учащимися;
• создание технологически выверенной динамики развития общепедагогических умений;
• формирование нового учителя, способного реализовать спроектированную технологию.