Основные педагогические идеи
— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный общесгвом и воспитанием человек в его естественном состоянии.
— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.
—Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель.
— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.
— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.
— Чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми — этой задачей следует руководствоваться в учении.
— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.
Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения,
«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в «Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель Карамзин.
Основные даты жизни и деятельности
1712 — Жан Жак Руссо родился в Женеве:
1728—1742 — годы познания жизни и самообразования. 1742—1762 — период музыкального и литературного творчества в Париже. 1762—1778 — изгнание, жизнь в разных городах Европы, во Франции под чужим именем. 1778 — Жан Жак Руссо скончался.
Основные работы
1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).
1761 — «Новая Элоиза» (роман).
1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).
1772 — «Исповедь».
Дени Дидро (1713-1784), французский философ, просветитель, писатель. Учился в иезуитском колледже, получил звание магистра искусств. Первые философские сочинения Дидро были сожжены по решению французского парламента (за критику христианской религии и церкви в духе деизм, был арестован за распрастранение "опасных мыслей"). В 1773-74г. посетил Россию, по предложению Екатерины 2 участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования в России. Написал "План университета, или школы публичного преподавания наук для Российского правительства".
Виднейший представитель французского материализма 18в. Вдохновитель, организатор и один из основных авторов знаменитой "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел", главной задачей которого были пропаганда естественнонаучных знаний - сильнейшего оружия против традиционной идеологии. Д. Дидро высоко ценил роль воспитания в формировании человека. Он призывал в процессе воспитания учитывать его анатомо-физиологические особенности, а также социальные условия, в которых происходит становление личности. Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость. Высказал соображения о содержании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозависимости наук. Он призывал ученых к составлению научно обоснованных учебников, предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учащихся. Особое внимание уделял подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами. К этим качествам он относил, прежде всего, глубокое знание предмета, честность, отзывчивость и любовь к детям.
Литература
1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.
2. Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.
3. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.
4. История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.
5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.
6. Коменский Я.А. Великая дидактика//Избранные пед. сочин.: В 2 т. – Т.1. – М., 1982. – 56 с.
7. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоции И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1989. – 364 с.
8. Локк Дж. Мысли о воспитании. – М., 1989. – С. 145 – 179.
9. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., - 1981. – С.88 –213.
10. Руссо Ж.Ж. Эмиль или О воспитании. – М., 1989. – С.199 – 298.
11. Гельвеций К.А. О человеке // Соч.: В 2 т. – Т.2 – М., 1974. – 676 с.
12. Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция "О человеке" // Соч.: В 2 т. – Т.2. – М., 1975. – 604 с.
Тема 6. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII вв.
План.
1. Демократизация образования (реформы Петра 1).
2. Закрытые сословно- дворянские учебные заведения.
3. Педагогическая деятельность Михаила Васильевича Ломоносова, Ивана Ивановича Бецкого, Федора Ивановича Янковича.
4. Педагогические взгляды и деятельность Николая Ивановича Новикова, Александра Ивановича Радищева.
К 18 в. Россия стала обширным многонациональным государством. Для развития страны, укрепления ее обороноспособности дворянское правительство Петра 1 осуществило различные реформы в области науки, техники, культуры, образования. Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительские реформы, как введение гражданского алфавита, возникновение периодической печати (газета "Ведомости"), выпуск оригинальной светской и переводной литературы, открытие Академии наук и др. Крупнейшим событием в культурной жизни России стало открытие первых светских государственных школ. Первой из них была школа математических и навигационных наук, которая была открыта в Москве в 1701г. Школа являлась профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля. Первое реальное училище в Европе. Учились дети дворян (иногда и по принуждению), большое количество учащихся принадлежало к "низшим" сословиям (дети ремесленников, служителей церкви, солдат и др.) заинтересованных в получении образования и технической специальности. В школе работали профессора из Англии, но основным учителем был Леонтий Филиппович Магницкий (1669 –1739), известный математик, прекрасный педагог. В 1715 году школа переведена в Петербург, на основе ее открывается морская академия.
В период царствования Петра I (правил с 1689 – 1725), (годы жизни 1672 – 1725) были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах навигационные (в портовых городах). В Москве хирургическая, инженерная и "разноязычная" школы. На Урале горнозаводская и математическая школы. В начале 18 века открылись цифирные школы (в 1718 году их было 42), учили грамоте, письму и арифметике, а также элементарным техническим сведения по алгебре, геометрии, тригонометрии. В такие школы зачислялись дети всех сословий, кроме крепостных крестьян.
Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу.
В 1725 году уже после смерти Петра I в Петербурге была открыта Академия наук. При Академии были открыты университет и гимназия. Иностранные ученые готовили русских ученых и специалистов.
Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.
В 18 веке дворянство превращается в правящее сословие, оно пользуется большими привилегиями. Для дворян, начиная с 1731 г., создаются особые военные школы – кадетские корпусы, в которых дворянские дети готовились к военной службе в офицерских чинах.
В Петербурге и Москве открываются иностранные пансионы – частные воспитательно-образовательные заведения.
В помещичьи усадьбы приглашаются из-за границы, особенно из Франции, воспитатели и гувернеры, обучающие дворянских детей французскому языку и светским манерам.
Для духовенства организуются духовные школы, распад. Цифирные училища, некоторые из них преобразуются в гарнизонные школы для солдатских детей.
Создавая для своих детей закрытые учебные заведения, дворяне использовали достижения современной педагогики. Обращалось большое внимание на физическое и эстетическое воспитание, применяли гуманные методы обучения. При кадетском корпусе имелись хорошая библиотека, свой театр, учащиеся учились стихосложению, ими издавался журнал, проводились вечера, различные увеселения, прогулки.
Сложившаяся в России в середине 18 века сословная система образования отличалась следующими характерными чертами: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия, программы школ для разных сословий были различными. Дворянские школы процветали, школы для других сословий влачили жалкое существование.
Федор Иванович Янкович (1741-1814). Сербскохорватский мыслитель и педагог, последователь Я.А. Коменского. Образование получил в Венском университете. Принимал деятельное участие в реформе народного образования в Австрии в 1774 г. Хорошо знал опыт постановки учительской работы в Венской учительской семинарии; много работал над распространением новых методов обучения в школах сербских провинций Австрии. В 1782 г. приглашенный Екатериной 2 по рекомендации австрийского императора прибыл в Россию для работы в "Комиссии об учереждении народных училищ". Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. в соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившихся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангилие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.
Помимо работы в Комиссии Янкович с 1783 г. занимал должность директора открытого по его инициативе Петербургского главного народного училища, сочетая административную работу с учебной и научно-педагогической. с 1786 г. руководил созданием в Петербурге учительской семинарии. При создании Министерства народного просвещения был членом Главного управления училищ Российской империи. В тот же период совместно с русскими учеными-педагогами он разработал всю документацию по народным училищам, написал учебники и руководства для народных училищ. Им написаны "План к установлению народных училищ", который был положен в основу "Устава народным училищам в Российской империи", "Правила для учащихся в народных училищах" (1782), "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783), "Букварь" (1782), "Прописи и для них руководство по чистописанию" (1782), "Руководство к арифметике" (1784).
Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель, философ, историк, юрист, экономист, химик, врач, педагог, сторонник материализма, основатель революционного направления русской общественной мысли. Родился в дворянской семье. Учился в кадетском корпусе в Петербурге, окончил Лейпцигский университет юридический факультет. Большое влияние на его мировоззрение оказали французы Дидро, Руссо и русские просветители Ломоносов, Новиков. Работал чиновником в сенате, работал юридическим советником, управляющим Петербургской таможни. В 1783г написал оду "Вольность" первое произведение русской поэзии. По приказу Екатерины 2 был арестован и заключен в Петербургскую крепость. За издание "пагубной книги" "Путешествие из Петербурга в Москву" его приговорили к смертной казни, заменили ссылкой в Сибирь на 10 лет с лишением чинов и дворянства. При Павле 1 было разрешено поселится в имении отца, а при Александре 1 он вернулся в Петербург. Работал в законодательной комиссии. Он выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.
Подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании "сынов отечества". Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.