Педагогические идеи В. Ратке

Одним из основоположников педа­гогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Рат­ке (1571–1635), известный также под латинизированным именем Ратихий или Ратихиус. Он родился в небольшом го­родке Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимна­зию. После этого В. Ратке учился в лютеранском университе­те в Ростоке, изучая теологию и философию. Однако его интересы очень скоро сосредоточились на изучении иност­ранных языков и совершенствовании методов обучения им. Он стремился сделать обучение иностранным языкам лег­ким и приятным для учащихся. От методов обучения иност­ранным языкам В. Ратке перешел к общим вопросам органи­зации школьного дела и дидактики, высказывая нередко соображения социально-политического характера.

В 1612 г. во Франкфурте-на-Майне, где он тогда жил, В. Ратке обратился к съезду немецких князей и представите­лям местного городского магистрата с получившим широ­кую известность в разных германских княжествах «Франк­фуртским мемориалом» (памятной запиской), в котором из­ложил свои реформаторские замыслы, касавшиеся школьного дела и даже проблем религиозной и политической жизни всех немецких государств того времени. В своем «Мемориале» В. Ратке выделил три группы вопросов: реформа обучения в школе языкам, реформа всего школьного дела, реформа политической и религиозной жизни в Германии в целом.

В. Ратке выдвинул требование уделять в школах, по край­ней мере на первых годах школьных занятий, основное вни­мание обучению учащихся родному языку, сделав его язы­ком преподавания всех других предметов. К обучению учащихся другим языкам он считал возможным приступать лишь после того, как дети хорошо овладеют родным языком. По­ставив вопрос о приоритете в школах родного языка, В. Ратке предложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством. Эти идеи В. Ратке, по существу, выходили далеко за рамки простого школьного обучения: они были направлены про­тив монополии церкви в школьном деле и создавали прин­ципиальную основу для придания школам во всех немецких княжествах единого, национального характера.

Далее В. Ратке настоятельно предлагал сделать «немецкую школу» – школу родного языка – основой всей школьной системы, если о таковой в то время можно было вести речь. В этой школе должна была обучаться вся молодежь, мальчики и девочки, овладевая родным языком и изучая с его помощью все нужные «науки и искусства».

Наконец, в «Мемориале», говоря современным языком, затронуты вопросы взаимоотношений школы и общества. Здесь В. Ратке набросал в общих чертах программу достиже­ния национального, политического, культурного и религи­озного объединения Германии: в едином государстве долж­ны быть общий язык (на основе верхненемецких диалектов), единое правительство и единая церковь (на основе лютеран­ской). Всему этому должна была предшествовать широкая реформа образования во всех немецких княжествах.

Совершенно очевидно, что все эти идеи В. Ратке были встре­чены далеко не однозначно: они были благожелательно приня­ты в кругах высшего бюргерства, среди части людей науки и некоторыми прогрессивно мыслящими князьями, покровитель­ствовавшими распространению просвещения; резко отрицатель­но отнеслись к этим идеям по вполне понятным причинам цер­ковные деятели большинства конфессий и основная масса кня­зей, не желавших иметь мало-мальски образованных подданных.

Все это приводило к частым переездам В. Ратке с места на место, временами к острым конфликтам с правителями, к не­возможности на практике достаточно систематически реализо­вать свои планы переустройства школы. Кроме того, современ­ники В. Ратке отмечали его неуживчивость и подозрительность к окружающим, которые якобы могли украсть его идеи. Этим отчасти можно объяснить в ряде случаев чрезмерную сжатость его высказываний.

Свои общедидактические и методические идеи В. Ратке изложил в объемистой книге «Всеобщее обучение по способу Ратихия» (1619) и дополнениях к ней, частью школоведческого характера, а также в ряде учебников новых языков, логики, метафизики, Священного писания и др. Во всех этих работах содержались предложения относительно как содержа­ния образования с акцентом на реальные знания, так и но­вых методов обучения, новой организации школы в целом.

Несомненной заслугой В. Ратке было создание на немец­ком языке научных терминов, которые ранее использова­лись только в латинском варианте.

Из практики использования новых методов обучения род­ному и иностранным языкам В. Ратке сумел вывести важ­нейшие общедидактические принципы, которые практичес­ки одновременно с ним, но гораздо обоснованнее сформу­лировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский.

Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к следу­ющим основным положениям, которыми должен руковод­ствоваться каждый учитель:

1) обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;

2) обучение должно быть последовательным, нельзя изу­чать одновременно разные вещи;

3) в обучении следует постоянно использовать повторение;

4) первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;

5) обучение должно вестись без принуждения;

6) заучивать ученики должны только то, что ими понято;

7) в обучении следует идти от частного к общему, от из­вестного к неизвестному;

8) в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт.

Последнее утверждение, или принцип, В. Ратке, по-видимо­му, вытекает из философских идей его современников Ф. Бэко­на (1561–1626) и Р. Декарта (1596–1650), которые призывали не доверять силе авторитета, а опираться на достаточные дока­зательства и опыт, пропущенные через собственный разум.

Педагогические идеи В. Ратке получили заслуженную оценку много лет спустя после его смерти, в XIX в., и интерес к ним, как и ко всей его деятельности, возродился вновь к середине XX столетия.

Наши рекомендации