Е.Н.Степанова, Л.М.Лузина
Воспитание ребенка как человека культуры
…Е.В. Бондаревская как ученый представляет в педагогике оптимистический вариант развития современного российского общества XXI века.
…Воспитание должно указывать человеку путь в такое общество. Центральным ориентиром в построении концепции явился образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры — основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания. Этот образ видится автору как мировой интеграционный процесс, в котором исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты и происходит смешение этносов, этнических культур. Но в то же время обострено стремление каждого этноса, нации сохранить свою идентичность, свои национальные ценности. Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Приведенное определение имеет в своей основе научную доказательность и опыт воспитательной работы, обретенной нелегким путем. Именно помощь, но не воздействие с целью. Отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, является основным признаком гуманистического личностно-ориентированного воспитания вообще, а культурологического в особенности. В этом признаке реализуется гуманизм воспитания как ценностное, бережное отношение к природе ребенка, а также достигается степень свободы как необходимого и исходного условия становления субъектных свойств личности.
…Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Педагогические аспекты этого состоят в воспитании у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимости суждений, способности к ориентировке в мире духовных ценностей, умению принимать решения и нести за них ответственность и др.
Человек культуры – гуманная личность. Педагогические аспекты воспитания гуманности состоят из гуманизации и гуманитаризации всех методов и всей системы воспитательных отношений. В связи с массовым распространением в современной жизни различных форм агрессии, жестокости и насилия, актуальной становится задача воспитания безопасной личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.
Человек культуры – это духовная личность. Воспитание духовной личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиска смысла жизни, счастья, идеала. Духовность человека культуры проявляется в его способности к культурной идентификации, выбору культуросообразного образа жизни. Для ученика русской школы полем культурной самоиндентификации является русская национальная идея – от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные основания и целевые установки воспитания человека культуры связываются в первую очередь, с образом гражданина России.
Человек культуры — личность и творческая, и адаптивная. Двойственная природа указанного атрибута человека культуры обусловлена тем очевидным фактом, что жизней способность человека в современных условиях складывается из двух блоков: усвоенных алгоритмов поведения и готовности к их преобразованию в соответствии с изменяющимися условиями, т.е. к творчеству.
…Е.В. Бондаревская справедливо считает, что принципы воспитания человека культуры могут быть распространены на всю систему культурологического личностно-ориентированного образования, и называет следующие принципы:
- природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности;
- культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству — как культурному феномену; к ребенку — как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу — как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию — как к культурному процессу; к школе — как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры;
- индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;
- ценностно-смыслового подхода, направленный на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;
- сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.
…Традиционный подход в оценке уровня воспитанности ориентирует воспитателя на внешне заданные параметры, а не на внутренние, потенциальные возможности саморазвития, самоорганизации, самоопределения, и ребенок в этих обстоятельствах обращается в средство реализации каких-то внешних образцов, этических, эстетических, политических идеалов. Подобная ориентация в воспитании и диагностике его результатов обусловила возникновение целых направлений «научных» поисков идеальной модели выпускника школы. Автор концепции предлагает отказаться от подобной практики. Вместо модели Евгения Васильевна Бондаревская дарит нам образ свободной духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Это размещение человека в культуре. И лучше, справедливее не скажешь.
(Цитаты из работы: Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах концепциях воспитания.- М.,2002. С.51-61.).
Вопросы для самоконтроля
1. Почему воспитание называют фактором социального прогресса?
2. Что именно, по вашему мнению, определяет ребенка как часть культуры?
3. Как вы думаете, в чем состоит посредничество воспитателя между ребенком и культурой?
4. Докажите, что компоненты личностного опыта становления личности как человека культуры, связаны между собой.
5. Каковы главные принципы личностно-ориентированного образования?
6. Как вы думаете, в чем сущность механизма процесса присвоения ребенком социальных культурных ценностей?
7. Можно ли процесс воспитания назвать процессом принуждения?
Тема 4. Воспитание в целостной системе образования личности
Социальные и природные факторы воспитания. Их взаимодействие и взаимообусловленность. Соотношение понятий «воспитание», «формирование» и «развитие». Социализация как педагогический феномен. Воспитательные факторы среды, их характеристики. Феномен детства. Место детства в становлении личности. Личность как предмет воспитания. Приоритет личности в концепциях Е.А.Бондаревской, В.А.Караковского , В.А.Сухомлинского, А.В.Мудрика, Ш.А.Амонашвили. Парадигма личностно-ориентированного воспитания.
Рекомендуемая литература
Основная
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.,2001.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.; Ростов-на-Дону., 1999.
Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка.- СПб.,2004.
Н.Ф. Голованова. Панорама взглядов на воспитание.//Воспитание школьников 2004, №7. С.2-5 )
Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991.
Колесникова И. А.. Сущность и социально-педагогические явления воспитания // Воспитание :научные дискуссии и исследования /Под ред.Е.В.Титовой - СПб., 2005. С.15-24
Мудрик А.В.Общение в процессе воспитания. – М.,2001.
Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.,1995. С.348-376.
Психология воспитания /Под ред. В.А.Петровского.- М., 1995.. Гл.1.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.,1975.
Дополнительная
Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания//Педагогика, 2001, №1.
Гликман И.З. Воспитание или формирование?//Педагогика, №5. 2000, С.20-23.
Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика. 1997, №3.
Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии/Под ред. Н.Е.Щурковой. - М.,1997
Образование в поисках человеческих смыслов /Под ред.Е.В.Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 1996. Гл.1.1.
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.,1997.
Фельдман Д. Феномен детства и его место в развитии современного общества.//Воспитание школьников 2005, №4, С.2-8; №5, С.4-8.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Основные составляющие образования личности.
2. Развитие, формирование и активность как основные факторы становления личности.
3. Феномен детства.
4. Роль общения в воспитании личности.
5. Социализация как педагогический феномен.