Е.Н.Степанова, Л.М.Лузина

Воспитание ребенка как человека культуры

…Е.В. Бондаревская как ученый представляет в педагогике оптимистический вариант развития современного российского общества XXI века.

…Воспитание должно указывать человеку путь в такое общество. Центральным ориентиром в построении концепции явился образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры — основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания. Этот образ видится автору как мировой интеграционный процесс, в котором исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты и происходит смешение этносов, этничес­ких культур. Но в то же время обострено стремление каждого этноса, нации сохранить свою идентичность, свои национальные ценности. Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Приведенное определение имеет в своей основе научную доказательность и опыт воспитательной работы, обретенной нелегким путем. Именно помощь, но не воздействие с целью. Отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, является основным признаком гуманистического личностно-ориентированного воспитания вообще, а культурологического в особенности. В этом признаке реализуется гуманизм воспитания как ценностное, бережное отношение к природе ребенка, а также достигается степень свободы как необходимого и исходного условия становления субъектных свойств личности.

…Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Педагогические аспекты этого состоят в воспитании у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимости суждений, способности к ориентировке в мире духовных ценностей, умению принимать решения и нести за них ответственность и др.

Человек культуры – гуманная личность. Педагогические аспекты воспитания гуманности состоят из гуманизации и гуманитаризации всех методов и всей системы воспитательных отношений. В связи с массовым распространением в современной жизни различных форм агрессии, жестокости и насилия, актуальной становится задача воспитания безопасной личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

Человек культуры – это духовная личность. Воспитание духовной личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании, рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиска смысла жизни, счастья, идеала. Духовность человека культуры проявляется в его способности к культурной идентификации, выбору культуросообразного образа жизни. Для ученика русской школы полем культурной самоиндентификации является русская национальная идея – от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные основания и целевые установки воспитания человека культуры связываются в первую очередь, с образом гражданина России.

Человек культуры — личность и творческая, и адаптивная. Двойственная природа указанного атрибута человека культуры обусловлена тем очевидным фактом, что жизней способность человека в современных условиях складывается из двух блоков: усвоенных алгоритмов поведения и готовности к их преобразованию в соответствии с изменяющимися условиями, т.е. к творчеству.

Е.Н.Степанова, Л.М.Лузина - student2.ru …Е.В. Бондаревская справедливо считает, что принципы воспитания человека культуры могут быть распространены на всю систему культурологического личностно-ориентированного образования, и называет следующие принципы:

- природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и за­датков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности;

- культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству — как культурному феномену; к ребенку — как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу — как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию — как к культурному процессу; к школе — как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры;

- индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;

- ценностно-смыслового подхода, направленный на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

- сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедея­тельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

…Традиционный подход в оценке уровня воспитанности ориентирует воспитателя на внешне заданные параметры, а не на внутренние, потенциальные возможности саморазвития, самоорганизации, самоопределения, и ребенок в этих обстоятельствах обращается в средство реализации каких-то внешних образцов, этических, эстетических, политических идеалов. Подобная ориентация в воспитании и диагностике его результатов обусловила возникновение целых направлений «научных» поисков идеальной модели выпускника шко­лы. Автор концепции предлагает отказаться от подобной практики. Вместо модели Евгения Васильевна Бондаревская дарит нам образ свободной духовной личности, ориентиро­ванной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Это размещение человека в культуре. И лучше, справедливее не скажешь.

(Цитаты из работы: Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах концепциях воспитания.- М.,2002. С.51-61.).

Вопросы для самоконтроля

1. Почему воспитание называют фактором социального прогресса?

2. Что именно, по вашему мнению, определяет ребенка как часть культуры?

3. Как вы думаете, в чем состоит посредничество воспитателя между ребенком и культурой?

4. Докажите, что компоненты личностного опыта становления личности как человека культуры, связаны между собой.

5. Каковы главные принципы личностно-ориентированного образования?

6. Как вы думаете, в чем сущность механизма процесса присвоения ребенком социальных культурных ценностей?

7. Можно ли процесс воспитания назвать процессом принуждения?

Тема 4. Воспитание в целостной системе образования личности

Социальные и природные факторы воспитания. Их взаимодействие и взаимообусловленность. Соотношение понятий «воспитание», «формирование» и «развитие». Социализация как педагогический феномен. Воспитательные факторы среды, их характеристики. Феномен детства. Место детства в становлении личности. Личность как предмет воспитания. Приоритет личности в концепциях Е.А.Бондаревской, В.А.Караковского , В.А.Сухомлинского, А.В.Мудрика, Ш.А.Амонашвили. Парадигма личностно-ориентированного воспитания.

Рекомендуемая литература

Основная

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.,2001.

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.; Ростов-на-Дону., 1999.

Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка.- СПб.,2004.

Н.Ф. Голованова. Панорама взглядов на воспитание.//Воспитание школьников 2004, №7. С.2-5 )

Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991.

Колесникова И. А.. Сущность и социально-педагогические явления воспитания // Воспитание :научные дискуссии и исследования /Под ред.Е.В.Титовой - СПб., 2005. С.15-24

Мудрик А.В.Общение в процессе воспитания. – М.,2001.

Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.,1995. С.348-376.

Психология воспитания /Под ред. В.А.Петровского.- М., 1995.. Гл.1.

Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.,1975.

Дополнительная

Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания//Педагогика, 2001, №1.

Гликман И.З. Воспитание или формирование?//Педагогика, №5. 2000, С.20-23.

Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика. 1997, №3.

Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии/Под ред. Н.Е.Щурковой. - М.,1997

Образование в поисках человеческих смыслов /Под ред.Е.В.Бондаревской. - Ростов-на-Дону, 1996. Гл.1.1.

Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.,1997.

Фельдман Д. Феномен детства и его место в развитии современного общества.//Воспитание школьников 2005, №4, С.2-8; №5, С.4-8.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Основные составляющие образования личности.

2. Развитие, формирование и активность как основные факторы становления личности.

3. Феномен детства.

4. Роль общения в воспитании личности.

5. Социализация как педагогический феномен.

Наши рекомендации