Педагогическая система личности
В педагогике также активно используются термины: педагогическая система, педагогическое мышление, принципы, средства, методы, формы воспитания и обучения, педагогическое общение и др.; общенаучные термины: гипотеза, эксперимент, система, элемент, системный подход, структура, функция, модель. Применяются понятия других наук: управление, руководство, информация, прямая и обратная связь, оптимизация, интенсификация, культура, мастерство и др.
Основными функциями педагогики являются:
• познавательная — изучение опыта, практики;
• научно-содержательная — овладение теорией, объяснение педагогических явлений;
• диагностическая — изучение причин явлений, процессов;
• прогностическая — экстраполяция идей на другие явления, перспективы их развития;
• проективно-конструктивная — разработка методик, определяющих будущую педагогическую деятельность;
• преобразовательная — внедрение достижений передового опыта в практику;
• интегрирующая — междисциплинарная и внутрипредметная;
• организационно-методическая — методика преподавания педагогики как ориентир в перестройке преподавания других дисциплин;
• культурологическая — формирование педагогической культуры преподавателя.
Реализуя эти функции, педагогическая наука решает и задачу изучения личностных качеств людей, их воспитанности, способности к самосовершенствованию. Первостепенное внимание обращается на способности и возможности субъектов педагогического труда в воспитании и обучении, профессиональной подготовке будущих специалистов. Признание личностного, субъективного фактора в педагогической деятельности не умаляет роли педагогики как науки и не абсолютизирует понимание ее как искусства. И та, и другая стороны важны, так как они в совокупности дают в руки участникам педагогического процесса эффективные методы решения задач.
Педагогика учитывает не только специально организованные педагогические воздействия, но и то, что социальная среда постоянно влияет на человека, воспитывая, обучая и развивая его.
Схема 1
Основные группы факторов,
влияющих на формирование и развитие личности
Основными факторами социально-педагогического влияния являются:
Макросреда
• государственное, политическое, экономическое, правовое устройство общества;
• деятельность государственных и муниципальных органов управления, их сотрудников;
• состояние законности и правопорядка, уровень культуры и жизни населения, его социальной защиты;
• социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенности различных групп населения, деятельность их общностей;
• деятельность средств массовой коммуникации, культуры и искусства;
Микросреда
• семья, быт, досуг, уроки жизни и деятельности.
В настоящее время педагогическая наука учитывает определяющие тенденции образования, воспитания, обучения и развития:
непрерывность,
интегративность,
стандартизацию
демократизацию.
Непрерывность означает создание условий для воспитания и развития человека, его творческих способностей на протяжении всей жизни и деятельности.
Интегративность предполагает усиление связи между различными влияниями в целях повышения качества педагогического формирования личности человека.
Стандартизация требует учета цели и задач определенного уровня образования. Государственный стандарт устанавливает базовый уровень, обеспечивающий необходимый минимальный уровень квалификации специалиста, упорядочивает нормативно-правовые аспекты подготовки кадров, расширяет их профессиональный профиль, повышает эффективность контроля за деятельностью учебных заведений.
Демократизация утверждает равное право граждан на получение образования, участие в самоуправлении, а также гуманность отношений между людьми.
Основными задачами педагогики являются:
• разработка философско-методологических проблем, социальных и конкретно-педагогических целей, закономерностей и технологий образования, обучения, воспитания и развития;
• изучение и обобщение практики, опыта деятельности, прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов работы с людьми;
• определение перспектив разностороннего развития личности в педагогическом процессе;
• обоснование путей и средств дифференциации и индивидуализации педагогического труда на основе единства обучения, воспитания и развития человека, подготовка его к социально-полезной деятельности;
• разработка методологических проблем и методов педагогических исследований;
• поиск оптимальных путей развития научного мировоззрения, духовной культуры, гражданской зрелости человека;
• разработка фундаментальной основы общего и профессионального образования, его содержания, новых тематических планов и учебных программ, учебников, дидактических материалов, методов, форм и средств воспитания и обучения;
• исследование эффективности способов активизации и оптимизации педагогического процесса, сохранения и укрепления здоровья его участников;
• обоснование условий повышения эффективности самосовершенствования: разработка социально-педагогических проблем этого процесса;
• построение системы непрерывного образования человека на различных ступенях его жизни и деятельности;
• исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации субъектов педагогического труда, различных должностных лиц, руководителей, родителей, чья деятельность связана с педагогическими воздействиями на людей: обобщение и распространение педагогического опыта и инновационных процессов в интересах удовлетворения потребностей педагогической теории и практики, подготовка кадров социальных педагогов для работы вне образовательных учреждений, в гуще общественной жизни;
• изучение исторического пути развития педагогики, выявление ценного и поучительного на сегодняшний день: анализ идей, содержания и лучшего опыта в системах образования за рубежом, особенно в развитых странах, участие в международных педагогических проектах, что может способствовать улучшению подготовки специалистов в России.
Решение всех этих задач подчинено общей цели: повысить качество подготовки студентов и профессионалов в различных ведомствах, стране в целом, людей педагогически компетентных, способных использовать данные педагогики в своей деятельности.