Нетрадиционный - не совсем обычный - совсем необычный
Такое разделение уроков кажется неуместным только напервый взгляд. Но в современной психолого-педагогической и методической литературе понятие «нетрадиционная форма урока» до сих пор не имеет четкого определения, остается крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых - «нестандартный урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды урока». Весьма распространено определение нетрадиционного урока, как импровизированного учебного занятия, имеющего нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционный урок также считается необычным по замыслу, организации и методике проведения.
Мнения педагогов о нетрадиционных уроках расходятся. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, пра-1 вильный шаг в направлении демократизации школы. Другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением! педагогических принципов, вынужденным отступлением; педагогов под напором обленившихся учащихся, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Авторы уделяют основное внимание описанию методики, отдельных форм нетрадиционных уроков, т.е. сосредотачиваются на организационном аспекте, упуская содержательный и концептуальный, которые являются наиболее существенными.
Можно выделить два основных подхода.
Первый подходтрактует нетрадиционный урок как отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов.
При втором подходеимеются в виду формы урока, появившиеся в последнее время и завоевывающие все более прочные позиции в современной школе.
Нетрадиционные формы обучения в школьной практике не являются изобретением последнего времени и применялись в виде так называемого «метода проектов» в конце 20-х гг. XX в. Сегодня «метод проектов» вряд ли уместно относить к нетрадиционным: он уже стал традицией на уроке, причем, далеко не лучшей, т.к. используется весьма примитивно. Нельзя его определить и как нестандартный метод - используется он уже широко, хотя ни один стандарт образования не оговаривает необходимость тех или иных методов и форм обучения.
Однако урок с использованием метода проектов - в большей степени нетрадиционный, чем нестандартный. Хотя бы потому, что отступать от стандартов образования 4 программ, учебных планов - учитель не имеет права. Более уместное определение - нетрадиционный урок - более привычно, но если уж быть точным и корректным, не традиционный - означает полностью отошедший от традиций, совершенно новый по всем своим компонентам, совсем необычный. Это - и более высокая степень педагогического мастерства, определяемая более высоким уровнем педагогической культуры. «Более высокая» - не высшая, на самом «верху» - личностно ориентированные уроки, воплощающие высший педагогический пилотаж. По пути к этой вершине, остановимся на определениях «не совсем обычный урок» и «совсем необычный урок».
Что в уроке не совсем обычно? Прежде всего, не будем забывать, что любой урок преследует общую цель,оговоренную требованиями программы. Но достигается она различными средствами, которые отражаются разными целями. Другим общим моментом является относительная «верность» достаточно традиционной структуре. Она может повторять привычный ход занятия с его оргмоментом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой ит.д.
Более необычными являются содержание и средства его представления. Благодаря этой необычности содержания, методов иформ, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Правда, каждый раз по-разному. Все зависит от того, какую позицию займет учитель. Однако ребенок, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно. Еще не совсем, как личность, но уже – как заинтересованный субъект образовательного процесса. И вот почему.
В рамках заданной программой обучения общей цели, не совсем обычные урокипреследуют свою собственную цель: поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие уроки по объему и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.
Такой урок для учеников - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это - возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя не совсем обычный урок, с одной стороны, возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Совсем необычный уроккак бы развивает те процессы, которые начались в не совсем обычном уроке по всем параметрам, от собственной цели и содержания до форм и методов. Возникает необходимость различать эти удивительные виды педагогической деятельности. Поскольку речь идет о сравнении по основаниям (цели, содержание и т.д.), появляется возможность классифицировать уроки, т.е. отнести их к разным классам (разрядам), чтобы четче : представлять работу и с целью, и с содержанием, и с методами.