Классификация методов воспитательного процесса
В педагогической деятельности учителя не должны пренебрегать существующими правилами и нормами в практике педагогического управления коллективом. Эти правила не расходятся с современными взглядами отечественных специалистов:
· не подавлять, а направлять активность ребят;
· осуществлять процесс управления по принципу динамического развития;
· вступать во взаимодействие с другими коллективами и семьей;
· выбор педагогического идеала и образца;
· сделать мнение коллектива авторитетным;
· привлекать формы контроля и самоконтроля по горизонтали;
· использовать различный уровень избирательности отношений (учить терпеливо относиться к недостаткам других, учить прощать неразумные действия и обиды);
· выполнение индивидуальных поручений должно осуществляться в положительном психическом состоянии (заинтересованности, решительности);
· использовать знания о феномене популярности личности (на основе формирования нравственных качеств);
· осуществлять выбор коллектива для ученика, а не наоборот;
· чаще менять направления и характер деятельности коллектива, с целью смены лидерских позиций.
Понятие «метод воспитания» – это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к педагогической практике методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников для выработки у них заданных целью воспитания качеств. На вопрос «Сколько существует методов воспитания?» – можно ответить примерно так: «Столько, сколько может найти воспитатель». Практика воспитания использует те пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути носят название общих методов воспитания. Перед воспитателем всегда стоит задача найти новые или оптимальные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяя быстрее добиваться результата.
Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма. Создать принципиально новый метод воспитания одному педагогу не под силу. Задача совершенствования методов перед педагогами стоит постоянно, поэтому каждый педагог в общие методы может внести изменения, дополнения. Такие частные совершенствования методов носят название приемов.
Прием воспитания – часть общего метода, отдельное воздействие (действие), конкретное, улучшенное. Значение методов и приемов воспитания, умение правильно их применять – это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства.
Средства воспитания – совокупность приемов. На практике выбор метода – это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать между собой эффективность различных методов воспитания.
Оптимизировать методы по всем критериям одновременно невозможно. Многие веские причины затрудняют процесс выбора методов воспитания и определения оптимальных, а именно:
· методы воспитания строго не зафиксированы и однозначно не описаны;
· множественность условий применения методов;
· единственно надежный критерий оптимизации – время, но этот критерий применяется редко.
Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое воздействие и предвидел его последствия, всегда достигает более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания - высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку.
Педагогу необходимо учитывать причины, которые определяют выбор методов воспитания. Этими причинами являются:
· цель, содержание, учет возрастных особенностей;
· уровень сформированности коллектива;
· личностные особенности, условия;
· средства, уровень педагогической квалификации;
· время, педагогический прогноз.
Классификация методов воспитания.
По результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
· влияния, формирующие нравственные установки – мотивы, отношения, представления, понятия, идеи;
· влияния, формирующие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
В настоящее время наиболее удобной представляется классификация методов, включающих в себя цель, содержание и реализацию (по Г.И.Щукиной):
· Методы формирования сознания личности – убеждение, рассказ, объяснение, лекция, беседа и т.д.;
· Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения – упражнение, приучение, требование, мнение, ситуация и т.п.
· Методы стимулирования поведения и деятельности.
Литература по теме
1. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.
2. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 20–29.
3. Белова, А.В. Женское институтское образование в России / А.В.Белова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 76–83.
4. Боркова, Н.Н. Понятие «личность» в российской педагогике / Н.Н.Боркова // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 74–78.
5. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14.
6. Захарченко, Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя / Е.Ю.Захарченко // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 45–50.
7. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В.И. Загрязинский и др. // Педагогика. – 2002. – № 9. – С.3–11.
8. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88.
9. Лазарев, В.С. О развивающихся педагогических системах / В.С. Лазарев // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 13–24.
10. Леонтьев, А.А Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. – М. : Начальник, 1996.
11. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург : Изд-во УГПУ, 1994.
12. Морозова, О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя / О.П. Морозова // Педагогика. – 2002. – № 1. – С. 61–68.
13. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М. : Просвещение, 2001.
14. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М. : Изд-во Новая школа, 1994.
15. Смирнов, В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII – начала XX вв. / В.И. Смирнов // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 70–77.
16. Степанов, Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения / Е.Н. Степанов // Педагогика. – 2001. – № 4 – С. 14-19.
17. Шеховская, Н.Л. К.Д.Ушинский и Н.А.Бердяев: духовность как нравственная оценка личности / Н.Л. Шеховская // Педагогика. – 2002. – №5. – С.77–82.
Деятельностный блок
Вопросы и задания
1. Раскройте основные аспекты профессиональной этики.
2. Каковы способы воспитания гуманного отношения к ребенку и его семье?
3. Перечислите традиционные воспитательные мероприятия в учебном заведении.
4. Назовите цели и задачи этих мероприятий.
5. Составьте комментарий педагогическим мыслям, раскрывающим воспитательные аспекты и противоречия:
· которая рука за вихор гладит, та и за вихор тянет (русская пословица);
· если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель (Л.Толстой);
· если сосуд не достаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни влил (Гораций);
· вежливость – гигиена человеческих отношений (А.Круглов);
· чтобы изменить человека, надо начинать с его бабушки (В.Гюго);
· кто перепоручает воспитание чужим людям, тот растит чужих людей (В.Надеждин);
· на родителей всегда смотрят дети и боги (В.Надеждин);
· уж не оттого ли люди истязают детей…, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность? (А.Герцен);
· пример действует сильнее угрозы (П.Корнель);
· всякая злость приходит от бессилия (Ж-Ж. Руссо);
· кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью (А.Чехов);
· в воспитании все дело в том, кто воспитатель (Д.Писарев);
· постоянно давать детям награды не годится, через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей (И.Кант);
· куда не влекут способности, туда не толкай (Я.Коменский).