Педагогика- наука о воспитании и обучении и человека
Краткий словарь основных понятий по дисциплине « ПСИХОЛОГИЯ и педагогика»
О.С.Осипова-2011
АГРЕССИЯ –действие, поведение, нацеленное на причинение ущерба (морального, физического и т. д., вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту. В психологии Агрессия трактуется либо как результат внутренне присущей человеку агрессивности (психологизм), либо как результат фрустрации, либо как следствие недостаточной и неудачной социализации.АГРЕССИВНОСТЬ– тенденция к агрессии.
АГРЕССИЯ ЗАМЕЩЕННАЯ – враждебные действия, направленные не на вызвавший агрессию объект, а на доступный и “разрешенный” объект.
АГРЕССИЯ ЗАЩИТНАЯ – враждебные действия по отношению к другим лицам и группам с целью решить и ликвидировать собственные внутренние проблемы.
АДАПТАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ– вид социальной адаптации, который представляет собой включение работника в производственную среду и имеет в качестве основных аспектов, сторон психофизиологическую, профессиональную и социально-психологическую адаптацию.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ– 1.Приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям. 2. Включение человека или группы в новую социальную среду, во взаимодействии с которой появляются приспособительные и преобразовательные моменты.
Аттитюд - предрасположенность, готовность человека действовать определённым образом в определенных ситуациях, обусловленная ценностными ориентациями.
Акцентуация характера– чрезмерное развитие какой-то из черт характера.
АФФЕКТЫ– сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями.
Бессознательное – психические процессы, не представленные в сознании субъекта; процессы организма, которые никогда не будут осознаваться и контролироваться. З.Фрейд представлял бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, противостоящей деятельности сознания.
Внимание–произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.
ВОЛЯ– способность человека действовать в направлении поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления).
Воображение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей.
Восприятие– психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактное мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Деятельность - осознанная, целенаправленная активность человека.
ЗРЕЛОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ–определенный уровень личностного развития индивида: результат социализации, в ходе которой он интернализирует (воспринимает) общественные ценности и образцы поведения и адекватно исполняет роли взрослого члена общества.
ИМИДЖ (от англ.- образ, представление) – 1. Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других. 2. Совокупность свойств, приписываемых объекту рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему.
ИНТЕРАКЦИЯ— процесс взаимодействия, взаимообусловленного влияния субъектов социального действия друг на друга.
Инстинкты– фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим, присущая всем представителям данного вида.
ИНТРОВЕРСИЯ(от лат.- обращенный вовнутрь) – свойство личности, состоящее в направленности на внутренний мир собственных переживаний, чувств, мыслей, рассудительности, в опоре на внутренние нормы и независимость от внешних факторов по К. Юнгу.
ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат.- смотреть вовнутрь) – метод исследования, основанный на самонаблюдении в процессе восприятия, мышления и т.д.
ИНТУИЦИЯ– 1. Способность непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств, без предварительного логического рассуждения, основанного на предшествующем опыте. 2. Чутье, проницательность.
Коллектив– группа людей, выполняющих общественно-полезную и личностно-значимую деятельность, например, учебную, производственную, научную и т.п. Обладает свойствами социальной группы и социального института. Выделяются первичные коллективы – далее неделимые группы людей, находящихся в непосредственном общении и взаимодействии (бригады, школьные классы, студенческие группы и т.п.)
Комплексв теории психоанализа – бессознательные психические образования, складывающиеся на основе вытесненных в детстве переживаний и предопределяющие характер человека и его поведение (комплекс неполноценности, Эдипов комплекс
КОМПОЗИЦИЯ КОЛЛЕКТИВА – характеристика состава коллектива по социальным признакам (пол, возраст, семейное положение и т.п.) и психологическим свойствам его членов (тип темперамента, склонность к тем или иным видам деятельности – организаторской, исполнительской и т.д.).
Конфликт психологический – столкновение двух или более сильных мотивов, которые не могут быть удовлетворены одновременно.
Конфликт внутриличностный – конфликт, участниками которого являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.
КОНФЛИКТ ЛИЧНОСТНО-РОЛЕВОЙ– ситуация противоречия между свойствами и устремлениями личности и требованиями социальной роли.
КОНФЛИКТ МЕЖРОЛЕВОЙ – ситуация противоречия между требованиями разных социальных ролей, исполняемых личностью.
ЛИДЕР – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных участников в силу своего личностного авторитета.
ЛИДЕРСТВО – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.
ЛИЧНОСТЬ – совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, как продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой личного усвоения, обогащения и развития человеком социального опыта.
МАЛАЯ ГРУППА– объединение людей численностью до 30 человек, имеющих общую цель и находящихся в непосредственном общении.
МЕТОДЫ СБОРА психологической ИНФОРМАЦИИ - различные способы получения первичных данных о свойствах изучаемых объектов. Основные методы сбора психологической информации:
Анкетирование- письменный опрос, наиболее распространенный способ сбора информации о человеческой субъективности: мыслях и чувствах людей, их мнениях, настроениях, жизненных планах.
Интервью- целенаправленная беседа исследователя с респондентом, позволяющая получить более глубокие и точные сведения об индивидуальных особенностях сознания людей.
Наблюдение- метод целенаправленного зрительного и слухового восприятия фактов поведения людей.
Социометрический опрос - метод выявления межличностных отношений в группах и коллективах с помощью процедуры выбора желательных и отклонения нежелательных партнёров для совместной деятельности.
Тесты позволяют выявить латентные, скрытые свойства изучаемых объектов.
Эксперимент - метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты.
Мимика– движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние; способна дать истинную информацию о том, что переживает человек.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения действительности, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами; опосредованное, обобщенное отражение действительности в формах понятий суждений и умозаключений. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
МОТИВ – внутреннее побуждение к деятельности, вызванное потребностями человека.
НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ– общепринятые правила поведения людей; предъявляемые обществом или социальной группой требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, приводящее к возникновению психического контакта.
ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Память– форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта, основа приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.
ПОТРЕБНОСТЬ – состояние недостатка, ощущение нужды в чём-либо необходимом для жизни. Выделяются потребности физического существования, социального существования и социального развития.
Привычка – это потребность человека совершать определенное действие.
ПСИХИКА – это “субъективный образ объективного мира”, свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира в его связях и отношениях.
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как самоорганизующейся системы, как особой формы жизнедеятельности.
Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми.
РЕЛАКСАЦИЯ(от лат.- ослабление) –1. Процесс постепенного возвращения в состояние равновесия. 2. Общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических усилий, а также полное или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки.
Рефлексия – 1) внутриличностный анализ, позволяющий разумно оценить предшествующие действия и внести коррективы в последующее поведение человека; 2) осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партером по общению.
СОЗНАНИЕ – высшая, интегративная свойственная только человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, представленная посредством языка и речи; формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация представляет противоречивое единство двух тенденций: унификации, которая проявляется в стремлении индивида быть как все, в овладении общепринятыми способами общения и деятельности, стереотипами массового сознания, и индивидуализации, которая выражается в стремлении к формированию своего “Я”, к выработке оригинальных способов общения и деятельности.
Социальная психология – научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
СТАТУС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – положение человека в системе межличностных отношений в коллективе.
СТРЕСС– состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета. Это понятие было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации (дистресс).
Суждение – это мысленное отражение объекта в утверждающих или отрицающих признаках.
Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Умозаключение – это сложное мысленное отражение объекта, когда из одного или нескольких суждений выводится новое.
УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ – совокупность социальных норм и ценностей, направленных на формирование у человека предрасположенности, готовности действовать определённым образом в определенных ситуациях.
УТОМЛЕНИЕ– временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, возникающее вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласованности в работе обеспечивающих деятельность систем.
ФРУСТРАЦИЯ (от лат.- самообман, неудача, тщетная надежда)– 1). Состояние психической дезорганизованности, возникающее у человека в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей, неуспеха в удовлетворении потребности, желания и проявляющееся сочетанием подавленности с напряжением и тревогой. 2. Сама ситуация, обстоятельства, вызвавшие такое состояние.
Характер– результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения.
ЦЕННОСТИ – объекты разного рода, способные удовлетворять человеческие потребности (предметы, занятия, отношения, люди, группы и др.). Наука о ценностях – аксиология.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – разделяемые личностью социальные ценности, на достижение которых направляется активность человека.
ЧУВСТВА– устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.
Эмоции(от лат.- возбуждать, волновать) – переживания (удовлетворение, радость, страх и т.д.) значимости действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности, один из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
ЭМПАТИЯ – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки. Важная часть методов психологического консультирования (К. Роджерс).
Я-концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.
акмеология(от греч. «акме» – пик, вершина, высшая ступень чего-либо) – новая область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации.
Предмет акмеологии – творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения субъектом деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин
Воспитание –целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий.
Воспитание в широком значении – целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности.
Воспитание в узком значении – воспитательная работа, в процессе которой формируется убеждения, нормы нравственного поведения, черты воли и характера, эстетические вкусы, физические качества человека.
Деятельность – специфически человеческая, целенаправленная активность личности.
Дидактика– это область педагогики, изучающая и исследующая проблемы образования и обучения, закономерности процесса обучения.
Закономерности воспитания– устойчивые и повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Знание в педагогике – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы и т.д.), способность применить их на практике.
ИНТЕНСИФИКАЦия обучения– это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность и право успешно действовать при решении конкретных профессиональных задач на основе практического опыта, знаний, умений. Обратная сторона компетенции – профессиональная ответственность.
Креативность–способность к творчеству, способность по-новому, оригинально взглянуть на существующую проблему.
МЕТОД(происходит от греч. слова «methodos») – путь, способ продвижения к истине. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Методы воспитания – совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств. Для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.
модуль– это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся.
Навык – составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства (например, беглое чтение).
Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, из приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
ОБРАЗОВАНИЕ– это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности обучаемых по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные впечатления от различных сторон жизни и деятельности.
Педагогика- наука о воспитании и обучении и человека.
Педагогическое управление – процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Развивающее обучение– это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
Развитие – процесс изменения организма и психики человека в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности.
Самовоспитание– деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Основные приемы самовоспитания: самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция и самоубеждение.
Самосовершенствование – это сознательный процесс повышения уровня своей компетенции и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития (образование, обучение, креативность).
Социализация– процесс формирования личности в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или в данной социальной группе.
Способности– это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.
Средства воспитания – а) конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера и т.д.); б) виды деятельности воспитуемых (учебные занятия, конкурсы, олимпиады и др.); в) наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе того или иного воспитательного метода.
Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.
Убеждение– это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств.
Умение – это владение способами (приемами, действиями), позволяющими применять усваиваемые знания на практике (умение решать задачи по математике).Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Способность к целенаправленной и результативной деятельности.
Упражнение– планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.
УЧЕНИЕ –специфически человеческая сознательная деятельность, имеющая целью усвоить определенные знания, навыки и умения.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬимеет внешнюю структуру, состоящую из элементов: 1) мотивация; 2) учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку.
Формирование личности – процесс изменения личности в ходе взаимодействия её с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
Цель воспитания – заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколение в жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достичь в процессе воспитательной работы.