Система психологических наук
Общая психология | Социальная психология |
Возрастная психология |
Психология труда |
Педагогическая психология |
Психология спорта |
Инженерная психология |
Военная психология |
Психология искусства |
Политическая психология |
Юридическая психология |
Психология управления |
Психология религии |
Этническая психология |
Медицинская психология |
Практическая психология |
Экспериментальная психология |
Психология бизнеса |
Психология рекламы |
Психология моды |
Психология СМИ |
Патопсихология |
Другие отрасли психологии |
Примечание. Все представленные на схеме отрасли психологии, в свою очередь, включают в себя ряд относительно самостоятельных наук. Например, возрастная психология включает детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронтопсихологию; педагогическая психология — психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и воспитания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст, психологию профессионально-технического образования, психологию высшей школы; юридическая психология — психологию гражданско-правового регулирования и судопроизводства, криминальную психологию, психологию уголовного судопроизводства, пенитенциарную (исправительную) психологию.
Все отрасли психологии взаимосвязаны и обогащают друг друга. А потому психологическое образование специалиста не может быть полным, если оно осуществляется в рамках лишь отдельной отрасли психологии. Но в любом случае оно предполагает достаточно глубокое изучение прежде всего проблем общей и социальной психологии, создающих системное представление об индивидуальной и групповой, массовой психике и их отдельных феноменах.
Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений, возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятельность человека. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности.
В целом психология как наука выполняет две основные функции: как фундаментальная наука она призвана разрабатывать психологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов; как прикладная область знаний — формулировать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.
Психология — это область гуманитарного, антропологического знания. Она тесно связана со многими науками. При этом достаточно отчетливо проявляются два аспекта таких взаимосвязей.
1. Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: например, философия, физиология высшей нервной деятельности человека.
Философские науки имеют для психологии прежде всего теоретико-методологическое значение. Они вооружают человека пониманием наиболее общих законов развитая объективной реаль ности, истоков жизни, смысла человеческого существования, формируют у него определенное видение картины мира, понимание причин происходящих в живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений, объясняют суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения человека.
Известно многообразие философских школ, как материалистических, так и идеалистических, стоящих на позициях монизма и дуализма. А потому понимание сути, истоков, особенностей формирования и функционирования психики людей, ее отдельных феноменов во многом определяется мировоззренческой позицией человека, в том числе и профессионального психолога-исследователя. Именно этим и объясняется существование множества психологических школ, направлений, особенно на Западе (бихевиоризм, фрейдизм, когнитивизм, интеракционизм и т.д.), для которого характерен плюрализм философских школ.
Наша отечественная психология складывалась и развивалась преимущественно в рамках марксистской концепции и ей в значительно меньшей степени присущ плюрализм позиций в понимании сущности и истоков человеческой психики, сущности самого человека. Характерным для отечественной психологии является диалектико-материалистический монизм в понимании психики человека, общественного сознания.
В индивидуальной и групповой, общественной психике проявляют свое действие основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий истоки, причины развития; отрицания отрицания, показывающий, в каком направлении происходит развитие; перехода количественных изменений в качественные, объясняющий, как происходит развитие. С позиций и этих законов отечественная психология подходит к пониманию истоков, сути и направлений развития психики людей и отдельных психических феноменов.
Материальной основой психического выступает головной мозг. Психика человека является функцией нервной системы, прежде всего коры головного мозга. Поэтому большое значение в понимании индивидуальной психики и ее отдельных феноменов имеет естествознание, и прежде всего физиология высшей нервной деятельности, которая изучает строение и закономерности работы коры головного мозга.
Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, работы А.А.Ухтомского, П.К.Анохина и др. составили естественно-научную основу психологических знаний. Современные исследования нейрофизиологических механизмов деятельности мозга значительно расширили гфедставления о физиологических механизмах психической деятельности.
2. Есть науки, в отношении которых психология выступает одной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в первую очередь относятся педагогические, юридические, медицинские, политологические и ряд других. Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не может быть достаточно полной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том числе и психики человека, психологии возрастных, этнических, профессиональных и других групп людей.
Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии, поскольку для них основным объектом являются человек, организация и мотивирование его поведения и деятельности, формирование и развитие личности. К. Д.Ушинский не без основания считал: чтобы всесторонне воспитывать человека, его надо знать во всех отношениях, постоянно изучать, наращивать это знание и учитывать его как на этапе научных разработок педагогических, правовых, этических, политических систем, так и в практической деятельности.
Как видим, современная психология занимает особое место в системе научного знания. Это можно представить следующим образом.
Схема 3