Разв.предст-ий о природосообразности и воспитания
Пед. мастерство и стили пед.общения.
Пед. мастерство - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющих высокую эффективность пед.процесса. Это уровень совершенного владения педагогической деятельностью. Пед культура — это часть общечел. культуры, динамическая система пед ценностей, способов Д и проф. поведения Ч. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Пед.биография педагога индивидуальна: не каждый и не сразу становится мастером. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, педагогу необх. владеть зак-тями и мех-ми пед.процесса. это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать пед. явления, находить, расчленять, делать выводы. Профмастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей Д на научную теорию и применяет ее на практике (педдеят = целостный процесс). В мастерстве педагога можно выделить 4 элемента: 1. маст-во организатора коллектив. и индив. Д детей; 2. маст-во убеждения; 3. маст-во передачи знаний и формирование опыта Д; 4. маст-во владения педтехникой. Педтехника – сов-ть У и Н, кот. необх. д/педвозд-я на отдельных учащихся и коллектив в целом - стиль обучения, умение управлять вниманием, чувством и пр. Мастерство педагога выражается след. общими умениями:1. речевые. (панто)мимические средства выр-ти; 2. упр-е своим психич. состоянием и поддерж. эмоц-творч. напряжения; 3. актерско-режиссерские. Пед. мастерство, выражает высокий уровень развития педдеят., владения педтехнологией, в то же время и Л педагога в целом, его опыт, гражданскую и проф. позицию. В педагогическом руководстве выделяют 2полярных, диаметрально противоположных стиля работы учителей: авторитарный и демократический. Преобладание того или другого в общении на уроке предопределяет и сущность, характер той или иной дидактической системы.Что же такое авторитарность? Применительно к современности этим словом обозначают стиль педагогического руководства, сформировавшийся в общественных условиях известного периоде, совокупность личностных факторов, обуслваливвющих догматизм и стереотипность восприятия действительности. Авторитаризм проявляется в абсолютизации принципа единоначалия в обществе. Он не мог не отражаться на школе, где исключалось любое не санкционированное творчество и насаждалось царство единомыслия, единодушия, исполнительности на подражательно-репродуктивном уровне. За это отвечал директор. Учитель также был поставлен в положение диктатора: он объясняет, контролирует, оценивает, дает задание на дом, обращается к руководству школы и родителям ученика за наказанием. Как же это сказывается на ученике? Он обязан повиноваться, быть послушным. Но ведь давно известен постулат, что только в творческой деятельности формируется творческая личность. Сегодняшняя острая потребность общества в людях с самостоятельным, критическим, творческим мышлением, свободных от догматизма и приспособленчества, заставляет ученых педагогов и психологов обратиться к педагогическому сотрудничеству. Оно предусматривает дискуссии, "круглые столы", "обратную связь", оценочные суждения учеников о педагогах, вовлечение в единое дело всего коллектива и пр.
Разв.предст-ий о природосообразности и воспитания
Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, ПлатонА, Аристотеля.1)Принцип природосообразности воспитания сформировал в XVII веке Ян Амос Коменский. Фридрик Вильгельм Адольф Дистерверг (1790-1866) полагал, что разумно организованное воспитание должно вестись с учётом 3 принципов: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. На основе этого он сформу-л систему дидакт-х правил, изложил их в книге «Руководство к образованию немецких учителей» (1835г). О природосообразности он писал, что и для врага, и для воспитателя самое важное – узнать природу человека вообще и в частности. Всякое иск-во может достигнуть ничего идя против природы; все достижения техники, вызывающие удивление, в ч-ке природа также сила. История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения и воспитания. Одни принципы исчезают, появляются новые. Это говорит о том, что наука наша должна чутко улавливать изменения требования общества к образованию и своевременно реагировать на них, т.е. строить такую систему принципов, которая верно указывала бы путь к достижению цели образования. Создание передовой системы образования- это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России. Большое внимание вопросу о природосообразности уделяют наши соотечественники: Орлов А.Б., Мудрик А.В.Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно осн-ться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.А.В. Мудрик пишет, что в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек: • осознал себя гражданином Вселенной;• понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;• осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;• имел чувство сопричастности природе и социуму как её части;• формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;• осознавал самого себя как субъекта творящего ноосферу.Природосообразности принцип, пед. принцип, согласно к-рому воспитатель в своей деятельности должен руководствоваться факторами естественного, природного развития ребёнка. Зародыши этой идеи встречаются в произведениях антич. мыслителей - Платона, Аристотеля. Разностороннее обоснование П. п. получил в трудах Я. А. Каменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. В. Дистервега и др. педагогов, хотя он и понимался ими не всегда одинаково, что зависело от разл. трактовок самого понятия природы. Идея П. п. широко распространилась в педагогике 18-19 вв. Попытки разработки на её основе теории воспитания получили общее название пед. натурализма, частными проявлениями к-рого явились популярные в кон. 19 - нач. 20 вв. теории свободного воспитания и педоцентризма.
2) Принц. культуросообразности воспитания. Идея культуросообразности впервые появилась в трудах Д. Лок-ка, который объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в опыте определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И.Г. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде.Собственно принцип культуросообразности в пед-ке сформ-л Ф.А. Дистервег.Утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и живет. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой в русле этих идей писали о народности в воспитании. П.Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры. Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский.
3) Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо. В русле философии прагматизма (Д. Дьюи) этот принцип понимался как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание – как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Данный принцип исходит из приоритета личности по отношению к обществу.
Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику. Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул 'золотое правило дидактики': 'Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрения, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами'. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств.
Функции наглядности:-помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;-помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;-формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;-дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.