Примерный музыкальный материал. Белорусская народная песня «Спі, сыночак міленькі”

Белорусская народная песня «Спі, сыночак міленькі”.

Белорусские народные песни “А сёння ў нас Масленка”, “На вуліцы Масленіца”, “А на гарэ сонца”, “На вуліцы дзеўкі гулялі”.

Белорусские народные песни “Ды была ў бабкі курка рабенька”, “Агу, вясна, агу, красна”, “Вясна-красна”, “Песенька мая харошая”, “Ой, вясна, вясна, вясеначка”, “Гаспадарочак, слаўны паночак”, «Жавароначкі, прыляціце”.

Белорусские народные песни «У нас сёння Купалачка», «На святога Яна дзеўкі зелле рвалі”, “Шла Купалка па вуліцы”, “Купалінка”, “Цяпер Купала, а заўтра Ян”, “Ой, рана на Йвана”.

Традиционный еврейский танец «Хава».

Татарские плясовые частушки.

Украинская народная песня «Щедрик».

Литовские народные песни «Солнышко вставало», «Холил конька я».

Французская народная песня «В Авиньоне не мосту», «Пастушья песня».

Итальянская народная песня «О мое солнце».

Традиционная африканская песня «Сияхамба».

Церемониальные праздничные танцы в кенийской деревне.

Традиционный польский танец «Мазурка».

Русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге».

«Рамонка». Муз.И. Лученка, сл.А. Вольского.

«Моя Россия». Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой.

«Ослик мой, быстрей шагай». Муз. В. Доморацкого, сл.народные, пер.с французского Н. Гернет и С. Гиппиус

«Бьют тамтамы». Муз.Г. Струве, сл. А. Барто.

«Джаз». Муз.Я. Дубравина, сл. В. Суслова.

«Птицы над взморьем». Муз.Х. Рётаро, сл. К. Тарияки.

“Мы ідзем гукаць вясну”. Муз.В. Серых, сл.И. Титовца.

"Мы з табой ішлі?” Муз.В. Войтика, сл.Л. Прончака.

«Цыплята» Муз. Г. Гусейнли, сл.Т. Муталлибова.

«Мальчик и сверчок». Муз. Р. Паулса, сл. Аспазии.

«Заход солнца». Муз.Э. Грига, сл. А. Мунка, пер. С. Свириденко.

Н. Соколовский. «Мазурка».

Д. Лыбин. «Заблудившийся джаз», «Дом с привидением».

С. Бельтюков. «Городской пейзаж», «Вечер» (из сюиты «Китайские акварели для ударных инструментов»).

Н. Чуркин. «Колыбельная».

Спиричуэл. «Глубокая река».

О. Типпет. "Спиричуэл".

Дж. Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс».

Н. Паганини. «Кампанелла».

Н. Паганини-Ф.Лист. «Кампанелла».

В.А. Моцарт. Симфония № 40 (экспозиция I ч.).

А. Вивальди. «Времена года» (по выбору учителя).

М.К. Чюрлёнис. Симфоническая поэма «В лесу»

С. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 3, ч. I, Г.п.

Г. Свиридов. «Зимняя дорога» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»).

Д. Гаспарян. «Магия армянского дудука».

Ф. Шопен. Ноктюрны E-dur, cis-moll.

Й. Штраус. Марш Радецкого, Полька-пиццикато.

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К уровню музыкального развития учащихся четвертого класса

Музыкальная культура учащихся конкретизируется в следующих представлениях:

– о жанровом многообразии белорусской музыки, глубокой связи народного и композиторского творчества;

– о музыке в народных обрядах и праздниках в Беларуси;

– о разнообразии музыкальных языков, общих и специфических чертах в музыке разных народов;

– об интернациональных связях в творчестве композиторов и исполнителей;

Музыкальная культура выпускников начальной школы выявляется в следующих умениях:

–– сравнивать содержание, жанры, формы музыкальных произведений в музыке разных народов;

––прослеживать развитие музыки, отображать различными способами строение музыкальных произведений;

––высказывать свое отношение к музыке;

–– выразительно петь и музицировать на музыкальных инструментах;

–– осмысленно использовать средства музыкальной выразительности в различных видах музыкальной деятельности.

Литература для учителя

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя /Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 1983.

2. Антоневич, В.А. Белорусская музыка XX века: композиторское творчество и фольклор / В.А. Антоневич. – Минск: БГАМ, 2003. -- 408 с.

3. Апраксина, О.А. Методика развития детского голоса: Учебное пособие /О.А. Апраксина. – М., 1983.

4. Беларускія народныя абрады / Склад. Л.П.Касцюкавец. – Мінск: Беларусь, 1994.

5. Вендрова, Т.Е. Пусть музыка звучит: Книга для учителя. Из опыта работы /Т.Е. Вендрова. – М.: Просвещение, 1990.

6. Вількін, Я.Р. Беларускія народныя гульні / Я.Р. Вількін. – Мінск: Беларусь, 1996. – 86 с.

7. Восеньскія святы: дапам. для настаўнікаў і выхавальнікаў / укл. А.Ю.Лозка. – Мінск: Беларусь, 1995.

8. Горюнова, Л.В. Урок музыки – урок искусства: Книга для учителя / Л.В. Горюнова, Л.П. Маслова. – М.: Прометей, 1989.

9. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методич. пособие для учителей /Н.Н.Гришанович. – Минск: Юнипресс, 2006.

10. Дзіцячыя фальклорныя гульні / Аўт.-уклад. З.П. Леановіч, Н.А. Рылькова. – Мінск: Народная асвета, 1995. – 32 с.

11. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Академия, 2000.

12. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский.– М.: Просвещение, 1989.

13. Кабалевский, Д.Б. Сила искусства / Д.Б. Кабалевский. – М.: Молодая гвардия, 1984.

14. Калыханкі і забаўлянкі / Уклад. В. Ліцвінка. – Мінск: Рэсп. цэнтр эстэтыч. выхавання дзяцей, 1992. – 48 с.

15. Королева, Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование /Т.П. Королёва. – Минск: УП "Технопринт", 2003.

16. Летнія святы: дапам. для настаўнікаў і выхавальнікаў / А.Ю.Лозка. – Минск: Беларусь, 2001.

17. Ліцвінка, В. Святы і абрады беларусаў / В. Ліцвінка. – Мінск: Беларусь, 1998.

18. Музыка в начальных классах: методич. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.

19. Музыкальное образование в школе // Под ред. Л.В.Школяр. – М.: АСАDЕМIА, 2001.

20. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ., ред. и доп. Л.О. Акопяна. – М.: Изд. дом "Практика", 2001. – 1095 с.

21. Рева, В.П. Восприятие музыки школьниками: Пособие для учителей: в 2 ч. /В.П. Рева. – М.: Беларусь, 2000.

22. Цитович, Г.И. О белорусском песенном фольклоре / Г.И. Цитович. – Минск: Беларусь, 1976.

23. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа // Сост. Л.А.Баренбойм. – М.: Советский композитор, 1978.

24. Юркевич В.Д. Дыдактычныя музычныя гульні і практыкаванні. Метадычны дапаможнік. – Мінск: ТАА Элджернон, 1995.

Литература для учащихся

1. Кабалевский, Д.Б. Про трех "китов" и про многое другое: Книжка о музыке /Д.Б. Кабалевский. – М.: Детская литература, 1972.

2. Лаевский, С. Маленькие истории из жизни великих композиторов / С. Лаевский. – СПб.: Союз художников, 2003. – 57 с.

3. Михеева, Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский композитор, 1984.

4. Музыкальные инструменты мира / Пер. с англ. Т.В. Лихач. – Минск: ООО Попурри, 2001. – 319 с.

5. Сабатье, К. Музыкальные инструменты / К. Сабатье. – М.: Астрель: АСТ, 2002. – 89 с.

6. Музыка-чарадзей /Уклад. А.І. Гурскі. – Мінск: Юнацтва, 1995. – 271 с.

1. Стронг, Д. Ударные инструменты для "чайников" /Д. Стронг. – М.: Диалектика: Вильямс, 2007. – 295 с.

7. Энциклопедический словарь юного музыканта. //Сост. Медушевский В.В., Очаковская О.О. – М.: Педагогика, 1985.

8. Юдина, Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.: Аквариум, 1997.

Наши рекомендации