Пропедевтический период (3 месяца)

Понятие о величине: большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий, больше — меньше, длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже.

Понятие о количестве: много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну.

Пространственные представления:

верхний — нижний, правый — левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше — ближе, вверху — внизу, выше — ниже, справа — слева, впереди — позади, вперед — назад. Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел (одни к одному) путем наложения и приложения. Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы.

Понятия веса: тяжелый — легкий, тяжелее — легче.

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, имеете, прибавить, отнять.

Числа 1—3

Счет в пределах 3. Образование чисел 2 и 3. Счет прямой и обратный.

Знаки сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале. Решение примеров в пределах 3. Составление задач по практическим действиям.

Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1 и 5 коп. Распознавание их в играх и упражнениях.

Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- величину, размер, форму предметов;

- положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга;

- названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания;

- единицы стоимости: 1 к., 5 к.;

- количественные, порядковые числительные и цифры в пределах 3. состав чисел 2 и 3.

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением «на руку»;

- увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объяснять эти изменения;

- определять положение предметов в пространстве относительно себя, помещать предметы в указанное положение;

- узнавать и называть геометрические фигуры;

- писать цифры 1;2;3, соотносить количество предметов с соответствующим числительным цифрой.

II класс (8-10 лет)

(105 час.)

Повторение материала 1 класса.

Счет в пределах 5. Образование чисел в пределах 5. Практические работы. Счет прямой и обратный. Решение примеров.

Работа со счетами.

Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду. Выделение большего или меньшего числа.

Составление и решение задач на нахождение суммы и разности. Запись действия задачи без наименования. Составление задач по примерам.

Нуль как отсутствие остатка (умение узнавать его и находить).

Соответствие числа, количества и цифры.

Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1, 5 и 10 коп. Распознавание монет в играх и упражнениях. Размен монет в 10 копеек по 1 к. и по 5 к.

Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.

Геометрический материал: квадрат, круг, треугольник. Обводка шаблона и штриховка.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- части суток, порядок следования: утро, день, вечер, ночь;

- единицы (меры) стоимости: 1 к., 5 к., 10 коп.;

- количественные, порядковые числительные в пределах 5;

- состав однозначных чисел в пределах 5 из двух слагаемых;

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать в пределах 5;

- выполнять сложения. Вычитание чисел в пределах 5. опираясь на знания их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 2 + 3; 3 + 2;

- решать и составлять задачи на нахождение суммы, разности, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков;

- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;

- чертить квадрат, круг, треугольник по шаблону.
III класс (9-11 лет)

(140 час.)

Повторение материала II класса.

Устная и письменная нумерация в пределах 8. Образование и запись чисел первого десятка. Счет прямой и обратный. Порядковый счет от заданного числа до заданного.

Сравнение чисел по величине в пределах 8.

Решение примеров в пределах 8. Работа со счетами.

Решение задач на нахождение суммы и разности, запись слова «задача».

Меры стоимости. Получение 10 и 15 коп. из монет различного достоинства.

Временные понятия: неделя. Число дней, их последовательность.

Геометрический материал: прямоугольник.

Обведение по шаблону прямоугольника.

Знакомство с линейкой. Отсчет от нуля. Проведение прямой линии через одну точку.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- название, порядок дней недели;

- элементы прямоугольника;

- линии – прямую;

- количественные, порядковые числительные в пределах 8;

- состав однозначных числе первого десятка;

- смысл выражения «задача».

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 8;

- выполнять сложения, вычитания чисел в пределах 8, опираясь на знания их состава из двух слагаемых;

- решать задачи на нахождение суммы, разности иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков;

- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;

- чертить прямую линию с помощью линейки;

- чертить прямоугольник по шаблону.

IV класс (10-12 лет)

(175 час.)

Повторение материала III класса.

Счет в пределах 10. Образование и запись чисел первого десятка.

Сложение и вычитание в пределах 10, решение примеров, работа со счетами. Счет по 2 и по 5.

Меры стоимости — 10 коп. Размен и работа с монетами различного достоинства в играх и упражнениях.

Решение задач на нахождение суммы и остатка, запись действий задачи с наименованием (без записи краткого ответа).

Геометрический материал: квадрат. Построение квадрата по точкам с применением линейки. Проведение прямой линии, проходящей через две точки.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- линии – прямая, отрезок;

- количественные, порядковые числительные в пределах 10;

- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать по 2, по 5;

- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знания их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3; 3 + 5;

- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью рисунков, составлять задачи по образцу, запись действия без наименования;

- чертить квадрат по заданным точкам, используя линейку;

- чертить отрезок.

V класс (11-13 лет)

(I75 час.)

Повторение материала IV класса.

Устная и письменная нумерация в пределах 20, счет предметов по одному и десятками в пределах 20, счет от заданного числа до заданного, счет группами по 2 и по 5. Десятичный состав чисел. Понятия об однозначных и двузначных числах, образование и запись их с использованием палочек, материалов арифметического ящика. Решение примеров в пределах 20 без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания. Сложение и вычитание с нулем. Работа со счетами.

Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Запись действия задачи с наименованием и кратким ответом.

Понятия «дороже — дешевле».

Меры стоимости: получение 15 и 20 коп. из монет различного достоинства. Вводятся монеты в 50 коп., 1 и 2 рубля.

Меры времени: понятие о сутках.

Меры времени: год — 12 месяцев. Называние месяцев.

Геометрический материал: прямоугольник. Построение по точкам при помощи линейки.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- количественные, порядковые числительные в пределах 20;

- счет в пределах 20 по единице, десятками, равными числовыми группами;

- десятичный состав чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;

- математический смысл выражения «дороже - дешевле»;

- названия, порядок дней недели, количество суток в недели, количество месяцев в году;

- меры стоимости: копейки, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р.

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 5, 10;

- откладывать на счетах числа в пределах 10;

- выполнять сложение, вычитание чисе5л в пределах 10, 20 без перехода через разряд;

- решать задачи на нахождение суммы, остатка, кратко записывать действие задачи, с кратким ответом;

- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;

- определять время суток;

- чертить прямоугольник по заданным точкам с помощью линейки.

Наши рекомендации