Пропедевтический период (3 месяца)
Понятие о величине: большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий, больше — меньше, длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже.
Понятие о количестве: много, мало, столько же, один, больше, меньше, поровну.
Пространственные представления:
верхний — нижний, правый — левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше — ближе, вверху — внизу, выше — ниже, справа — слева, впереди — позади, вперед — назад. Соотнесение предметов по количеству в пределе 5 без называния чисел (одни к одному) путем наложения и приложения. Накладывать и прикладывать предметы в направлении слева направо, соблюдая интервалы.
Понятия веса: тяжелый — легкий, тяжелее — легче.
Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, имеете, прибавить, отнять.
Числа 1—3
Счет в пределах 3. Образование чисел 2 и 3. Счет прямой и обратный.
Знаки сложения и вычитания. Сложение и вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале. Решение примеров в пределах 3. Составление задач по практическим действиям.
Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1 и 5 коп. Распознавание их в играх и упражнениях.
Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- величину, размер, форму предметов;
- положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга;
- названия и знаки арифметических действий сложения и вычитания;
- единицы стоимости: 1 к., 5 к.;
- количественные, порядковые числительные и цифры в пределах 3. состав чисел 2 и 3.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать предметы по величине, размеру, массе «на глаз», наложением, приложением «на руку»;
- увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности, объяснять эти изменения;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, помещать предметы в указанное положение;
- узнавать и называть геометрические фигуры;
- писать цифры 1;2;3, соотносить количество предметов с соответствующим числительным цифрой.
II класс (8-10 лет)
(105 час.)
Повторение материала 1 класса.
Счет в пределах 5. Образование чисел в пределах 5. Практические работы. Счет прямой и обратный. Решение примеров.
Работа со счетами.
Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду. Выделение большего или меньшего числа.
Составление и решение задач на нахождение суммы и разности. Запись действия задачи без наименования. Составление задач по примерам.
Нуль как отсутствие остатка (умение узнавать его и находить).
Соответствие числа, количества и цифры.
Меры стоимости. Знакомство с монетами: 1, 5 и 10 коп. Распознавание монет в играх и упражнениях. Размен монет в 10 копеек по 1 к. и по 5 к.
Временные понятия: утро, день, вечер, ночь.
Геометрический материал: квадрат, круг, треугольник. Обводка шаблона и штриховка.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- части суток, порядок следования: утро, день, вечер, ночь;
- единицы (меры) стоимости: 1 к., 5 к., 10 коп.;
- количественные, порядковые числительные в пределах 5;
- состав однозначных чисел в пределах 5 из двух слагаемых;
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать в пределах 5;
- выполнять сложения. Вычитание чисел в пределах 5. опираясь на знания их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 2 + 3; 3 + 2;
- решать и составлять задачи на нахождение суммы, разности, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков;
- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
- чертить квадрат, круг, треугольник по шаблону.
III класс (9-11 лет)
(140 час.)
Повторение материала II класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 8. Образование и запись чисел первого десятка. Счет прямой и обратный. Порядковый счет от заданного числа до заданного.
Сравнение чисел по величине в пределах 8.
Решение примеров в пределах 8. Работа со счетами.
Решение задач на нахождение суммы и разности, запись слова «задача».
Меры стоимости. Получение 10 и 15 коп. из монет различного достоинства.
Временные понятия: неделя. Число дней, их последовательность.
Геометрический материал: прямоугольник.
Обведение по шаблону прямоугольника.
Знакомство с линейкой. Отсчет от нуля. Проведение прямой линии через одну точку.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- название, порядок дней недели;
- элементы прямоугольника;
- линии – прямую;
- количественные, порядковые числительные в пределах 8;
- состав однозначных числе первого десятка;
- смысл выражения «задача».
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 8;
- выполнять сложения, вычитания чисел в пределах 8, опираясь на знания их состава из двух слагаемых;
- решать задачи на нахождение суммы, разности иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков;
- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
- чертить прямую линию с помощью линейки;
- чертить прямоугольник по шаблону.
IV класс (10-12 лет)
(175 час.)
Повторение материала III класса.
Счет в пределах 10. Образование и запись чисел первого десятка.
Сложение и вычитание в пределах 10, решение примеров, работа со счетами. Счет по 2 и по 5.
Меры стоимости — 10 коп. Размен и работа с монетами различного достоинства в играх и упражнениях.
Решение задач на нахождение суммы и остатка, запись действий задачи с наименованием (без записи краткого ответа).
Геометрический материал: квадрат. Построение квадрата по точкам с применением линейки. Проведение прямой линии, проходящей через две точки.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- линии – прямая, отрезок;
- количественные, порядковые числительные в пределах 10;
- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать по 2, по 5;
- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, опираясь на знания их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3; 3 + 5;
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью рисунков, составлять задачи по образцу, запись действия без наименования;
- чертить квадрат по заданным точкам, используя линейку;
- чертить отрезок.
V класс (11-13 лет)
(I75 час.)
Повторение материала IV класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 20, счет предметов по одному и десятками в пределах 20, счет от заданного числа до заданного, счет группами по 2 и по 5. Десятичный состав чисел. Понятия об однозначных и двузначных числах, образование и запись их с использованием палочек, материалов арифметического ящика. Решение примеров в пределах 20 без перехода через разряд путем присчитывания и отсчитывания. Сложение и вычитание с нулем. Работа со счетами.
Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Запись действия задачи с наименованием и кратким ответом.
Понятия «дороже — дешевле».
Меры стоимости: получение 15 и 20 коп. из монет различного достоинства. Вводятся монеты в 50 коп., 1 и 2 рубля.
Меры времени: понятие о сутках.
Меры времени: год — 12 месяцев. Называние месяцев.
Геометрический материал: прямоугольник. Построение по точкам при помощи линейки.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- количественные, порядковые числительные в пределах 20;
- счет в пределах 20 по единице, десятками, равными числовыми группами;
- десятичный состав чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;
- математический смысл выражения «дороже - дешевле»;
- названия, порядок дней недели, количество суток в недели, количество месяцев в году;
- меры стоимости: копейки, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 5, 10;
- откладывать на счетах числа в пределах 10;
- выполнять сложение, вычитание чисе5л в пределах 10, 20 без перехода через разряд;
- решать задачи на нахождение суммы, остатка, кратко записывать действие задачи, с кратким ответом;
- узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
- определять время суток;
- чертить прямоугольник по заданным точкам с помощью линейки.