Добукварный (пропедевтический) период

Шипицина Л.М.

Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта.

СПб.: Образование, 1996

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с глубоким снижением интеллекта отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.

Целью обучения грамоте данной группы детей является научить самостоятельно читать вывески на магазинах, небольшие тексты, рассказы, отвечать на вопросы текста, научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.

Основной задачей обучения грамоте является подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки.

Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом необходимо применять различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом: игровую деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания), использование яркого доступного наглядного материала.

Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.

На 1 году обучения учащиеся усваивают буквы, их графический образ, выделяют и различают звуки, учатся правильно их произносить.

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно им пользоваться при проведении линии). так и умения в изображении отдельных элементов букв.

В процессе обучения грамоте выделяют 3 периода:

1. добукварный (пропедевтический);

2. букварный;

3. послебукварный.

Добукварный период

Основная задача добукварного периода - подготовка умственно отсталых детей к овладению грамотой, усвоению первоначальных навыков речевого общения.

Главными и основными методами в добукварный период являются игры и упражнения, работа по развитию речи. Поэтому необходимо систематически проводить гимнастику органов речи (артикуляционная гимнастика).

С помощью артикуляционной гимнастики осуществляется выработка движений органов артикуляции (языка, губ, голосовых связок), которые необходимы при произношении данного звука в норме. Гимнастика сначала проводится по подражанию (сопряженно, отраженно, по словесной инструкции). Каждое упражнение повторяется 4 — 5 раз.

В качестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендовать следующий:

«Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

«Почистим зубы» - движения языком вправо и влево по внутренней стороне верхних резцов, губы в улыбке, зубы видны.

«Лошадки» - щелканье кончиком языка за верхними зубами.

«Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.

«Закрытые ворота» - просовывание языка между зубами.

«Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.

Для уточнения произношения полезно разучивать стихотворения (четверостишия), скороговорки, загадки, в которых наиболее часто встречается тот или иной звук.

Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения, например:

§ поддувание листиков, бумажных ленточек;

§ раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика;

§ дыхательные упражнения с речевым сопровождением (понюхать цветы и на выдохе произнести: «Ах, как хорошо пахнет»).

Кроме того, необходима работа по уточнению и развитию слухового восприятия, развитию речевого слуха. Следует учить различать звуки окружающей действительности (стук, звон, жужжание, крик, гудки); произносить слова за учителем, состоящие из одного звука (у-у), двух (ау, уа, ах} и т. д. Можно использовать игры «повтори, что слышишь» (три-четыре звука на одном выдохе, тихо, потом громко: а-у-и, -а-у и т. д. ).

Для обучения ребенка с глубоким нарушением интеллекта грамоте, необходимо развитие у него фонематического восприятия. Работа должна проводиться сначала на материале неречевых звуков, постепенно охватывая звуки речи. По мере изучения звука предлагаются упражнения на развитие фонематического слуха. Учитель называет слова, слога, а дети, если услышат данный звук, хлопают в ладоши, либо поднимают кружок определенного цвета,

В добукварный период детей необходимо познакомить с термином «слово» при соотнесении его с предметом. Сначала ученики называют н показывают предметы, подсчитывают их количество, обозначая слова цветными полосками (длинными красными). Затем переходят к соотнесению понятия «слово» не с самим предметом, а с его изображением.

Работу над предложением нужно начинать с анализа предложения, составленного сначала учителем, а потом самостоятельно детьми. Нужно использовать ближайшие ситуации («Таня читает». «Катя пишет»), затем сюжетные картинки («.Дети танцуют». «Мальчик строит башню»). В добукварный период дети могут научиться составлять и анализировать предложения из 2 - 3 слов.

Наиболее сложным моментом работы с предложением является выделение предложения в речи. С этой целью подбирается короткий отрывок из трех-четырех предложений по два слова в каждом, из небольшого рассказа или сказки, его читают, четко отделяя одно предложение от другого, чтобы дети уловили законченность каждого предложения и смогли повторить.

Следующим этапом работы по звуковому анализу является деление слова на слога (его части). Начинается работа по делению слова на слоги с показа практической значимости слогов. Можно использовать небольшой рассказ «В лесу», картинки, иллюстрации, где девочки, собирающие грибы, перекликаются друг с другом: «Та-ня», «Ма-ша». Каждую часть слова ученики повторяют и обозначают условно графически (короткими синими полосками), определяют общее количество частей слова и делают вывод, что слова состоят из частей (слогов) или слово делится на части (слоги). Таким образом анализируются слова, предложенные учителем (рука, щека, голова и т. д.). Проводятся игры типа: «Определи количество слогов в слове хлопками», детей учат изображать хлопками двух-, трехслоговые слова.

Заключительным этапом по звуковому анализу в добукварный период является выделение звуков речи, которые графически обозначаются цветными кружками, например.

Детям раздается но несколько одноцветных кружков. Учитель называет (а, а-у, и-о-у и т. д.)- Ученики должны положить на столы такое количество кружков, которое бы соответствовало числу произносимых учителем звуков.

Другой пример.

У детей на столах кружки разного цвета (красный, желтый, зеленый). Условившись, что красный - это звук «а», желтый - звук «у». зеленый - звук «и», учитель произносит сочетания из этих звуков. Сначала по два звука: а-у, и-а, у-н, затем по три звука. Ученики должны разложить кружки в определенной последовательности.

Знакомству с каждым новым звуком должна предшествовать и словарная работа. Так при работе со звуком «я» учитель раскладывает на доске картинки (аист, астра). Дети называют слова, начинается работа но выделению нужного звука. Учитель называет слова, выделяя нараспев первый звук (а-а-астра}, подбирая слова с буквой «а» в ударном положении. Перед детьми ставшая вопрос: «Какой одинаковый звук в словах?».

Затем проводится работа по артикуляции нужного звука, уточнению его произношения фронтально н индивидуально. (Например для звука «а»: рот широко открыт, язык спокойно лежит и т. д. ). Здесь можно проводить различные игры для закрепления правильного произношения данного звука (игра «Эхо», «Паровоз»).

Следующий этап работы над звуком - это соотнесение выделенного звука с буквой алфавита. Проводятся многочисленные упражнения по зрительному закреплению графического образа звука. Буквы хорошо сравнивать с чем-то: О - баранка, П - ворота и т. д.

Показывается большая печатная буква из разрезной азбуки. Особое внимание обращается на картинку к букве (аист, астра). Изображение предметов около буквы помогает выделению первого звука из слова. В дальнейшем, когда ребенок усваивает несколько букв, он как подсказку воспринимает название предмета на картинке и вспоминает букву.

С детьми с глубоким нарушением интеллекта в добукварный период проводится работа по развитию зрительных и пространственных восприятий и представлений. Это чтение и письмо слева направо, расположение строчек, начертаний букв, распознавание н называние цветов (черного, белого, коричневого, красного, синего, желтого, зеленого), название и расположение геометрических фигур (горизонтально, вертикально).

Букварный период

В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Учитывая особенности аналитико-синтетической деятельности глубоко умственно отсталых детей порядок изучения звуков, букв и слоговых структур несколько увеличен и изменен. Букварный период может продолжаться в течение 3-х и более лет обучения (учитывая степень подготовленности детей, их познавательные интересы).

Последовательность изучения звуков и букв установлена с учетом трудностей выделения звука из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения.

Самыми простыми для изучения являются гласные. Их легко выделить в начале слова и под ударением. Кроме того, они необходимы для образования и чтения слогов.

Первыми изучаются гласные; «а», «у», «о», «и», а из согласных сонорные и длительные глухие: «м», «с», «х», «ш», «л», «н», «р». Они легко выделяются, как в начале, так и в конце слова. Главным же является достаточная легкость слияния их в слоги. Следующими по сложности являются глухие: «к», «т», «п». Они просты по произношению, легко выделяются в начале и в конце слова, но трудны для слияния в слоги. Звонкие согласные «в», «з», «ж» изучаются позднее из-за сложности их произношения и возможности выделения только в начале слова. В то же время длительное произнесение позволяет сливать их в слоги без особого затруднения.

Наиболее сложными для чтения являются согласные «б», «г», «д», аффрикаты «ц», «ч», щелевой «щ». Большую трудность эти звуки представляют для слияния их с гласными. Произношение аффрикат чаще всего нарушено. В речи умственно отсталые дети заменяют одним из составляющих звуков: «ц» - «т», «с», «ч» - «т», «щ».

При изучении слоговых структур следует соблюдать также определенную последовательность. Наиболее легко воспринимаются и воспроизводятся слоги, составляющие слова типа «ау», «уа». Следующими по трудности являются обратные слоги (ом, ум). В данном случае осуществляется последовательное чтение, т. е. каждый звук читается также, как при изолированном произнесении.

Наибольшую трудность для чтения представляет прямой открытый слог (ма). Сложность заключается в том, что в этом слиянии нет последовательного чтения, как в обратных слогах, хотя здесь опорным является согласный звук. Овладение прямым открытым слогом подготавливает к чтению закрытого слова (сом, хор).

Следующими по трудности являются прямые открытые и закрытые слоги в мягком варианте с гласными «и». Самыми сложными являются слот и сочетания согласных (кран, волк).

При подборе для чтения слов главное внимание уделяется, наряду с частотой употребления их в разговорной речи, доступности лексики для учащегося. Формирование техники чтения неотделимо от работы, направленной на понимание читаемого. Техника чтения и понимание читаемого - процессы, связанные между собой и взаимно обуславливающие друг друга.

Можно выделить 4 этапа букварного периода обучения грамоте.

На I этапе изучаются:

§ звуки и буквы «а», «м», «у», «л», «о», «с», <а»;

§ с л от, состоящие из одной гласной (ау, уа)\

§ обратные слоги, которые на первых порах соответствуют словам (ом, ах, ох, ух, ус):

§ прямые открытые слога (ма, са, ха);

§ - слова, состоящие из усвоенных слогов (ма-ма, са-ма, Са-ша).

Основными задачами I этапа букварного периода являются:

§ усвоение звуков и букв. Учащиеся должны правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, различать их в словах, определять, есть ли указанный .-звук в данном слове, выделять первый и последний звук, соотносить звук с буквой;

§ образование из усвоенных звуков и букв обратных слогов, умение читать эти слоги с протяжным и кратким произношением гласных;

§ образование и чтение прямого и открытого слога. Сравнение обратных и прямых открытых слогов. Чтение слов их этих слогов;

§ составление слов из усвоенных слогов, чтение их.

На II этапе изучаются:

§ звуки и буквы «ш», «л», «ы», «я», «р»;

§ обратные и прямые открытые слоги из вновь изученных звуков и букв;

§ трехбуквенные закрытый слог (сом, хор);

§ слова, состоящие из усвоенных слоговых структур (ра-ма, но-ра, уш-ла);

§ короткие предложения (Ма-ма уш-ла. Ма-ша ма-ла. Ла-ра мы-ла ра-му).

Задачи II букварного этапа обучения грамоте:

§ повторение пройденных звуков и букв и усвоение новых. Умение соотносить звуки с соответствующими буквами, различать их местонахождение в словах (в начале или в конце);

§ образование обратных и прямых слогов, умение читать эти слоги протяжно и кратко;

§ составление и чтение трехбуквенных закрытых слогов и слов;

§ составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур и предложений из этих слов.

На III этапе изучаются:

§ звуки и буквы «к», «п», «т», «в», «з», «ж», «б», «г», «д»,«и», «.и», «ь»;

§ обратные, прямые и закрытые слоги с буквой «ы» как показателем мягкости предыдущего согласного (ки, кит);

§ слова, состоящие из усвоенных слоговых структур (мак, мой, мир, пил, пи-ла, гор-ка);

§ предложения н короткие тексты.

Задачи III этапа букварного периода обучения грамоте:

§ повторение пройденных звуков и букв и усвоение новых. Умение соотносить звуки и буквы, различать местонахождение в словах (в начале, середине, конце слова). Овладение слиянием взрывных звонких согласных с гласными «и», «у», «о», «ы»;

§ образование и чтение слогов с мягкими согласными, сравнение слогов с твердыми н мягкими согласными;

§ составление и чтение слов в твердом и мягком вариантах разной слоговой сложности;

§ чтение предложений с усвоенными словами, подписей под картинками, текстов по букварю, работа над иллюстрациями к тексту.

На IV этапе изучаются:

§ звуки и буквы «е», «е», «ю», «я», «у», «ч», «щ», «ф», «з»,буква «ъ»;

§ слоги с йотированными гласными, когда они стоят в начале слова, и после гласных (я-ма, мо-я);

§ слога с йотированными гласными как показатель мягкости предшествующего согласного (Ле-на, Лю-ба, Ал-ла);

§ слоги с вновь усвоенными согласными, гласными «э» и буквой «ъ»;

§ слога с сочетанием двух согласных в начале слова (пра-, кни-);

§ слоги с сочетанием двух согласных в конце слова (мост, волк);

§ слова, состоящие из усвоенных слоговых структур, предложения, тексты.

Задачи IV этапа букварного периода обучения грамоте:

§ повторение пройденных букв и звуков, усвоение новых, различение их местонахождения в слове и овладение звукобуквенным анализом;

§ образование и чтение слогов разной слоговой сложности с усвоенными звуками и буквами;

§ овладение чтением слогов с йотированными гласными в начале слова и после гласных;

§ овладение чтением слогов с твердыми и мягкими согласными;

§ образование и чтение слогов с сочетанием двух согласных в начале и конце слова;

§ образование и чтение слов из усвоенных слогов;

§ отчетливое послоговое чтение предложений и букварных текстов. Работа по картинкам и иллюстрациям к тексту.

Таким образом, к концу букварного периода дети с глубоким нарушением интеллекта могут усвоить все звуки и буквы русского алфавита, научиться соотнести звуки и буквы, владеть навыками звукобуквенного и слогового анализа, уметь образовывать и читать слоги и слова разной степени сложности. Дети могут научиться читать предложения, короткие тексты, отвечать на вопросы по прочитанному и по иллюстрациям к тексту.

Для успешного обучения детей с глубоким нарушением интеллекта грамоте необходимо обеспечить каждый урок соответствующим оборудованием, ярким и доступным наглядным материалом.

Могут быть использованы следующие наглядные пособия:

§ касса печатных букв для демонстрации;

§ разрезная азбука для каждого учащегося;

§ касса слогов;

§ таблица слоговая;

§ таблицы для глобального чтения;

§ фишки для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки;

§ полоски длиной 90 мм и шириной 10 мм для обозначения предложения;

§ полоски для обозначения отдельных слов: длина 25 мм, ширина 10 мм;

§ индивидуальная касса для хранения полосок и фишек;

§ набор цветных карандашей;

§ предметные картинки;

§ большие карты с изображением животных, птиц (деформированные слова);

§ тетради в клетку, линейку;

§ буквари;

§ короткие палочки для показа учеником нужного рисунка в книге;

§ сюжетные картинки (для составления предложений).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

I четверть

II год обучения

I четверть

Письмо:

1. Звук и буква - «ш». Написание рукописной буквы Ш,ш, строчная и прописная буква. Письмо по обводке и по образцу. Письмо слогов «щи», «шо», «шу», «см», «ош», «уш». Письмо слов Маша, Саша, Шум.

2. Буква «л». Усвоение написания строчной и прописной буквы Л,л. Письмо по обводке и по образцу. Письмо под диктовку. Письмо слотов, слов с ранее изученными буквами «ла», «яо», «лу», «ал», «он», «мул», «луша», «лама», «сало», «холм».

3. Буква - «ы». Усвоение написания буквы. Письмо по обводке и под диктовку. Письмо слогов и слов с буквой - «ы».

4. Диктант с использованием ранее изученных букв.

Чтение:

1. Звук - «ш». Артикуляция этого звука. Правильное и четкое произношение. Чтение слогов и слов. Заучивание логопедических скороговорок на этот звук.

2. Звук - «л». Артикуляция этого звука. Логопедические скороговорки на этот звук. Чтение слогов и слов.

3. Звук - «ы». Четкое и правильное произношение. Понятие о «гласном звуке». Чтение слогов и слов со звуком - «ы».

II четверть

Письмо:

1. Повторение изученного в I четверти.

2. Буква «р». Усвоение рукописного написания строчной и прописной буквы. Письмо слогов, слов с буквой - «р», письмо по обводке и под диктовку.

3. Аналогично изучают буквы - «к», «к».

4. Проверка знаний: письмо под диктовку, списывание с букваря, с доски слогов и слов.

Чтение:

Звуки «р», «н», «к». Артикуляция этих звуков. Логопедические скороговорки на эти звуки. Чтение открытых и закрытых слогов, составление из азбуки слогов, чтение этих слогов, слов.

III четверть

Письмо:

1. Буквы «п», «т», «и», «з», «в».

2. Усвоение написания этих букв. Письмо по обводке и под диктовку. Письмо слогов и слов с этими буквами. Составление и запись простых (из 2-3 слов) предложений.

Чтение:

Звуки «п», «т», «и», «з», «в». Артикуляция этих звуков. Составление из букв азбуки открытых и закрытых слогов, чтение их. Составление слов и простых предложений. Чтение их. Заучивание логопедических скороговорок на эти звуки.

IV четверть

Письмо:

1. Буква «ж», «б», «г». Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. Письмо под диктовку. Списывание с доски слогов, слов, предложений с использованием этих букв.

2. Звуки «ж», «б», «г». Артикуляция этих звуков. Составление из азбуки слогов и слов с этими звуками. Чтение их. Разучивание логопедических скороговорок с этими звуками. Изучение стихотворений и их инсценировка. К. И. Чуковский «Путаница», «Телефон».

3. Заучивание отрывков из произведений:

А. Барто «Наша Таня», С. Михалков «Елка», А. Блок «Зайчик».

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 1. Звук и буква «а»

Количество часов: 10.

Знания, умения, навыки:

1. Выделение звука «а».

2. Знакомство с буквой «а».

3. Чтение буквы «и».

Словарь: астра, аист.

Виды работ по развитию устной речи:

1. Активизация словаря и обогащение.

2. Составление слов со звуком «а» в начале.

3. Составление предложений (простых).

Межпредметные связи (интеграция на уроке):

1. Лепка буквы «а» из пластилина.

2. Выкладывание буквы «а» из палочек.

Социальные связи (связь с жизнью):

1. Нахождение буквы «а» на вывесках.

2. Нахождение буквы «а» в учебнике.

Оборудование: буква «а», предметные картинки (аист, астра), пластилин, палочки цветные.

Тема 2. Звук и буква «у»

Количество часов: 10.

Знания, умения, навыки:

1. Выделение звука «у».

2. Знакомство с буквой «у».

3. Чтение буквы «у».

Словарь: утка, гусь, петух.

Виды работ по развитию устной речи:

1. Называние слов со звуком «у».

2. Составление простых предложений по вопросам.

Межпредметные связи (интеграция на уроке):

1. Выкладывание из палочек буквы «у»,

2. Зарисовка по трафарету буквы «у».

Социальные связи (связь с жизнью): игра «Поезд».

Оборудование: буква «у», предметные картинки, сюжетная картинка «Девочка кормит птиц», карандаш, палочки, трафареты.

Тема 3. Слова ау, уа

Количество часов; 8.

Знания, умения, навыки:

1. Звуко-буквенный анализ слов.

2. Сходство и различие в звуковом и буквенном составе.

Виды работ по развитию устной речи:

1. Составление слов ау, уа по следам анализа.

2. Чтение слов по таблице, букварю.

Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание слов ау, уа из палочек,

Социальные связи (связь с жизнью):

1. Нахождение слов ау, уа на сюжетной картинке.

2. Сюжетно-ролевые игры «В лесу», «Укачай малыша».

Оборудование: буквы «й», «у», палочки, сюжетная картинки, букварь.

Тема 4. Звук и буква «о»

Количестве часов: 10.

Знания, умения, навыки:

1. Выделение звука «о».

2. Знакомство с буквой «д».

3. Слова с буквой «о» в начале. 4. Чтение буквы «о».

Словарь: овощи, обувь, гнездо, дупло.

Виды работ по развитию устной речи:

1. Активизация и обогащение словаря.

2. Называние слов со звуком «о» в начале и в конце.

3. Составление предложений по сюжетной картинке.

Межпредметные связи (интеграция на уроке):

1. Лепка буквы «о».

2. Штриховка по трафарету буквы «о».

Социальные связи (связь с жизнью): на экскурсии чтение вывески «Обувь», выделение звука «о».

Оборудование: буква «о», предметные картинки с изображением овощей, обуви, сюжетные картинки, букварь, пластилин, трафарет буквы «о».

Тема 5. Звук и буква м

Количество часов: 10.

Знания, умения, навыки:

1. Выделение звука «м»

2. Знакомство с буквой «м».

3. Слова с буквой «м» в начале. Чтение буквы «м».

Словарь: мак, мяч.

Виды работ по развитию устной речи:

1. Составление слов со звуком «м» в начале

2. Составление предложений по сюжетной картинке «Сестра читает малышам»

Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание буквы «м» из палочек.

Социальные связи (связь с жизнью): нахождение буквы «м»; «Магазин», «Мороженое».

Оборудование: буква «м», палочки, сюжетная картинка, игрушки (мяч, матрешка),

Тема 10. Звук и буква «с»

Количество часов: 10.

Знания, умения, навыки:

1. Выделение звука «с».

2. Знакомство с буквой «с».

3. Слова с буквой «с» в начале.

4. Чтение буквы «с».

Словарь: сова, соловей, снегирь.

Виды работ по развитию устной речи:

1. Активизация словаря.

2. Называние слов по предметной картинке.

3. Составление предложений по вопросам.

Межпредметные связи (интеграция на уроке):

1. Лепка буквы «с».

2. Штриховка по шаблону.

Социальные связи (связь с жизнью): назвать продукты питания (соль, сахар, суп). Выделить звук «г».

Оборудование: буква «с», разрезная азбука, предметные картинки птиц, загадки о продуктах питания.

Тема 12. Звук и буква «X»

Количество часов: 10.

Знания, умении, навыки:

1. Выделение звука «у».

2. Знакомство с буквой «х».

3. Слоги, слова с буквой «х».

4. Сравнительный звуко-буквенный анализ прямых и обратных слогов ах-ха, ох-хо.

Словарь: хлеб, халва.

Виды работ т развитию устной речи:

1. Активизация и обогащение словаря.

2. Составление и чтение слогов ах-ха, ох-хо.

Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание из палочек буквы «,т» и слогов.

Социальные связи (связь с жизнью): экскурсия в булочную, кондитерскую.

Оборудование: буква <а», слоги, мозаика, букварь, загадки о хлебе, халве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова А. К., Якубовская Э. Б. Дидактические игры па уроках русского языка в 1 — 4 классах вспомогательной школы. М. 198"?.

2. Воспитание н обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Пол ред. В. Е. Воронковой. М., 1994.

3. Воронова В. В, Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы. М., 198».

4. Крутецкий В. А. Психология. М., 1986.

5. Обучение учащихся 1 — 4 классов вспомогательной школы / Под ред. Г. Петровой. М., 1982.

6. Программы обще образовательной школы для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). М., 1986.

7. Тригер Р. Д.. Владимирова Е. В. Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития. М., 1986.

8. Хаджичоеа Л. А. Основы обучения грамоте глубоко умственно отсталых детей: Обзорная ипформация. Выпуск 23. М., 1976.

НАЧАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

(Элементарный счет)

Авторы-составители Э. Г. Турова, учитель детского дома-интерната № 1 г. Петродворца; Е. И. Псковских, учитель

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

У детей с глубоким нарушением интеллекта трудно формируется понятия числа, состав числа, они с трудом овладевают конкретным счетом.

Уроки математики проводятся па практически наглядной основе. Широко используются пособия для фронтальной и индивидуальной работы.

Задачи уроков: развитие у учащихся интереса к занятиям, выработка умения слушать учителя, выполнять его задания.

Учащиеся должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями, учиться распознавать геометрические фигуры.

К концу I этапа обучения они должны знать числа 1, 2, 3. Счет прямой и обратный. Уметь распознавать геометрические фигуры, знать цвета. Должны быть сформированы пространственные представления н представления о размерах предметов.

У детей с глубоким нарушением интеллекта неразвита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для глубоко умственно отсталых детей.

Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.

В основу программы по математике положен принцип подготовки детей к овладению профессиональными знаниями и умениями путем использования математических знаний в повседневной жизни.

Задачи педагога могут быть сформулированы следующим образом:

§ в доступной форме дать детям количественные, пространственные, временные представления с использованием полученных знаний в трудовой деятельности, в обыденной жизни;

§ повышать уровень общего развития глубоко умственно отсталых детей, корригировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств, развивать речь, внимание, память;

§ воспитывать у учащихся работоспособность, терпение, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, доводить до конца, развивать точность, глазомер, ориентировку в пространстве и времени.

Добиться усвоения умственно отсталыми детьми основного программного материала помогает использование в преподавании специальных коррекционных приемов. Коротко остановимся на некоторых из них.

Первые занятия но знакомству с величиной следует проводить на дидактическом материале, дальнейшие занятия - на игровых площадках, в парке, в мастерских. Здесь на практике проверяется усвоение знаний детьми. Упор делается на самостоятельное решение. Например, находят самый большой домик, определяют толстые н тонкие стволы деревьев. При этом, если один ребенок обхватывает руками ствол - это топкое дерево. Если же обхватывают ствол вдвоем или даже втроем, то это дерево толстое. Дети определяют на глаз, какое дерево толще, какое тоньше, проверяют.

Собираясь на прогулку, вместе с детьми определяют, к каким ботинкам нужны длинные шнурки, к каким короткие, проверяют, доказывают (если дырочек на ботинке мало, то пойдут короткие шнурки, а если много, то шнурки необходимы длинные).

Понятия «широкий», «узкий», «шире», «уже», хорошо закреплять в осеннюю или весеннюю пору. Например, ручеек утром был узкий, можно было его даже перешагнуть, а днем стал настолько широк, что приходится перекидывать доску, чтобы можно было пройти прохожим.

Понятия «далеко», «близко», хороню закреплять также на прогулке. Например, самолет маленький, его чуть видно. Он очень далеко, поэтому кажется маленьким. Вертолет огромный и пролетает с сильным шумом прямо над головой. Он пролетает близко от земли.

Работу по социальной адаптации на уроках математики лучше проводить в виде игры. Это дает возможность детям легче усвоить азы счета, а главное - сразу применить их в житейских ситуациях

При изучении других понятий, например, меры длины следует использовать разнообразные методические приемы. Можно измерить длину, ширину рабочего стола детей, учителя, данные записать в тетрадь и уточнить, «длина какого стола больше? какой стол более узкий?»

Далее можно измерить длину комнаты. Например, длина комнаты 5 метров. Учитель спрашивает: «Сколько дорожек длиной в 1 метр уложится в комнате?».

Можно также посчитать сколько сантиметров ткани необходимо для пошива одного передника для дежурного. Данные расчета записываются в хозяйственную тетрадь для сестры-хозяйки.

Очень сложны для детей с глубоким нарушением интеллекта временные понятия. Такие общеупотребительные понятия, как «утро», «день», «вечер"», «ночь» и их чередование не вызывают затруднения, сложнее сообразить что все вместе - это сутки и далее, что сутки - это календарное число, называемое в обиходе днем. Все меры времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.

На каждом последующем году обучения дети вновь уточняют и расширяют понятия о времени, выделяют время суток, знают время проведения всех режимных моментов. Каждый учебный день начинается с выяснения времени года, календарного числа, дня недели, дети считают вес дни недели, называют их по порядку, говорят какой день недели, например, следует за четвергом, субботой и т. д. Чтобы легче запомнить порядок дней педели, можно обозначить их в календаре определенным цветом. Соответственно, таким же цветом обозначаются дни дежурств детей, расписание уроков.

Знакомство детей с денежными знаками начинается с ранних этапов обучения счету. На уроках труда можно изготовить символы денег, сравнить их с оригиналами. На уроках организуются игры «Магазин», «Почта», решаются примеры и задачи, в которых числа имеют денежные наименования. Много часов в учебной программе отводится изучению геометрического материала, а именно его построению. Дети должны знать и узнавать геометрические фигуры, называть формы различных предметов, уметь по предложенным данным начертить треугольник (раскроить платочек для куклы), вычертить окружность определенного радиуса (самодельные часы на руку, на стену).

При работе со строительным материалом детей следует учить пользоваться таблицами необходимых измерений, составлять таблицы, куда вносить данные измерений, подбирать доски данного размера, делать разметку

Одним из важных приемов в обучении детей математике является умение использовать калькулятор для овладения арифметическими действиями, решением примеров и задач. Работа с калькулятором также помогает развитию у детей мышления, внимания, познавательной деятельности.

В данную программу входит изучение тех знаний, умений, навыков, которыми должны овладеть дети, так как без них невозможна социальная реабилитация и адаптация ребенка с проблемами в психическом развитии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

I четверть

Понятие о величине:

большой - маленький; длинный - короткий; высокий - низкий; широкий - узкий; толстый - тонкий; одинаковые: шире - уже-.

Понятие о количестве:

много - мало; столько же, один; больше - меньше, поровну;

Пространственные представления:

верхний, нижний, право, лево, рядом, около, между, за, посередине, дальше, ближе, вверху, внизу, впереди, сзади.

Соотношение предметов по количеству в пределах 3, без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения.

II четверть

Понятие о массе: тяжелый - легкий, тяжелее - легче.

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, стало, осталось, вместе, прибавить, отнять.

Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник. Отбор по образцу и по названию.

Числа 1-3.

Знакомство с цифрами. Понятие числа.

Число и цифра 1. Письмо этой цифры. Соотнесение числа и предмета. Лепка цифры 1.

Конструирование простейших фигур из геометрических кубиков, из мозаики. Вырезание геометрических фигур.

Простейшие математические игры: лепка геометрических фигур, вырезание по шаблону и наклеиванпе фигур в тетрадь, соотнесение предмета с изученной цифрой 1. Письмо этой цифры.

III четверть

Повторение числа 1, его написание, соотнесение с предметами.

Знакомство с числом 2. Лепка его из глины, образование числа 2. Соотнесение числа 2 с количеством предметов. Счет прямой и обратный.

Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник. Выбор по образцу и по названию в играх и упражнениях. Аппликация из геометрических фигур.

Понятие «прибавить» и «отнять», соотнесение со словами «больше», «меньше». Сложение предметов па конкретном материале в пределах 2.

IV четверть

Знакомство с числом и цифрой 3. Образование числа 3. Лепка цифры 3 из глины. Соотнесение числа 3 с количеством предметов. Счет прямой и обратный.

Знакомство с калькулятором на основе игровой деятельности. Расположение цифр 1, 2, 3; знаки «+» и «-». Ребенок должен узнавать эти знаки и цифры, уметь находить их на калькуляторе.

II год обучения

I четверть

Повторение изученного ранее в I классе.

Число и цифра 4. Лепка этой цифры, написание. Образование числа 4. Счет прямой и обратный. Соотнесение числа с количеством предметов.

Работа с калькулятором: нахожд<

Наши рекомендации