Понятие, формы и методы
Тема 12. Воспитатетльное воздействие на осужденных к лишению свободы
(2 часа)
- Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы: понятие, формы и методы.
- Виды воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы.
- Общее образование осужденных к лишению свободы.
1. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы:
понятие, формы и методы
Согласно ст. 109 УИК РФ воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, но также имеет и дополнительные задачи (повышение образовательного и культурного уровня осужденных). Воспитательная работа осуществляется на основе общих педагогических принципов воспитания: индивидуальный подход к личности воспитуемого, опора в воспитании на положительное, сочетание требовательности к воспитуемому с гуманным отношением к нему и т.д.
Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении мер поощрения и взыскания. Одним из оснований применения мер поощрения является активное участие осужденного в воспитательных мероприятиях (ч. 1 ст. 113 УИК РФ). Распорядком дня могут быть предусмотрены мероприятия, участие в которых для осужденных обязательно, т.е. неучастие в них может рассматриваться как нарушение требований режима.
Воспитательная работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденного и обстоятельств совершения им преступления. Индивидуальная воспитательная работа предполагает изучение индивидуальных особенностей личности осужденного; выбор соответствующих средств психолого-педагогического воздействия; планирование индивидуальной работы; распределение личных поручений с учетом интересов и склонностей осужденного и педагогической целесообразности; личный контроль за выполнением поручений; индивидуальное шефство над осужденным сотрудника колонии и представителя общественности.
Воспитательное воздействие есть целостный процесс, в котором можно выделить составные части или виды: нравственное, правовое, трудовое, физическое, эстетическое, экологическое и иное воспитание. Любой вид воспитания имеет целью решение триединой задачи, а именно: дать воспитуемому представление о предмете, получить определенный минимум знаний о морали, праве, эстетике, экологии и т.п.; помочь воспитуемому реализовать это отношение в практической деятельности.
Принцип дифференциации является универсальным, он применим не только к исполнению наказания, но и к проведению воспитательной работы с осужденными. Организация, содержание и методы воспитательной работы не могут быть одинаковыми для всех осужденных, необходимо учитывать условия, в которых воспитательная работа осуществляется, и характерологические особенности объекта воспитания (осужденного). В ч. 2 ст. 110 УИК РФ устанавливаются только самые общие требования к дифференциации организации воспитательной работы – она проводится с учетом вида ИУ, срока наказания и условий содержания (отбывания). В действительности эта дифференциация более глубокая. Воспитательная работа, как применение и других средств исправления, проводится с учетом пола, возраста воспитуемых, состояния их здоровья, уровня образования, наличия специальности, семейного положения и т.д. Например, лица пенсионного возраста и инвалиды привлекаются к труду по их желанию (ч. 2 ст. 103 УИК РФ); общее образование является обязательным для осужденных в возрасте до тридцати лет (ч. 1 ст. 103 УИК РФ); начальное профессиональное образование является обязательным для осужденных, не имеющих специальности (ч. 1 ст. 108 УИК РФ); разрешение на проживание за пределами колонии-поселения может быть дано только осужденным, имеющим семью (п. «б» ч. 1 ст. 128 УИК РФ).
Воспитательная работа с осужденными проводится в индивидуальных (объект воздействия – осужденный), групповых (отряд) и массовых (колония) формах на основе психолого-педагогических методов: убеждения, принуждения, педагогического стимулирования, организации поведения, включающих определенные методические приемы (наставление, поручение, внушение, похвалу и т.д.).
Индивидуально-воспитательная работа включает в себя изучение личности осужденного, составление на этой основе перспективной программы исправления с определением конкретных мероприятий и реализацию намеченных мероприятий. Эта работа осуществляется путем бесед с осужденным, изучения его переписки с родственниками, целенаправленного наблюдения за осужденным, дачи ему личных поручений и т.д.
Групповая воспитательная работа включает проведение таких мероприятий как лекции, спортивные и культурно-массовые мероприятия, встречи с известными людьми и т.д. Основной формой организации коллектива осужденных является отряд. Именно в рамках отрядного звена проводится основное количество воспитательных мероприятий[1].
Массовая форма воспитательной работы включает такие мероприятия, как общие собрания, концерты художественной самодеятельности, подведение итогов соревнований, торжества по поводу знаменательных дат и т.д.
Для организации и проведения воспитательной работы в ИУ создается необходимая материально-техническая база. В колониях есть зрительный зал для массовой воспитательной работы (клуб), летняя площадка для просмотра кинофильмов, радиоузел, комнаты воспитательной работы, спортивные сооружения и т.д. Нормы создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в ИУ утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. N 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях»[2].