Консультация специалиста «О значении режима дня в жизни ребенка», «О правилах жизни ребенка в семье»
- Правила (ограничения, запреты, требования) – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка в семье.
- Хорошо, если правил не слишком много, если они гибкие и не вступают в явное противоречие с потребностями ребенка.
- Все ограничения, запреты усваиваются малышом при условии их согласованного предъявления взрослыми членами семьями.
- Важно придерживаться в предъявлении ограничений, запретов, требований дружественного, разъяснительного тона, а не повелительного.
- Обращаясь к ограничениям, запретам, требованиям, важно пользоваться системой взаимных уступок – принципиальность уместна менее всего.
5. Задание: «Выберите из предложенного списка правил в семье одно, обоснуйте свой выбор»(дается на карточках):
а. Проявление нежности к ребенку делает его слабым, уязвимым, беззащитным перед трудностями.
Б. Родители – хозяева ребенка.
В. В семье признается право каждого на ошибку.
Г. Любовь связана с чувством долга.
Д. В семье признается право открыто говорить о своих желаниях.
Е. Ребенок отвечает за настроение родителей.
Ж. Требования родителей к ребенку и ожидания всегда реалистичны.
З. Спонтанность ребенка представляет угрозу для авторитета родителей.
И. Любой член семьи может отвечать отказом на просьбу и не чувствовать себя при этом виноватым.
К. Родители определяют, что правильно, а что нет .
Л. Свободное выражение своих чувств приветствуется и поощряется в семье.
М. Родители заслуживают уважения, потому что они родители.
Упражнение на тренировку внимания взрослого к телесным проявлениям ребенка и умения «считывать» и понимать их.
Задание: «Сделайте предположение об эмоциональном состоянии ребенка по описанию его позы и жестов»
- ребенок стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги);
- ребенок переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ребенок грызет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами; - ребенок сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты, внешне заторможен
Подведение итогов. Домашнее задание.
«Воспитание на основе здравого смысла»
Вместо наказания
1 Резко выразите свои чувства без нападок на характер ребенка;
2. Сформулируйте свои ожидания;
3. Покажите ребенку как загладить вину;
4. Предложите ребенку выбор;
5. Предпримите действия. решение проблемы.
Если мать всё время наказывает ребенка и таким образом объясняя ему, что это единственный способ узнать, что делать не следует, это быть наказанным. Иногда нужно будет повторить одну и ту же информацию много раз, но повторяемая информация содержит совсем другой смысл, чем повторное наказание [A.Faber,E. Mazlish].
Каждый воспитатель, учитель иногда чувствует бессилие, когда не может "достучаться" до школьника.
Когда мы видим что-то, что нас приводит в негодование, гораздо полезнее выразить негодование, чем установить виновника и наказать его. Не обвиняя и не наказывая, мы освобождаем детей для того, чтобы они сосредоточились на ответственности, а не на мести. наравне с неодобрением нужно показывать ученику способы загладить вину. Некоторые ученики используют извинения, чтобы успокоить учителя. Такому ребенку можно сказать следующее: "Рад слышать, что ты сожалеешь. Это первый шаг. Второй шаг -спросить себя, что можно сделать в связи с этим"[A.Faber,E. Mazlish].
Рей Бёрк и Рон Херрон предлагают обучать детей к самоконтролю. Обучение к самоконтролю используют в следующих трех случаях:
1. Когда ребенок ведет себя плохо.
2. Когда ребенок внезапно "взрывается"
3. Когда воспитатели и учителя слишком болезненно реагируют на учеников и не могут сохранять спокойствие.
Шаги обучения самоконтролю.
Шаг 1. Опишите неправильное поведение не сердясь и не обвиняя; не повышая голоса, медленно и спокойно.
Шаг 2. Дайте четкие указания, что ему необходимо делать, чтобы начать успокаиваться.
Шаг 3. Предоставьте время, чтобы успокоится. Можно сказать: "Нам всем нужно время, чтобы прийти в себя. Я подожду несколько минут". Только тогда когда ребенок начнет отвечать спокойным голосом и может воспринимать то, что ему говорят нужно повторить описание поведения и его необходимые действия.
Второй этап. Последующее обучение.
Шаг 4. Опишите, что ученик может сделать иначе в следующий раз используя слова "Вместо того, чтобы..."
Шаг 5. Потренируйте то, что ученик может сделать иначе в следующий раз.
Шаг 6. Сообщите "последствие". Пожалуйста, помните, что "последствие" помогает изменить поведение. Не пренебрегайте им.
Список использованной литературы
1. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Л.И. Аксёнова. - М.: Академия, 2001. – 192 с.
2. Андреева Т.В. Психология семьи/ Т.В. Андреева.- СПб.:Речь, 2007. – 384 с.
3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни [Текст]/ И.В. Гребенников.– М.:Просвещение, 2000. – 280с.
4. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. [Текст]/ И.Ф. Дементьева. – М., 1991. – 112с.
5. Дивицына Н.Ф. Семьеведение [Текст]: учебное пособие/ Н.Ф. Дивицына. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.
6. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни [Текст] : учеб.-практ. пособие / Т.И. Дымнова. - М.: Пед. о-во России, 2005. -144 с.
7. Зацепин В.И. О жизни супружеской [Текст]/В.И. Зацепин.-М., 1978.-144 с.
8. Зуйкова, Е.М. Молодая семья [Текст]/ Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова. - М.: Инфра-М, 2006. – 186 с.
9. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни [Текст]: учеб. пособие/ Е.С. Калмыкова, Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах – М, 2002. - 282 с.
10. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи [Текст]: Письмо Минобрнауки РФ от 08.05.2007 N АФ-163/06//Вестник образования России. – 2007. - №17. – С.29-44.
11. Основы социальной работы[Текст]: учебник / под ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 395с.