Тема 7. Социально-психологические условия эффективного управления
1. Что такое “формальная” и “неформальная” структура коллектива?
2. Какие коллективы характеризуются наличием неформальной организационной структуры?
3. Как связаны между собой формальная и неформальная структура коллектива?
4. Что такое “реальная” структура коллектива и от каких факторов она зависит?
5. Какие факторы определяют сплоченность коллектива и выделение в нем неформальных групп?
6. Перечислите функции, выполняемые неформальной структурой коллектива, и раскройте их содержание.
7. Что такое “неформальное лидерство” в коллективе?
8. Назовите типы неформальных лидеров и дайте им характеристику.
9. Какими характерными чертами обладают, как правило, неформальные лидеры?
10. Что такое “психологическая совместимость”?
11. Назовите основные виды психологической совместимости людей и дайте им характеристику.
12. Назовите типы коммуникативного поведения людей при совместном решении задач и дайте им характеристику.
13. Что такое “социально-психологический климат” коллектива?
14. Перечислите признаки благоприятного социально-психологического климата коллектива.
15. Что такое “социально-психологическая компетентность”?
16. Перечислите основные функции, выполняемые руководителем производственного коллектива, и раскройте их содержание.
17. Назовите основные группы факторов, определяющих успешность деятельности руководителя, и дайте им характеристику.
18. Перечислите набор качеств, которыми должен обладать руководитель.
19. Что такое “стиль руководства”?
20. Назовите типичные стили руководства и дайте им характеристику.
21. Что такое “гибкий” стиль руководства и каковы условия его применения?
22. Перечислите типичные ошибки в деятельности руководителя и сделайте по ним психологические пояснения.
23. Какие виды общения людей имеют место в трудовом взаимодействии и в чем их особенность?
24. Назовите группы факторов, оказывающих влияние на процесс общения, и дайте им характеристику.
25. Перечислите основные ошибки, возникающие в процессе коммуникации, и дайте к ним психологические пояснения.
26. Что такое “психологический барьер в общении”?
27. Что такое “барьер отрицательных эмоций” в общении?
28. Назовите барьеры восприятия в общении и дайте им характеристику.
29. Перечислите и охарактеризуйте основные принципы взаимопонимания в общении.
30. Что такое конфликт?
31. Как конфликты сказываются на функционировании организации?
32. Что такое "реалистические" и "нереалистические" конфликты?
33. На какие виды делятся конфликты в зависимости от характера участников?
34. Что такое "внутриличностный" конфликт, его основные формы и причины?
35. Назовите основные причины конфликтов в организациях.
36. Назовите основные функциональные последствия конфликтов для организации.
37. Назовите основные дисфункциональные последствия конфликтов для организации.
38. Дайте характеристику основным организационным способам управления конфликтами.
39. Назовите пять основных стратегий поведения людей в конфликтных ситуациях и дайте им характеристику.
40. Что такое "конфликтоген" и основные типы конфликтогенов?
41. Нарисуйте и обьясните схему возникновения непреднамеренного конфликта.
42. Приведите основные рекомендации по предотвращению конфликтов.
43. Какими должны быть действия руководителя по разрешению конфликтов?
44. Перечислите навыки, помогающие эффективно решать внутриличностные конфликты.
45. Дайте характеристику основным типам конфликтных личностей.
Тема 8. Педагогика как наука, ее предмет и задачи, основные понятия и категории, история и перспективы развития
1. Какие вопросы исследует и разрабатывает педагогика?
2. Что является предметом педагогики?
3. Дайте обоснование причин, указывающих на необходимость педагогического знания для развития общества.
4. Что является объектом познания в педагогике?
5. Почему педагогику рассматривают как науку и искусство?
6. Назовите основные задачи педагогики.
7. Дайте определение и прокомментируйте содержание педагогической категории «развитие».
8. Дайте определение и раскройте содержание педагогической категории «воспитание».
9. Чем различается содержание понятия «воспитание» при его использовании в широком смысле и в узком значении?
10. Как связаны между собой процессы развития и воспитания человека?
11. Дайте определение и раскройте содержание педагогической категории «образование».
12. Дайте определение и раскройте содержание педагогической категории «обучение».
13. Что такое «самовоспитание» и «самообразование» и их роль в процессе развития человека?
14. Нарисуйте схему факторов, определяющих развитие личности.
15. Используя схему факторов, определяющих развитие личности, покажите место и роль образования и воспитания в данном процессе.
16. Что представляет собой система образования современного общества (Республики Беларусь)?
17. На каких важнейших принципах строится современная государственная политика в области образования в нашей республике?
18. Что представляет собой первый период развития педагогики как науки (педагогические знание донаучного периода)?
19. Что представляет собой педагогика античного периода?
20. Назовите основные тенденции, характеризующие педагогические воззрения эпохи средневековья.
21. Что представляла собой педагогика эпохи Возрождения?
22. Когда педагогика была выделена в самостоятельную науку?
23. Какова роль в развитии педагогики Я.А. Коменского?
24. Дайте характеристику педагогических концепций, разрабатываемых в период развития капитализма.
25. Как развивались педагогические идеи в Белоруссии и России?
26. Дайте характеристику этапа становления и развития современной педагогики (идеи, тенденции, виднейшие ученые).
27. Перечислите основные парадигмы современной зарубежной педагогики и дайте им характеристику.
28. Охарактеризуйте современное состояние системы образования и перечислите его новейшие концепции.