Техники консультирования
- Постановка вопросов
- Ободрение и успокаивание
- Отражение содержания: перефразирование и обобщение
- Отражение чувств
- Паузы молчания
- Предоставление информации
- Интерпретация
- Конфронтация
- Чувства консультанта и самораскрытие
- Структурирование консультирования
Виды психокоррекции
Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.
1. По характерунаправленностивыделяют коррекцию: симптоматическую; каузальную.
Симптоматическаякоррекция(коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная(причинная) коррекциянаправлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержаниюразличают коррекцию: познавательной сферы; личности; аффективно- волевой сферы; поведенческих аспектов; межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных); детско- родительских отношений.
3. По формеработыс клиентом различают коррекцию:·индивидуальную;·групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально- групповую).
4. По наличиюпрограмм: программированную; импровизированную.
5. По характерууправлениякорригирующимивоздействиями: директивную; недирективную.
6. По продолжительности: сверхкороткую (сверхбыструю); короткую (быструю); длительную; сверхдлительную.
Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.
Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
Длительная психокоррекция продолжается месяцы, в центре внимания - личностное содержание проблем. Во время коррекции прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.
Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.
7. По масштабурешаемыхзадачразличают психокоррекцию: общую; частную; специальную.
Психопрофилактика (греч. psychē — душа и prophylaktikos — предохранительный) — область клинической психологии, задачей которой является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно- психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы П. включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, "телефонов доверия" и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информирование населения и т. д. Специальными задачами П. являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т. п.
Просвещение — передача знаний, распространение знаний и культуры.
На должность педагога- психолога ДОУ назначается специалист, имеющий высшее психологическое или педагогическое образование со специализацией по детской психологии без предъявления требования к стажу работы.
Знания, необходимые педагогу- психологу ДОУ:
- Закон «Об образовании», Декларацию прав человека, Конвенцию ООН о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей.
- Общую психологию, педагогическую психологию, вопросы дошкольной педагогики, психологию личности и дифференциальную психологию, социальную психологию.
- Основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы социально- психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой консультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
Умения, необходимые педагогу- психологу ДОУ:
- Умение изучать, диагностировать психическое состояния ребенка (актуальную и ближайшую зоны развития).
- Умение составлять развивающие программы; организовывать, поэтапно осуществлять и оценивать ход и результаты данных программ.
- Умение ставить коммуникативные, познавательные и любые другие педагогические задачи под углом зрения психического развития детей, реализации внутренних резервов и психологической безопасности участников взаимодействия.
- Умение создавать условия, стимулирующие естественный ход психического развития дошкольников (умение организовывать предметно- развивающую среду в группе, умение организовывать эффективное общение и совместную деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками и т.д.).
- Умение сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях содействия психическому развитию детей.
- Умение оценивать у себя ориентацию на развитие личности другого человека