Вопрос 2. Понятие педагогики. Место науки педагогики в системе общественного знания и учебных дисциплин
Педагогика, исследуя такое общественное явление, как воспитание, призвана внести важнейший вклад в решение одной из главных задач российского общества - формирование человека, гражданина и семьянина. Все люди так или иначе являются воспитателями. Кто-то, получив специальное педагогическое образование, занимается обучением и воспитанием детей и взрослых профессионально, остальные – неосознанно или сознательно, ориентируясь на свой жизненный опыт и индивидуальные представления о должном поведении человека.
Жизнедеятельность любого человека имеет педагогический аспект, так как неизбежно включает в себя взаимоотношения с детьми, родителями, супругом или супругой, коллегами, руководителем, подчиненными и прочими, то есть те сферы, где требуется оказание воздействия на людей с целью значительного изменения или частичной коррекции их поведения. Эффективность такого взаимодействия напрямую зависит от уровня педагогической грамотности того, кто выступает в роли воспитателя, а педагогическая грамотность предполагает изучение педагогики.
Педагогика – наука об образовании, воспитании, обучении и развитии личности в интересах человека, общества, государства.
Кроме того, термин «педагогика» употребляется и в других смыслах:
1) явления жизни;
2) учебная дисциплина;
3) педагогическая практика.
В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего господина в школу. Со временем значение слова «педагогика» изменилось и стало обозначать искусство воспитания и обучения.
Принято различать объект и предмет науки, при этом под объектом понимают определенную сферу объективной реальности, а под предметом — ее аспекты, стороны.
Объектом педагогики выступает изучение всех сфер жизни общества и государства, оказывающих влияние на подготовку человека к выполнению социальных и профессиональных задач, самореализацию личностного потенциала, что способствует в конечном счете процветанию общества.
Предмет педагогики — это педагогические реальности в обществе, проявляющиеся в закономерностях этой подготовки, системе отношений, складывающихся в деятельности по включению человека в сферу общественной жизни, его социализации.
Например:
Необходимо изучить процесс формирования педагогической компетентности у курсантов в системе высшего юридического образования.
Объектом исследования – учебно-воспитательный процесс в системе высшего юридического образования.
Предметом исследования – процессформирования педагогической компетентности у курсантов в системе высшего юридического образования.
Предмет педагогики определяет ее основную цель: разработка и создание таких условий жизни, которые способствуют активному формированию у граждан высокого уровня образованности, воспитанности, обученности, развитости, профессионализма; проявлению творческих способностей, раскрытию личностного потенциала, укреплению веры в свои силы и возможности, утверждению в обществе идеалов гуманизма, культуры и права.
Это означает, что педагогика востребована везде, где реализуется образование, воспитание, обучение и развитие людей, как в специализированных образовательных учреждениях, так и в процессе трудовой деятельности, культурно-досуговой и семейной жизни.
Педагогика располагает системой своеобразных основных понятий (категорий), отражающих ту или иную сторону педагогической реальности и различные виды ее педагогических явлений.
Педагогический процесс — категория, означающая активную взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъект-объектов педагогической сферы (родителей, учителей, руководителей и др.), и объект-субъектов (детей, учащихся, сотрудников, воинов, персонала и т.п.).
Педагогический процесс в различных социальных структурах имеет свою специфику. Так, например, в высшей школе эта специфика заключается в непосредственной связи педагогического процесса с государственными интересами, социальным заказом; особенностях задач и содержания подготовки специалистов, функциональных обязанностей должностных лиц учебного заведения. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов процесса обеспечивается целевой установкой работы преподавателей, научно обоснованными учебными планами и программами, правовыми рамками функционирования образовательного учреждения.
Воспитание — до сих пор во многих педагогических работах определяется как основополагающая категория педагогики.
В научных кругах утвердилось понимание воспитания в широком, социальном, смысле как функции человеческого общества, заключающейся в передаче накопленного социального опыта, духовного наследия общества, его ценностей от поколения к поколению. С этой точки зрения воспитание рассматривается как категория вечная, социальная, носящая исторический характер, и изучается также социологией, философией, политологией, историей и другими гуманитарными науками.
В узком, собственно-педагогическом, смысле воспитание рассматривается как специально организованная, целенаправленная деятельность общественных институтов с целью формирования социально значимых качеств человека как гражданина общества, носителя общечеловеческих ценностей, способного к цивилизованному поведению, самореализации. Это системный процесс целеустремленного создания условий (материальных и духовных) для формирования у человека нравственных идеалов, норм и отношений, совершенствования умственных и физических сил, профессионально-этических качеств, что в совокупности образует мировоззрение, нормы и правила поведения.
По существу воспитание — это управление процессом социализации личности, охватывающее весь педагогический процесс, результатом которого является воспитанность конкретного человека или социальной общности граждан, их готовность к жизни в обществе и труду. Употребление понятия «воспитание» в обоих смыслах правомерно и практично.
В 90-е годы прошлого столетия справедливо отмечалось ослабление внимания к воспитательной деятельности, в то время как острота самой проблемы воспитания явно усилилась. У этого явления есть свои причины: с одной стороны, отрицалось воспитание как средство манипулирования личностью (именно так стало пониматься «коммунистическое воспитание»), а с другой — произошло освобождение от жестких рамок тоталитаризма, породившего не только сомнения в результативности воспитания, но и резкий рост криминала, девальвацию нравственных ценностей и тому подобные явления. Сейчас положение выправляется. Так, в Законе РФ «Об образовании» воспитание определяется как ведущее направление по сравнению с обучением. В последние годы воспитание на новом качественном уровне на практике восстанавливает свои позиции.
Обучение в отличие от воспитания есть целенаправленный, специально организованный, систематический процесс взаимодействия обучающих и обучающихся, в ходе которого происходит овладение знаниями, навыками и умениями, которые предусмотрены учебными программами. Педагоги руководят учебно-познавательной деятельностью обучающихся, активизируют ее, прививают умение самостоятельно пополнять знания, развивать мышление, память, воображение, чувства и речь; усваивать опыт старших поколений. Результат обучения — обученность личности, группы людей.
Образование — процесс усвоения фундаментальных мировоззренческих, научных, разносторонних знаний, выработки навыков, умений; развитие интеллекта и его результат, определенный уровень теоретической и практической подготовки обучающегося.
В Законе «Об образовании» образованию придается обобщающий полифункциональный смысл, оно представляется целенаправленным процессом овладения личностью, группой людей научным пониманием окружающего мира, отвечающим современному уровню развития общества, научно-технического прогресса.
Образованный человек объективно понимает и оценивает происходящие события в мире, в жизни людей, осознает себя и свое место в обществе, обладает духовными ценностями, способствующими творчеству, созиданию, самосовершенствованию, а также основами культуры отношений и поведения. Образование закономерно связано с воспитанием, обучением и развитием человека.
Результатом образования выступает образованность, профессиональная компетентность, менталитет человека как важная педагогическая особенность (свойство) его личности, не сводимые однозначно к наличию у него дипломов.
Образование бывает общее и специальное. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе и мышлении, необходимое каждому человеку независимо от его будущей специальности. Специальное образование дает знания, навыки и умения, позволяющие заниматься определенным видом деятельности с тем или иным уровнем квалификации. Юридическое образование, получаемое в юридических академиях и других юридических образовательных учреждениях, относится к специальному образованию.
Развитие — процесс функционального совершенствования психических процессов, состояний и свойств умственной и физической деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к человеку как созидателю, творцу, профессионалу. Составляющими этого процесса являются: развитие общих и специальных способностей, соответствующих познавательных, деловых и физических качеств.
Развитость личности или группы, коллектива является интегральным результатом педагогического процесса. Образование, воспитание, обучение закономерно влияют на развитие человека. Влияние многократно усиливается, когда эти процессы носят развивающий характер, принимаются специальные педагогические меры, обусловливающие быстрый темп, напряженность умственного и физического труда.
Самосовершенствование личности, включающее в себя самовоспитание как процесс формирования и развития качеств в соответствии с требованиями общества и личной программы развития, а также самообразование, представляющее собой самостоятельную работу человека по приобретению, углублению и практическому применению знаний, навыков и умений.
В соответствии с раскрытыми основными понятиями педагогики можно схематично представить педагогическую систему личности, которая будет состоять из совокупности качеств, включающих в себя обученность, воспитанность, развитость и образованность.
Схема 2