Глава 4. Комплексная система принципов современной дидактики

К числу классических принципов дидактики следует отнести целый ряд устоявшихся в сознании как учащихся, так и педагогов положений. Принципы дидактики очень тесно связаны друг с другом и в этом смысле образуют некую комплексную систему из взаимно дополняющих и взаимно выводимых положений. Другими словами, эта система не является минимальной, когда каждый принцип является базисным и не выводится из оставшихся. (Классическими примерами таких систем являются ортогональные системы, например, декартова система координат в алгебре или система аксиом в эвклидовой геометрии.) Система дидактических принципов скорее может характеризоваться как избыточная, она не является полной и законченной, список ее положений будет развиваться и дополняться, как минимум, по мере развития методов, способов и систем обучения.

1. Принцип научности предполагает множество аспектов. В качестве конкретной иллюстрации современного развития этого принципа можно привести аспект, связанный с оптимальностью построения процесса передачи знаний, что означает необходимость адекватности процесса обучения психологическим характеристикам учащегося. Оптимальное построение педагогического процесса подразумевает активное использование закономерностей и характеристик процессов восприятия и мышления. При разработке современных автоматизированных рабочих мест (АРМ), предназначенных для реализации различных видов обучения в рамках непрерывного школьно-вузовского, послевузовского и дополнительного образования, большое внимание уделяется вопросам разработки систем человеко-машинного пользовательского интерфейса, реализующего принцип оптимальности.

Например, по нашим данным, сопоставление образных способов предоставления информации (таких, как графики, цветояркостные матрицы и таблицы) с различными типами текстовых, численных и логических способов показывает существенное уменьшение времени восприятия и усвоения учебного материала при переходе к виду, лучше соответствующему целям решаемой задачи. Результаты показали, что в разных задачах правильно выбранный способ предоставления учебного материала может уменьшить время его усвоения в среднем в 1,5—2,0 раза. В некоторых случаях использование адекватного целям данной задачи простейшего типа образных представлений (гистограмм) приводило к улучшению усвоения в несколько раз (!) при том же уровне надежности.

2. Принципы преемственности и последовательностиизложения учебного материала выражают идеи логики процесса обучения. Педагогу трудно представить себе существование универсального способа изложения материала даже в рамках одной тематики. В зависимости от индивидуальной структуры базы знаний к одному и тому же выводу можно прийти разными путями. В пределах базы знаний одного и того же человека подход к одному понятию может быть сделан с использованием различных исходных фактов и доказательств (см. раздел «Семантические сети»). Именно дидактическая важность принципов преемственности и последовательности изложения материала во многом определяет специфику различных авторских школ, существующих в рамках одной предметной области.

3. Принцип доступности изложения учебного материала представляет собой одно из наиболее важных условий нормального хода образовательного процесса. Этот принцип тесно связан с принципом заинтересованности учащегося в приобретении знаний. Связь заключается в исключительной хрупкости мотиваций заинтересованности, по крайней мере, в первые годы процесса обучения и на первых этапах «вхождения» человека в новую предметную область. Несоблюдение принципа доступности может очень легко нарушить первичную, исходную заинтересованность учащегося. В качестве примера можно привести часто не совсем продуманное использование выражений типа «легко заметить», «очевидно», после которых следуют совсем не так легко понимаемые выводы. Использование таких выражений особенно характерно как раз для наиболее сложных естественнонаучных дисциплин, таких, как математика или физика, и это, кстати говоря, неудивительно. Можно представить, что причины заключаются в объективной необходимости опускать большие эпизоды объяснений для прояснения главной линии изложения материала. Однако с дидактической точки зрения совершенно ясно, что такие случаи должны представлять зону особого внимания педагога, которому необходимо находить часто индивидуальные подходы для объяснения такого рода трудных мест в восприятии материала.

С другой стороны, принцип доступности тесно связан с принципом создания оптимальных условий для обучения (восприятия и усвоения учебного материала). Доступность определяется наличием соответствующей доброжелательной, уважительной, доверительной морально-психологической атмосферы в отношениях между преподавателем и учащимися. В более широком понимании — в отсутствии различных стрессовых, конфликтных ситуаций, в частности, связанных с высказыванием или проявлением элементов пренебрежения, принижения интеллектуальных способностей одних учащихся в сравнении со способностями других.

4. Принцип сознательности обучения, связанный с наличием мотиваций высшего порядка, с одной стороны, и развитых волевых качеств учащегося — с другой. Мотивации высшего порядка, такие, как стремление занять соответствующее положение в обществе, быть востребованным специалистом, иметь хорошее материальное положение, сделать выгодную карьеру и т. д., так же,как «простая» любознательность и волевые качества должны быть развиты у учащегося в процессе правильно построенного педагогического процесса, в результате создания условий для сознательного, мотивированного и упорного обучения.

5. Принцип индивидуально ориентированного диалогового обучения –представляет собой противоположность практике авторитаризма в образовании и обучении. В условиях авторитарного обучения учащийся практически должен был принимать на веру содержание учебного материала, знания, нормы поведения и социальные ценности. Недостаток - не учитывались индивидуальные особенности восприятия, мышления, склонностей и мотиваций людей. Именно учет этих характеристик и опора на них представляет основу диалогового метода обучения, когда преподаватель каждый раз проходит путь познания вместе с учащимся.

В рамках диалогового подхода к обучению достигается ряд целей:

· выявляются индивидуально трудные для понимания места и осуществляется направленная коррекции образования;

· принципиально изменяется усвояемость учебного материала, происходит переход от запоминания в результате зубрежки к осознанному, продуманному усвоению, т.е. учащийся способен включать новые знания в активную систему интерпретации явлений данной предметной области;

· становится возможным обучение, в результате которого формируется не только умение пользоваться справочной литературой и находить «готовые рецепты», но и способность к творческому решению нестандартных ситуаций.

Понимание всегда индивидуально и оно всегда несет в себе творческое начало. При этом, как пишет В.П. Зинченко, «не всегда, но достаточно часто в триаде «ученик, учебный предмет, учитель» последний выступает на стороне предмета. Двое на одного - это многовато (да еще и родителей зовут на помощь). И дело даже не в молодости (или слабости) ученика. Дело в том, что учитель и предмет противостоят ученику, порой, как пока еще чуждые ему силы. Значительно полезнее и эффективнее, не говоря о человечности, иная позиция. Позиция, при которой учитель объединяется с учеником, и они осуществляют совокупное учебное действие по пониманию предмета (последующее усвоение и запоминание, если оно понадобится, останется за учеником). При такой позиции учитель временно отказывается от абсолютизма своего знания, от своей конгениальности предмету... Спускаясь до уровня знаний ученика, он поднимает его до уровня учебного предмета, а то и над ним. Психологически (и педагогически) очень важно, чтобы в сознании учителя ученик не был объектом обучения (воспитания). Есть два агента знания, между которыми происходит диалог, разговор (договор, уговор). И оба они противостоят объекту или предмету знания. И оба полностью не знают его, так как учитель дает понять ученику, что предмет живой, развивающийся... Выполняя роль посредника в истинном и возвышенном смысле этого слова, учитель не столько учит, сколько совместно думает с учеником, т.е. развивает его».

6. Принцип опорных схем и конспектов -учащиеся получают максимально свернутый, иногда схематизированный учебный материал. Но!!! Достижение этой цели представляется довольно сложным ввиду индивидуальных отличий учащихся - разный уровень знаний, разные типы и характеристики мышления и восприятия. Тем не менее, в методику современного преподавания все в большей степени входит практика предварительного ознакомления учащихся с опорными конспектами. Такие конспекты содержат основные положения темы, они вводят учащегося в курс дела и в пределе призваны подготовить учащегося к диалоговой форме общения с преподавателем. При этом учащиеся практически неизбежно ставятся в условия, когда они должны самостоятельно осмысливать отдельные положения конспекта, составлять собственное мнение в процессе подготовки к занятиям. Другим аспектом метода опорных схем и конспектов является по существу творческая работа по составлению учащимися собственных конспектов, которые могут быть обсуждены с преподавателем.

7. Принципом творческого, развивающего обучения-развитие способностей к творческой деятельности: способности к обучению, привычки к самостоятельным размышлениям над фактами, явлениями и событиями, их сопоставлению, сравнению. Становление данного принципа связано с идеями создателей теории формального образования, провозгласивших лозунг «учить учиться» или «учиться учиться» и указывавшими на важность развития интеллектуальных способностей, формирования у учащихся умения мыслить и догадываться.

Системная реализация всего комплекса дидактических принципов призвана на практике создавать условия для высокоэффективного обучения, проходящего с использованием максимальных интеллектуальных, творческих, мотивационных и эмоциональных возможностей каждой личности (рис. 5). Этот эффект можно рассматривать в качестве определения успешности обучения: человек в учебном коллективе и во взаимодействии с преподавателем способен достичь больших успехов, чем при самостоятельной работе с книгой. Возможна и несколько иная формулировка: сумма достижений отдельных людей вне коллектива меньше, чем их достижения в результате совместной работы.

Глава 4. Комплексная система принципов современной дидактики - student2.ru

Рис. 5. Комплексная система принципов современной дидактики

Наши рекомендации