Глава 3. Основные задачи и направления современной дидактики

Перед современной теорией обучения стоят те же сакраментальные для педагогики вопросы, что стояли во все времена ее развития - «чему учить?» и «как учить?».

Основные проблемы дидактики:

· сущность образовательного процесса,

· содержание образования,

· соотношения количества обязательных и элективных предметов,

· объем отдельных предметных курсов,

· методы и формы обучения,

· роль учителя в образовательном процессе в сегодняшней педагогической практике - рост объема знаний человечества, появление новых технических и технологических возможностей по обработке, хранению, передаче и предоставлению учебной информации.

Фундаментальная проблема - содержание образования.

ü Что является основной целью образования: развитие интеллектуальных способностей, внимания, мышления учащихся, т. е. развитие умения мыслить? Или -цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний?

Можно сформулировать два подхода к содержанию образовательного процесса, получивших на рубеже XVIII — XIX веков названия теорий формального и материального образования.

Типичными представителями системы формального образования в те времена были так называемые классические гимназии, с выраженным уклоном в сторону изучения латинского и греческого языков, литературы, истории, математики. Предпочтительное изучение именно этих предметов и склонность к освоению именно этих аспектов содержания образования рассматривались (и не без основания) в качестве основных способов развития у учащихся способностей к приобретению знаний.

Типичными представителями системы материального образования были так называемые реальные училища, образование в которых носило явно выраженные прикладные цели.

В настоящее время, более правильной является постановка вопроса, в каких соотношениях у учащихся должны формироваться, с одной стороны, система знаний по тем или иным предметным областям и, с другой стороны, способности к мыслительной деятельности (к процедурам логического вывода, проведению аналогий, обобщений, конкретизации и т.д.).

С точки зрения современных теорий обучения, основанных на данных психологии мышления, нейропсихологии, искусственного интеллекта, элементы запоминания и переработки информации, т. е. процессы формирования систем знаний и процессы логического вывода одних знаний из других, неразрывно связаны друг с другом.

Современные базы знаний и базы данных для любой предметной области содержат в себе как элементы (атомы, единицы) знаний, так и правила перехода от одних элементов знаний к другим. Важно отметить, что правила перехода или, как их иначе называют, правила вывода, часто видоизменяются в зависимости от структуры элементов знаний. Это значит, что структуры базы знаний в различных областях естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин отличаются друг от друга.

Из теории семантических сетей (см. соответствующую главу первого раздела), следует, что приобретение способности к приобретению нового знания, т. е. тех или иных правил хождения по сети от одного узла (сложного понятия) к другому, а также правил порождения новых узлов непосредственно связано с самими знаниями, их структурой и спецификой.

Другая важная проблема содержания образования в окончательном виде была сформулирована также на стыке XIX и XX веков.

ü Каким должен быть способ построения содержания образования? Как должно быть структурировано содержание и как построена система обучения?

Возможны два варианта:

· Построение сегодняшнего варианта школьного образования - учащимся преподаются основы полной (в рамках установленного государственного образовательного стандарта) системы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

· Альтернативный вариант - комплексная система обучения, принципиальная особенность которой сводится к построению процесса обучения на основе некоторого единого связующего стержня, объединяющего те предметы, которые входят в сферу интересов конкретного ученика.

На самом деле противопоставление этих систем не представляется абсолютным. В современных школах и тем более в высших учебных заведениях существует множество факультативных предметов, активно развивается система дополнительного образования, ведущая свое происхождение от кружковых форм обучения детей, имеющих общие интересы.

Собственно комплексная система обучения формировалась на уровне теории и практики начального образования.

По-видимому, впервые идея объединения обучения вокруг интересов ребенка появилась в педагогической системе Жан-Жака Руссо, в его известных романах «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762).

А) Комплексирование обучения проводилось, например, при использовании в качестве объединяющего, ассоциирующего «стержня» родного языка путем всестороннего изучения некоторого «образцового произведения» — романа или повести. В ходе такого процесса дети обучались чтению, выделению частей речи, слогов, заучивали наизусть избранные отрывки и т.д.

В России подобный подход в 60-х годах XIX века разрабатывался К.Д. Ушинским и получил название объяснительного чтения. Как видно из названия учебных книг Ушинского («Родной язык», «Родное слово»), именно чтение рассматривалось в них в качестве ассоциирующего (стержневого) учебного предмета. Темы комплексного изучения брались из семейной жизни ребенка, строились на основе обсуждения бытовых и трудовых проблем и были призваны охватывать явления внешнего мира на доступном для понимания ребенка уровне.

Б) В качестве другого «стержня», объединяющего различные дисциплины, использовалась география. И. Ф. Гербарт (начало XIX века) называл ее «наукой ассоциирующего характера», так как она включает в себя понятия математики, истории, естествознания.

Идеология группировки учебного материала вокруг актуальных жизненных проблем, или преподавания, связанного с изучением целостных «жизненных комплексов», в XX веке развивались в рамках прагматической педагогики.

Основатель этого направления американский философ, педагог и психолог Джон Дьюи обозначил свою систему как обучение «путем делания», это было обучение, исходившее из практической деятельности ребенка и являвшееся результатом его личного практического опыта.

Такую систему Дьюи противопоставлял классической школьной системе, которую он критиковал за раздробленность и широту охвата дисциплин, академичность в смысле оторванности от жизни и личного опыта ребенка. В школах, работавших по системе прагматической педагогики, в принципе отсутствовала постоянная программа, основанная на изучении системы дисциплин и предметно-содержательных связях учебного материала.

В 20 - 30-х годах XX века активное развитие прагматической педагогики было связано с разработками различных вариантов метода проектов, суть которого заключалась в обучении путем выполнения ряда постепенно усложняющихся практических заданий, связанных с актуальными для ребенка целями и проблемами.

Теоретические положения метода проектов основаны на идеологии «обучения посредством делания» Дьюи и его последователей.

Минусы этого направления:

ü отсутствие систематичности и плановости,

ü отсутствие постепенного углубления и расширения объема приобретаемых знаний.

Но!!! В определенном смысле становление сегодняшней системы дополнительного образования, с ее упором на создание творческой среды для занятий детей в областях сферы их интересов, представляет собой следствие развития методов прагматической педагогики и метода проектов. Результаты развития этих методов во многом используются также при построении планов среднего профессионального образования, планов производственной практики (рис. 4).

Таким образом, обобщенно современные взгляды на проблему содержания образования формулируются в виде двух взаимодополняющих подходов:

ü ориентация на приобретение знаний, умений и навыков,

ü ориентация на формирование у человека системы личностных ценностей.

Очевидно, что эти два подхода акцентируют отдельные аспекты проблемы содержания образования и во многом перекрывают друг друга, тем не менее, сущность каждого из них имеет самостоятельное значение.

Важной целью обоих подходов является социализация личности учащегося. При этом приобретение знаний и умений приобщает учащихся к процессам общественно полезного производства и таким путем ориентирует их в социуме. В рамках личностно-ценностного подхода акценты сущности содержания образования несколько сдвигаются от ориентации на приобретение знаний к ориентации на задачи формирования личности учащегося (подробнее см. раздел «Личность человека»).

Глава 3. Основные задачи и направления современной дидактики - student2.ru

Рис. 4. Схема взаимоотношений различных способов построения содержания образования. Блоки схемы отражают этапы решения проблемы содержания образования

На современном этапе развития педагогики решение этих вопросов связано с развитием смежных областей науки и техники.

1. Информационные и компьютерные технологии представляют собой источник технического обеспечения, базу для реализации идей и методов педагогической теории и практики.

2. Новые возможности приобретают направления дидактики, связанные с развитием новых педагогических технологий, в том числе методов и систем программированного обучения, педагогических эвристик, компьютеризированного индивидуального обучения, дистанционного образования, проблемного обучения, педагогики сотрудничества.

Проблемы нагруженности учащихся конкретной информацией, степени связи между родственными курсами в современных учебных заведениях решаются путем установления пропорций между теоретическими курсами, практическими и лабораторными занятиями, самостоятельными работами учащихся при кураторстве педагогов.

Эти проблемы не имеют однозначного решения, т.к. в существенной степени зависят:

ü от способов изложения материала курса,

ü направленности преподавания,

ü от потребностей той социальной среды, в которой находится данное учебное заведение (разница между современными гимназиями, лицеями и общеобразовательными школами, как и разница между университетами и другими типами высших и средних профессиональных учебных заведений, отражает наличие более гуманитарных и более прикладных оттенков содержания современного образования).

Основные документы, определяющие содержание образования:

ü учебные планы,

ü учебные программы,

ü учебники и учебные пособия.

Базовый учебный план включает в себя ряд обязательных предметов. В рамках общего среднего образования эти предметы обязательны для всех типов учебных учреждений, на более высоких ступенях образовательного процесса перечень обязательных предметов зависит от специализации учебного заведения.

Элективные предметы на выбор учащихся.

По каждому из предметов составляются: учебные программы, отражающие содержание предмета, основные разделы и темы, их конкретное содержание и разбиение по часам, методические материалы.

С точки зрения логики построения объяснений и изучения учебного материала в качестве основных следует выделить два подхода: линейный и концентрический.

Линейный подход – изложение учебного материала по определенной теме как последовательности логически вытекающих одно из другого положений, схем, содержательных звеньев. Исходя из общих положений дидактики, а также из выводов психологической педагогики и педагогической психологии, применимость линейного подхода построения объяснений является ограниченной. В наибольшей степени он используется при изложении учебного материала и построении объяснений по естественнонаучным дисциплинам. В своем каноническом виде данный подход применим в различных разделах математики, где имеет место формализованная последовательность шагов доказательства в рамках одной теоремы или группы теорем и лемм.

Но!!! Алгоритмизация и последовательная линейная алгоритмизация процесса изложения учебного материала может быть реализована не всегда. Даже при изложении разных тем учебного материала в рамках математики и физики педагогу приходится существенно изменять систему понятий, законов, исходных фактов.

Концентрический принцип обучения - такой способ изложения является более общим и основан на многократном повторном обращении к одной и той же теме:

ü во-первых, при более углубленном изложении материала,

ü во-вторых, при «выходе» на одну и ту же тему по мере изложения тематики смежных, пограничных областей знаний.

Исходя из модели семантических сетей, любое понятие в определенной, достаточно разработанной области знаний обязательно имеет множество связей с другими понятиями этой, а также и других областей. В итоге в условиях достаточно полного изложения учебного материала дидактически неизбежным становится переход от линейного к концентрическому способу его изложения.

Прямым подтверждением этого являются современные гипертекстовые технологии обучения, полностью построенные на принципах многократного хождения по ссылкам от одного понятия к другому, что тем самым почти неизбежно приводит к многократным возвращениям учащегося к одной и той же теме, хотя и с разных сторон и на разных уровнях ее изложения.

Наши рекомендации