На основе сопоставления понятий

«человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

психологи утверждают:

Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «ИНДИВИДОМ РОЖДАЮТСЯ. ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТСТАИВАЮТ».

(...) Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает

способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека

как личности4.

Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему имманентно присущи (т.е. являются врожденными), тогда как личностные качества — психические и социальные — формируются, развиваются прижизненно, можно сделать следующий вывод:

объектом и предметом педагогической теории и педагогичес­кой деятельности могут и должны быть:

♦ личность человека во всем многообразии ее природных, психических и социальных свойств, качеств и проявлений;

♦ процесс воспитания, обеспечивающий целенаправленное формирование и развитие личности.

♦ БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ Б РАЗБИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИИ

ЕГО ЛИЧНОСТИ

Проблема соотношения биологического и социального — одна из наиболее важных и сложных проблем антропологии. В науке давно ведется дискуссия о природе, источниках и факторах раз-

4 Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность // Российская педагогическая эн­циклопедия: В 2 т. М„ 1993. Т. 1.С. 523.

На основе сопоставления понятий - student2.ru

На основе сопоставления понятий - student2.ru

вития человека между сторонниками основных философско-пси-холого-педагогических концепций: биологической, социологичес­кой и биосоциальной. В чем суть этих концепций?

Биологическая концепция Человек — сугубо при родное существо; духов­ные свойства личности имеют биологическую основу; развитие и по­ведение определяется врожденными потреб­ностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требования­ми, к которым человек вынужден приспосабли­ваться; воспитание спо­собно лишь ускорить или затормозить про­цесс естественного раз­вития.
На основе сопоставления понятий - student2.ru

Социологическая концепция Человек рождается как существо биологи­ческое, но в процессе своей жизнедеятельнос­ти социализируется под влиянием среды, преж­де всего тех социальных групп, которые состав­ляют его ближайшее окружение. Среда явля­ется определяющим фактором формирова­ния личности, ее влия­ние практически нео­братимо; воспитание призвано корректиро­вать характер влияния среды.
Человек — существо и биологическое и со­циальное: психические процессы (ощущения, восприятие, мышление и др.) имеют биологи­ческую природу, а на­правленность, способ­ности личности форми­руются в результате объективных и специ­ально организованных воздействий социаль­ной среды. При данном подходе недостаточное значение придается роли самовоспитания и деятельности.

Таблица 6



Г -""~~~~ '
------------------------
 
- - - -
Биологическое и социальное — не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств. А может ли быть оптимальным соотношение влияний биоло­гического и социального?.. Определенный интерес в этой связи представляет схема, ко­торую предложил Й. Шванцара, — она своеобразно иллюстри­рует взаимоотношения трех факторов развития человека — на­следственности, среды и воспитания5. 5 См.: Шванцара Й. Диагностика психического развития // И.П. Подласый. Педагогика. М, 1996. С. 91.

Й. Шванцара считает, что врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщенным термином «на­следственность», развиваются в результате внешних влияний — среды и воспитания. Взаимодействие всех трех факторов может быть, по его мнению, либо оптимальным (равносторонний тре­угольник ABC), либо дисгармоничным:

1) при преимущественном воздействии одного из внешних
факторов (треугольники ABC, и АВС2);

2) при недостаточном их влиянии (треугольник АВС3).
Необходимо отметить, что вариантов расположения вершины С

может быть бесконечное множество — это отражает множествен­ность индивидуальных вариантов развития человека.

♦ Представленная схема — как и вообще любая схема — услов­на. Никто сегодня не может утверждать, что только одинаковое воздействие наследственности, среды и воспитания может обес­печить гармоничное развитие человека.

Но и никто, пожалуй, не может доказать несостоятельность такого утверждения...

Люди ищут ответы на интересующие их вопросы,

Предлагают версии...

Удачи вам, люди!



♦ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖУЩИХ СИП,

Наши рекомендации