На основе сопоставления понятий
«человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»
психологи утверждают:
Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «ИНДИВИДОМ РОЖДАЮТСЯ. ЛИЧНОСТЬЮ СТАНОВЯТСЯ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТСТАИВАЮТ».
(...) Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает
способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека
как личности4.
Таким образом, исходя из того, что биологические свойства и качества человека ему имманентно присущи (т.е. являются врожденными), тогда как личностные качества — психические и социальные — формируются, развиваются прижизненно, можно сделать следующий вывод:
объектом и предметом педагогической теории и педагогической деятельности могут и должны быть:
♦ личность человека во всем многообразии ее природных, психических и социальных свойств, качеств и проявлений;
♦ процесс воспитания, обеспечивающий целенаправленное формирование и развитие личности.
♦ БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ Б РАЗБИТИИ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИИ
ЕГО ЛИЧНОСТИ
Проблема соотношения биологического и социального — одна из наиболее важных и сложных проблем антропологии. В науке давно ведется дискуссия о природе, источниках и факторах раз-
4 Асмолов А.Г., Петровский А.В. Личность // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М„ 1993. Т. 1.С. 523.
вития человека между сторонниками основных философско-пси-холого-педагогических концепций: биологической, социологической и биосоциальной. В чем суть этих концепций?
Биологическая концепция Человек — сугубо при родное существо; духовные свойства личности имеют биологическую основу; развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться; воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития. |
Социологическая концепция Человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окружение. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; воспитание призвано корректировать характер влияния среды. |
Человек — существо и биологическое и социальное: психические процессы (ощущения, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды. При данном подходе недостаточное значение придается роли самовоспитания и деятельности. |
Таблица 6
Г -""~~~~ ' |
------------------------ |
- - - - |
Биологическое и социальное — не два параллельных и независимых друг от друга фактора: они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействий бывают разными и зависит это от многих обстоятельств. А может ли быть оптимальным соотношение влияний биологического и социального?.. Определенный интерес в этой связи представляет схема, которую предложил Й. Шванцара, — она своеобразно иллюстрирует взаимоотношения трех факторов развития человека — наследственности, среды и воспитания5. 5 См.: Шванцара Й. Диагностика психического развития // И.П. Подласый. Педагогика. М, 1996. С. 91. |
Й. Шванцара считает, что врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщенным термином «наследственность», развиваются в результате внешних влияний — среды и воспитания. Взаимодействие всех трех факторов может быть, по его мнению, либо оптимальным (равносторонний треугольник ABC), либо дисгармоничным:
1) при преимущественном воздействии одного из внешних
факторов (треугольники ABC, и АВС2);
2) при недостаточном их влиянии (треугольник АВС3).
Необходимо отметить, что вариантов расположения вершины С
может быть бесконечное множество — это отражает множественность индивидуальных вариантов развития человека.
♦ Представленная схема — как и вообще любая схема — условна. Никто сегодня не может утверждать, что только одинаковое воздействие наследственности, среды и воспитания может обеспечить гармоничное развитие человека.
Но и никто, пожалуй, не может доказать несостоятельность такого утверждения...
Люди ищут ответы на интересующие их вопросы,
Предлагают версии...
Удачи вам, люди!
♦ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖУЩИХ СИП,