Творческий подход в развитии словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития
Проблема развития словесно-логического мышления – традиционно актуальная в психолого-педагогической науке. С различных методологических позиций специалисты пытались раскрыть особенности данного вида мышления [3; 6]. Особенности развития мышления детей били предметом исследования многих зарубежных (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественных (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич, З.М. Истомина, Г.С. Овчинников и др.) специалистов. Сегодня, в условиях развития интегрционных процессов в системе образования, данная проблема актуализировалась в виде обоснования новых подходов к развитию словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР).
Анализ литературы по данной проблеме показал, что психическое развитие младших школьников с ЗПР соматогенного генеза характеризуется несформированностью отдельных мыслительных операций и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Дети с трудом проводят логические связи между предметами и явлениями. Самостоятельно не могут определить причину и следствие какого-либо явления или процесса, с трудом делают обобщающий вывод [1; 2; 4].
Характеризуя словесно-логическое мышление как психическую функцию высшего уровня, следует подчеркнуть, что оно оперирует в основном не наглядными образами, а словами [3].
Слово является для него исходным материалом, оперативной единицей, в их сочетании фиксируются результаты мыслительного процесса. Это означает, что здесь используются словесные высказывания, сформулированные в виде определений, развернутых суждений и умозаключений. В логическом мышлении исключаются случайные связи, а используются лишь логические необходимые в решении мыслительных задач. Мыслительный процесс в логической форме протекает плавно, как бы развернуто, в виде логического завершения своеобразной мысленной картины [3]; поэтому для характеристики словесно-дискурсивных форм мышления нередко используются такие показатели как: аналитичность, синтетичность, импульсивность.
Современная образовательная программа требует от учащихся уже в 1-м классе для полноценного усвоения материала хорошо развитые навыки логического анализа. Однако исследования показывают, что лишь незначительный процент учащихся владеет приемами сравнения, подведения под понятие, выведения следствий и т.п. [5], тем более, когда речь идет о детях с ЗПР.
У детей с ЗПР недостаточно развиты такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость [1]. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Уже на начальном в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий и развитию словесно-логического мышления.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития [5]. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств [5].
Возможности формирования приемов мышления детей с ЗПР не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников к самостоятельному высказыванию мыслей [2].
Дети с ЗПР характеризуются сниженной обучаемостью, задержанным темпом развития, недостаточной сформированностью познавательной деятельности. Поэтому работа по коррекции словесно-логического мышления особа важна для детей с ЗПР [1].
С целью решения обозначенной выше проблемы было организовано собственное практическое исследование на базе МБОУ ООШ № 10 г. Чебаркуля Челябинской области. В исследовании приняли участие младшие школьники, имеющие диагноз – ЗПР. Была проведена диагностика уровня сформированности особенностей их словесно-логического мышления, основных логических операций [2].
Количественный анализ полученных данных показал, что в исследуемой группе детей преобладает средний и низкий уровень развития словесно- логического мышления: 67% школьников показали средний уровень, 33% – низкий уровень развития словесно-логического мышления. Высокий уровень не показал никто.
Качественный анализ результатов диагностики позволяет констатировать, что задания на логическое мышление вызывают у школьников значительные трудности, т.е. дети затрудняются в отделении важного от второстепенного, нахождении взаимосвязи и умении делать выводы, приводить доказательства и опровержения. Очевидно, что традиционно организуемая коррекционная работа не является в данном случае достаточной, необходим поиск нетрадиционных подходов к организации коррекционно-педагогического воздействия на детей с ЗПР с целью развития у них операций логического мышления. В рамках данного исследования в качестве основного был обоснован [1; 2; 4] и опробован творческий подход.
На практике был предложен следующий алгоритм совместного творчества ребенка, педагога и родителя.
Стартовым этапом в развитии словесно-логического мышления стали уроки рисования. Был подобран интересный коррекционный материал с учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка, по которому младшим школьникам предложено на выбор нарисовать понравившегося животного. При работе использовалась техника рисования простым карандашом. В дальнейшем, по своему желанию и способностям, ребенок смог завершить работу, используя краски, восковые мелки, цветные карандаши. Такие занятия способствуют развитию способности представлять в уме разнообразные ситуации и оперировать ими.
Когда работа была завершена, ребенка просили составить небольшой рассказ о своем герое. В помощь предлагались карточки с опорными словами, составленными на основе теста, использованного при диагностике.
На уроках русского языка дети заранее знакомились с лексическим значением предложенных слов, что облегчило выполнение заданий. В предложенных словесных рядах младшие школьники с ЗПР вычеркивали то слово, которое не подходило к остальным. В дальнейшем работа усложнялась. Ребята учились продолжать предложения, выбрав одно из слов, содержащихся в скобках.
Работа по развитию словесно-логического мышления закреплялась на логопедических занятиях. Вместе с логопедом дети работали над грамматическим строем речи, связной речью и увеличением словарного запаса – теми самым дети учились думать логически, учились выражать свои мысли с помощью слов.
Следующим этапом в работе стало составление рассказа о своем герое. Когда рассказы были готовы, дети должны были озвучены своим одноклассникам. Самые интересные истории было решено воплотить в кукольный спектакль: был объявлен классный конкурс «Сказка своими руками», где детям предстояла совместная работа с родителями. Нужно было распределить роли, придумать декорации, сделать своими руками полюбившегося героя и обязательно стать участником школьного спектакля.
Обращаясь за помощью к родителям, педагоги надеются на совместную работу, которая позволит улучшить результат.
Таким образом, в коррекционной работе по развитию словесно- логического мышления, необходим творческий подход. Необходимо развивать у ребенка способность размышлять творчески, не использовать готовые знания, а создавать новые, придумывать и изобретать свои. Такие приемы развития логического мышления крайне полезны для успешного преодоления имеющихся трудностей. Даже если задача трудна, всегда можно творчески подойти к ее решению.
Список литературы
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под ред. К. С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982 г. – 312 с.
2. Бабкина, Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога [Текст] / Н. В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006 г. – 80 с.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
4. Семаго, Н. Я. Задержка психического развития: основные современные показатели [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. // Школьный психолог. – 1999. – № 32. – С. 26-31.
5. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с.
6. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д. Б. Эльконин. // Избр. психологические труды. – М. : Педагогика, 1996. – С. 241-252.