Традиционные средства социальной педагогики
Идеи и традиции социальной педагогики зародились еще в Древнем мире. В V в. до н. э. Демокрит говорил о зависимости воспитания от общественных условий. Платон, Аристотель (V– IV вв. до н. э.) считали воспитание условием развития человека, связывали судьбу общества с развитием всех его граждан.
Существовавшие в античное время спартанская и афинская системы воспитания имели четкую социальную направленность, в которой отражались характер государства, особенности его социально-экономической и политической жизни.
В Новое время в общественном сознании утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются преобразующим фактором развития общества.
1)Фольклор и его роль.
С искусством народа, дети знакомятся с первой услышанной в раннем возрасте песни, сказки, в узнанной первой игре. Искусство следует за ним и во взрослую жизнь. Русский фольклор - величайшее богатство нации, неотъемлемая часть художественной культуры, совершенное творение многих веков .
Устное народное творчество представляет большую педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой.
Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего, в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о природе своей страны.
Воспитательное значение устного народного творчества состоит в том, что лучшие его произведения вдохновенны высокими прогрессивными задачами, любовью к Родине, стремление к миру, т.е. проникнуты идеями народной педагогики.
Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается в их построении, и в создании образов, и в языке.
Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а так же символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифовывались творчеством мастеров слова. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, для него характерно раскрытие прекрасного и в природе и человеке.
Все это обуславливает необходимость работы с детьми на материале русского традиционного художественного творчества, русской культуры. Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов
Сказки, являясь художественно - литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.
2) Веселье, игра. Для нормального развития здорового ребенка необходимо много двигаться, заниматься, играть. Игра помогает ему познавать окружающее пространство, развивать внимание, сосредоточенность, фантазию, логическое мышление. Поэтому родителям важно помнить, что для детей игра — не только забава, а важное и серьезное дело. Постоянно требуя от ребенка тишины и идеального порядка в квартире, вы обрекаете его на безделье, скуку, капризы, а главное — затормаживаете его общее развитие. Ребенок, не знающий, чем себя занять, становится либо большим шалуном, либо вялым, малоподвижным, неловким в движениях. В итоге ему будет трудно привить устойчивые интересы, что позднее отразится на его обучении в школе.
Вмешиваться в занятия малыша нужно лишь в некоторых случаях, например, если ребенок испытывает какие-либо затруднения, скажем, не знает, как обращаться с новой игрушкой.
Чтобы занятия детей были разнообразными, а силы и время правильно распределены, необходима организация взрослых.
Главное в детской игре — добиться того, чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил и т. д., т. е. был увлечен по-настоящему. Только в этом случае игра пойдет ему на пользу. Важно, чтобы он не бросался от одной игрушки к другой, не переключался на несколько задач, а доводил свою игру до конца. Ребенок должен быть хозяином в своем игрушечном мире, следить за порядком, хранить и беречь свои игрушки, а в случае поломки стараться починить их.
На всех стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. Конечно, важнее всего это влияние в самом раннем возрасте, когда, кроме родителей, у ребенка еще нет других руководителей. Но не менее важно оно и в старшем возрасте, когда от ребенка требуется уже не только умение играть, но и умение общаться с людьми. А первыми помощниками в этом должны стать самые близкие люди — родители.
4) Трудовое воспитание
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.
Первое, о чем должны помнить родители, – это то, что ребенок будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого зависит его благополучие. Второе - трудиться можно и по принуждению. Но принудительный труд не приносит радости. Если же труд является жизненной необходимостью человека, то отношение к нему совсем иное. От такого труда человек испытывает радость, подходит к такому труду, как правило, творчески. Творческий труд возможен тогда, когда человек любит свою работу, находит в ней удовольствие, когда у человека сформирована привычка к трудовому усилию. Ведь любой труд требует напряжения физических и духовных сил. Третье – в труде важно взаимоотношение между людьми, умение устанавливать необходимые контакты, взаимодействовать, работать в коллективе.
Четвертое – в труде человек мужает как физически, так и нравственно.
Пятое – труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, сколь счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и сколь несчастны те, кто перед каждым пустяком становится в тупик.
Ребенок начинает с самообслуживания, учебного труда. Постепенно он приобретает самые различные трудовые навыки. Очень важно показать ребенку значение труда в жизни общества и в личной жизни человека, особенно на личном примере родителей и близких.
Трудолюбие – это сфера эмоциональная. Ребенок должен испытывать радость от проделанной работы, от достигнутых результатов. Чем глубже эта радость, тем больше ребенок дорожит собой как человеком, осознает себя как личность.
Заставить трудиться крайне сложно, нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Наиболее эффективно работает ребенок, если вместе с ним работает взрослый, поддерживая и поправляя, при необходимости.
В семье, ведущей воспитание разумно, еще в дошкольные годы малыша приобщают к труду. Одно из главных приобщений – самообслуживание. Различные виды бытового труда и самообслуживания имеют большое значение в становлении «Я» ребенка. Первоклассник уже может совершенно самостоятельно стелить постель, следить за чистотой одежды, стирать мелкие вещи, пришивать пуговицы, штопать, разогревать еду, готовить простые блюда и многое другое. Излишней опекой родители только осложняют собственную жизнь и жизнь детей. Чем разнообразней участие ребенка в бытовом труде семьи, тем быстрее растет его самостоятельность. Во всякой домашней работе можно найти посильное дело для младших.
Очень полезно для ребенка, когда у него, помимо общих каждодневных обязанностей, есть еще общее с папой (мамой) или с другими членами семьи дело или увлечение.
Дисциплина труда – важная цель и в то же время условия воспитания.
Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.
5) Музыка
Музыка - один из видов искусства, который обращен к чувствам, так как передает образы эмоциональных различных состояний человека. Не даром музыку называют языком души, тончайшие нюансы которой бывает трудно передать другими видами искусства
Дети чутко откликаются на все, что затрагивает их чувства и воображение. Они способны с интересом слушать классическую музыку и отличать настоящее искусство от примитивного не представляющего эстетической ценности.
По радио, телевидению, дома и на улице можно услышать низкопробную музыку. От такой музыкальной продукции сомнительного качества, по нашему мнению, нужно оберегать ребенка.
Музыка вызывает у ребенка разнообразные оттенки чувств, доставляет ему наслаждения, обогащают эмоциональную жизнь.
Бесспорно благотворное влияние музыки на формирование не только эмоциональной культуры, но и нравственного облика, умственных способностей, на общее развитие ребенка, характер общения его со сверстниками и взрослыми, так как она несет в себе образы красоты, добра, грусти, любви, света.
Музыка является одним из средств воспитания и воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Музыка - это искусство, и любые его жанры воздействуют именно на чувственную сферу человека, на его эмоции. Через чувство музыка оказывает большое влияние на поступки, на действия, на формирование мироощущения и мировоззрения. Чувства и эмоции - основной рычаг его действий и поведения.
Очень близка миру ребенка народная музыка: песни, потешки, прибаутки. Русский детский музыкальный фольклор пронизан любовью к детям.
Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики. Все эти инструменты развивали слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка, формировали его музыкальный слух. Таким образом, музыка способна одарить красотой мировосприятия и полнотой чувств, побудить к возвышенному, подарить неповторимые мгновения счастья, окрасить будни и даже поддержать в трудные минуты. Музыка преображает духовный мир ребенка.