Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей моторики(объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений)
4 года____
__________
5 лет__
_____________
6 лет__
___________
Выполнение упражнений:
4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч)______
____________________________
5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку)_
____________________________
6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)___
________________________
2. Состояние ручной моторики(объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений)
4 года ____
__________
5 лет_____
____________
6 лет___
___________
Кинестетическая основа движений:
4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке) ____________________
____________
5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук) _____________________
______________
6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой) ___________
____________
Кинетическая основа движений:
4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)__________________
________________________
5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой) ___________________________
___________
6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой) ______________________________
____________
Навыки работы с карандашом:
4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)______________________________
__________
5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)_____________ __________
6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека)___ __________
Манипуляции с предметами:
4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую)____
__________
5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ________________________________
__________
6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата) _______________________________
___________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)
4 года___
5 лет_
6 лет_
Выполнение упражнений:
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки)________________
______________
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос) _______
_____________
6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку)_______
__________
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:
4 года________________________________
5 лет__
6 лет__
4. Состояние артикуляционной моторики(наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений)
4 года________________________________
5 лет___
6 лет_
Движения нижней челюсти:
4 года (открыть и закрыть рот)_______________
5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков) _
____________
6 лет (открыть и закрыть рот; открыть и -закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево)____
____________
Движения губ:
4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой»)____________
___________
5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений) _______
_________________________
6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы)_
__________________________
Движения языка:
4 года (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом — правого — «маятник»)_____________________________
_________________________
5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели» ; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»)________________________________
__________________________
6 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу — «вкусное варенье»)________________
________________________
Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):
4 года___
5 лет____
6 лет___
Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
4 года________________________________
5 лет_
6 лет__
Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда) ______
________________________
5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)____________
_________________________
6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт)______________________
___________________________
Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует)_______________________________
__________________________
5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)_________ ____________________________
6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) _________________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт)______
___________________________
5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)____________
________________________
6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)___
_________________________