Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики(объем выполнения движений, темп, актив­ность, координация движений — заполняется после проведения тестовых уп­ражнений)

4 года____

__________

5 лет__

_____________

6 лет__

___________

Выполнение упражнений:

4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, пото­пать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, поймать мяч)______

____________________________

5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыг­нуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновре­менно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыг­нуть через небольшую мягкую игрушку)_

____________________________

6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыг­нуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновре­менно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)___

________________________

2. Состояние ручной моторики(объем движений, темп, способность к пере­ключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений)

4 года ____

__________

5 лет_____

____________

6 лет___

___________

Кинестетическая основа движений:

4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке) ____________________

____________

5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы пра­вой руки, потом левой руки, обеих рук) _____________________

______________

6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец пра­вой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой) ___________

____________

Кинетическая основа движений:

4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)__________________

________________________

5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой) ___________________________

___________

6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой) ______________________________

____________

Навыки работы с карандашом:

4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)______________________________

__________

5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, челове­ка)_____________ __________

6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека)___ __________

Манипуляции с предметами:

4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в дру­гую)____

__________

5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и раз­вязывать шнурки) ________________________________

__________

6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и раз­вязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой раз­рез, вырезать круг из квадрата) _______________________________

___________

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после прове­дения тестовых упражнений)

4 года___

5 лет_

6 лет_

Выполнение упражнений:

4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки)________________

______________

5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос) _______

_____________

6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть пра­вую щеку, левую щеку)_______

__________

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:

4 года________________________________

5 лет__

6 лет__

4. Состояние артикуляционной моторики(наличие или отсутствие движе­ний, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений)

4 года________________________________

5 лет___

6 лет_

Движения нижней челюсти:

4 года (открыть и закрыть рот)_______________

5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков) _

____________

6 лет (открыть и закрыть рот; открыть и -закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево)____

____________

Движения губ:

4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой»)____________

___________

5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений) _______

_________________________

6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубоч­кой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верх­нюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы)_

__________________________

Движения языка:

4 года (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого угол­ка губ, потом — правого — «маятник»)_____________________________

_________________________

5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; по­ложить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «ка­чели» ; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»)________________________________

__________________________

6 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язы­чок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; по­ложить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «ка­чели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу — «вкусное варенье»)________________

________________________

Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть):

4 года___

5 лет____

6 лет___

Исследование состояния импрессивной речи

Пассивный словарь

Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):

4 года________________________________

5 лет_

6 лет__

Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):

4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда) ______

________________________

5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)____________

_________________________

6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, до­машние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транс­порт)______________________

___________________________

Понимание действий (показать по предложенным картинкам):

4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, чита­ет, рисует)_______________________________

__________________________

5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)_________ ____________________________

6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, поку­патель покупает) _________________________

Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):

4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круг­лый торт, квадратный торт)______

___________________________

5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое ле­карство, сладкое варенье)____________

________________________

6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; вы­сокий дом, низкий дом)___

_________________________

Наши рекомендации