Организация работы над вкр
Начинать необходимо с определения цели своего исследования. На основании предварительного знакомства с литературой по интересующей проблеме, формулируются цели и задачи предстоящей работы, составляется календарный план ее выполнения. Цель всякого исследования определяет главное направление решения поставленной проблемы, в задачах эта цель конкретизируется. Ясное представление о цели и задачах работы дает верную ориентировку для ее выполнения.
Календарный план устанавливает логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов работы. Сроки эти устанавливаются самим студентом с учетом конкретных условий, а корректируются и утверждаются научным руководителем. В соответствии с выполнением этого календарного плана студенты ежемесячно аттестуются научным руководителем.
Практика показывает несомненную целесообразность составления такого плана. Он дисциплинирует исполнителя, лимитируя время, отводимое на подбор литературы, проведение экспериментов, исследований анализ и обработку полученных результатов, составление выводов, заключений, рекомендаций, литературное и техническое оформление работы.
Кроме календарного плана, студент должен иметь план, раскрывающий содержание ВКР и ее изложение. План ВКР составляется в начале работы над темой. Первый вариант, как правило, не является окончательным. В дальнейшем он может частично изменяться, корректироваться, отдельные разделы его могут быть расширены, конкретизированы, уточнены, дополнены, изложены в новых формулировках. Составление плана следует считать обязательным, т.к. он помогает систематизировать материал, накапливаемый в ходе исследования. Рабочий план составляется наиболее подробно. В нем очерчивается круг основных вопросов, которые должны быть рассмотрены в работе. На основе рабочего плана в дальнейшем формулируются основные главы и параграфы курсовой работы.
Основные требования к названиям глав и параграфов:
научный стиль формулировок;
краткость, четкость, разнообразие;
последовательное и четкое отражение внутренней логики содержания работы.
Важнейшим этапом в работе является подбор и первичное ознакомление с необходимой литературой. Правильное установление списка необходимой литературы в оптимальном объеме имеет большое значение для успешной работы над темой.
В соответствии с рабочим планом составляется полный библиографический список темы, создается библиографическая картотека. Для составления библиографии необходимо использовать:
систематические каталоги;
алфавитные каталоги;
предметные каталоги;
реферативные журналы;
«Летописи» Русской книжной палаты;
Бюллетени новых поступлений в библиотеку;
сноски и ссылки в учебниках, монографиях, энциклопедических словарях и т.п..
Для подбора периодической литературы следует обращаться к указателям статей, опубликованных в течение календарного года, помещаемых в конце последнего номера журнала за каждый год издания.
Вся подобная литература должна носить научный характер или научно-публицистический характер.
На каждую выявленную, изученную книгу, статью, работу составляет библиографическая карточка с краткой аннотацией. В этой карточке указывается фамилия автора, его инициалы, полное название работы, место, издательство и год ее издания. Для статей - название газеты, журнала, сборника, номер, год, месяц выпуска. Краткая аннотация работы характеризует круг рассматриваемых в ней вопросов. Такая библиографическая карточка-аннотация существенно облегчает последующую работу с литературой и написание библиографического раздела курсового сочинения.
Составленный список необходимой литературы согласовывается с научным руководителем, после чего выясняется наличие этой литературы.
Начальный этап работы с литературой – общее знакомство с содержанием книг и статей по теме. Нецелесообразно начинать с детального изучения отдельных источников, а тем более всех. Первоначально, с целью представления и оценки современного состояния исследуемой проблемы, надо лишь в общих чертах ознакомить с содержанием основных источников.
В большинстве случаев начинают со знакомства с работами более общего характера, а затем переходят к источникам, в которых освещаются какие-либо частные проблемы, хотя возможно и исключение из такого правила. Бывает целесообразно сначала ознакомиться с новейшими публикациями, чтобы иметь возможность более объективно оценить исторический аспект постановки проблемы.
В первом чтении книг и статей, с которыми студент не встречался ранее, выясняется их структура и главное содержание, заключения и выводы.
Изучение литературы по теме научной работы не ставит перед исследованием задачи заучивания прочитанного. Автор, конечно, должен хорошо ориентироваться в социальной литературе, но для этого недостаточно надеяться только на свою память. Поэтому при повторном чтении следует вести запись прочитанного на специальных карточках, на каждой из которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных литературных источников.
Наиболее распространенными формами записей на карточках являются конспекты, тезисы, выдержки из подлинного текста (цитат), перечни цифровых данных.
Конспект – это краткое изложение какого-либо произведения, т.е. обзор прочитанного, в котором делается последовательное описание основного содержания книги или статей в повествовательной форме. Конспект выражает основное содержание кратко, без деталей и мелочей.
Тезис – это основополагающее положение, кратко излагающее одну из основных мыслей произведения. Еще более краток, чем конспект.
Цитирование – не следует чрезмерно увлекаться цитированием, т.к. это не способствует развитию самостоятельного мышления, хотя использование отдельных цитат, удачно соответствующих мысли автора ВКР и отличающихся яркостью и убедительностью, бывает уместно и полезно.
Уже в процессе сбора материала уместно сопровождать выписки своими комментариями, значениями, оценками, что в дальнейшем облегчит написание работы. Полезно также одновременно проводить классификацию материала, определение степени его ценности, важности, взаимное сопоставление, проверку, используя для этого консультации научного руководителя.
При выполнении работы опытно- экспериментального типа на втором этапе определяется структура опытной работы, которая включает констатирующий эксперимент (проверочный), созидательно преобразующий эксперимент (формирующий) и контрольный эксперимент.
Констатирующий экспериментпроводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ работ детей, планов занятий и уроков, документов, законодательных актов).
Формирующий,или созидательный, эксперимент является следующим основным этапом эксперимента. В процессе формирующего эксперимента студент организует проверку выдвинутой гипотезы, вводя новые условия, изучая влияние этих условий на повышение эффективности исследуемого вопроса. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, стилистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и др.
Контрольный экспериментдает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильности или ошибочности гипотезы).
Практическая часть ВКР может включать:
разработку инструментария: анкеты, опросники и т.д.;
разработку уроков, занятий;
подбор тренировочных упражнений, тренингов и т.д.
Оформление ВКР
Основная часть работы содержит, как правило, не более двух-трех глав, которые разделены на параграфы. Причем, если есть параграф первый, обязательным образом должен быть и параграф второй. Главы должны быть логически связаны, а параграфы раскрывать содержание названия главы. Основная часть ВКР должна содержать данные, отражающие существо, методику и основные результаты выполненной работы. Здесь излагаются теоретические основы, краткая история поставленной проблемы. Рассматриваются, анализируются различные точки зрения. Описываются проведенные наблюдения и эксперименты, полученные результаты, дается всесторонний и объективный анализ собранного фактического материала, делаются обобщения. В конце каждой главы подводятся краткие итоги, делаются выводы, они не должны позже повторяться в заключении в той же формулировке.
В текст можно помещать необходимый графический и иллюстрированный материал, но не надо перегружать им основную часть работы: определенное их количество можно перенести в приложение.
Работа не должна носить абстрактный и декларативный характер. Рассуждения, обобщения и выводы должны строиться на конкретном анализе фактического материала. В то же время следует избегать и другой крайности – простого и бессистемного нагромождения фактов без сколько-нибудь достаточного осмысления. В процессе анализа и обобщений необходимо соблюдать строгую научную добросовестность.
ВКР должна содержать глубокое и четкое изложение поставленных вопросов литературным языком с общедоступным для понимания употреблением терминов.
В ВКР часто приходится прибегать к цитированию. Ссылка на автора в конце цитаты может оформляться таким образом [№ источника по алфавиту, страницы] [5, с21-23]
В тексте при ссылке на авторские высказывания (суждения) и выражения Вашего к ним отношения, можно использовать следующие глаголы.
Автор:
1. анализирует;
2. возражает;
3. высказывает мнение;
4. добавляет;
5. доказывает;
6. допускает;
7. задает вопрос;
8. излагает;
9. констатирует;
10. надеется;
11. находит;
12. начинает;
13. не разделяет точку зрения;
14. не соглашается;
15. обнаруживает;
16. обсуждает;
17. объясняет;
18. одобряет;
19. отвечает;
20. отмечает;
21. отстаивает;
22. определяет;
23. пересказывает;
24. пишет;
25. повторяет;
26. поддерживает;
27. подтверждает;
28. позволяет;
29. полагает;
30. понимает;
31. предлагает;
32. предполагает;
33. представляет;
34. признает;
35. принимает точку зрения;
36. приходит к выводу;
37. разбирает вопрос;
38. разделяет;
39. размышляет;
40. разрешает;
41. разъясняет;
42. рекомендует;
43. решает проблему;
44. следует;
45. соглашается;
46. сомневается;
47. сообщает;
48. спрашивает;
49. ссылается;
50. считает;
51. указывает;
52. упоминает;
53. утверждает;
54. уточняет;
55. фиксирует.
Использование цитат необходимо, но цитирование не должно превращаться в самоцель, заглушать собственную мысль автора курсовой работы, его понимание проблемы.
Литературное и техническое оформление ВКР
Текст ВКР выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 по ГОСТ 9327 с применением печатающих и графических устройств вывода ЭВМ. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту документа. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе и оглавлении не проставляют. Номер страницы записывается верху страницы в центре, нумерация начинается с цифры 3.
Каждая новая глава текста начинается с новой страницы. При этом указывается порядковый номер раздела и его название. Заголовки следует располагать в середине строки без точки. Переносы в заголовках не допускаются. Основными требованиями к изложению основной части работы являются: четкость и логическая последовательность изложения, убедительность аргументации, краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования, конкретность изложения результатов работы. Должны применяться научные термины, обозначения и определения, общепринятые в научной литературе. Нельзя сокращать слова, кроме сокращений, установленных соответствующими государственными стандартами. Кроме того, в тексте не допускается применять иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке. Следует также избегать мнимой многозначительности, когда даже самая простая мысль выражается в потенциозно-наукообразной форме. Работа должна быть написана грамотным литературным языком.
В научной работе не рекомендуется вести изложение от первого лица как единственного числа («Я считаю…», «По моему мнению…»), так и множественного («Мы наблюдаем…», «Мы имеем…»). Лучше употреблять выражения типа: «Представляются…», «Опыт свидетельствует…», «На основе анализа можно утверждать…» и т.д.
При напечатании работы необходимо следить, чтобы не было «провисших» строк:
когда последней строкой абзаца начинается новая страница;
когда первой строчкой абзаца заканчивается страница.
Работа после напечатания должна быть строго, тщательно вычитана, исправлены все орфографические, стилистические, синтаксические и т.п. ошибки.
Важное значение в научной работе имеет список использованной литературы. Список включает в себя библиографическое описание работ, использованных автором при изучении вопроса и написании данного научного труда. Список должен оформляться правильно, грамотно, точно, в соответствии с правилами научной библиографии. Литература располагается в алфавитом порядке. Работы одного и того же автора располагаются в хронологической последовательности. В списке использованной литературы приводятся расширенные библиографические описания, которые содержат фамилии авторов, название произведения, выходные данные, количество страниц и другие сведения, записанные строго в определенном порядке. В выходных данных указывают место издания, наименование издательства или издающей организации, год издания.
ВКР сдаются по мере написания и соответствия с календарным планом работы над научным трудом.
ОБРАЗЦЫ ОСНОВНЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ ПО ГОСТу 7.1-84