Православная педагогика как система духовно-нравственного становления личности

Современная отечественная педагогика развивается в трех

основных направлениях.

Первое направление имеет целью модернизацию педагоги­ческих технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сло­жившаяся в советской школе методологическая основа дея­тельности, а усилия направлены лишь на ее корректировку в

соответствии с требованиями времени.

Второе направление характеризуется введением личност-

но ориентированных образовательных технологий. Этот, бе­зусловно, прогрессивный подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных техноло­гий, использование которых не всегда проходит безболез­ненно, поскольку заимствованные модели подменяют тради­ционные, исторически сложившиеся в России формы обуче­ния и воспитания.

Третье направление обращено к духовно-нравственным

традициям дореволюционного отечественного образования и

воспитания.

Как показывает педагогическая практика, третье направ­ление наиболее перспективно, поскольку связано с восстанов­лением традиций, уклада жизни и форм национального опы­та с духовным обогащением общества. Между тем наследие традиционной российской педагогики ни в годы секуляризо­ванного по содержанию российского образования (конец XIX - начало XX веков), ни в годы воинствующего атеизма (советская школа) не получило теоретического осмысления, поскольку фундаментом традиционной российской школы и традиционной российской педагогики было Православие. От­метим, что православный подход к решению проблем образо­вания и воспитания предполагает прежде всего духовное ос­мысление жизненных явлений и следование религиозным духовно-нравственным представлениям о человеке.

Дореволюционная российская педагогика опираласьнаправославную традицию, но и в то время православное на­правление педагогической мысли не получило достаточного

научного обоснования. .


-—^Е^111^^ Православная педагогика как система...

Последние два века в истории российской педагогики знаменательны тем, что создавалась государственная системаобразования, зарождалась русская религиозная философия, бо­гословская мысль обратилась к конкретным проблемам обра­зования и воспитания. Система народных и церковно-приход­ских школ, создаваемая в России на православной основе, позволяла произвести научно-практическое осмысление ос­нов православной педагогики.

Обращение к опыту православной педагогики в настоя­щее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечиваю­щих духовно-нравственные компоненты в содержании обра­зования. Учитывая, что процесс образования есть по приро­де своей процесс непрерывный от начала жизни человека до ее завершения и происходит этот процесс в определенной культурно-исторической среде, следует говорить об образо­вании и воспитании не вообще, а применительно к конкрет­ной культурно-исторической традиции (В. В. Рубцов). Та­кой подход требует сочетания государственного, народного и национального воспитания и образования с тысячелетней православной традицией России, что является главной науч­ной педагогической проблемой последних двух веков в на­шем Отечестве. Эта проблема остается нерешенной и в наше

время.

Основными сферами жизни ребенка, в которых происхо­дит непрерывный процесс духовно-нравственного становле­ния его личности, являются семья. Церковь и школа. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, на­циональные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой иа названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в дру­гую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.

Назовемосновные противоречия, существующие как. в практическом,так и в теоретическомплане:

• противоречие между традиционным восприятием жизни как вечной и образовательным обеспечением только одного, земного этапа этой жизни как единственного и самоценного;

• противоречие между семейным воспитанием, основан­ным на традиционных воззрениях народа, и проектировани­ем образовательной среды без учета традиций семейного вос­питания;

• противоречие между идеализированными представлени­ями о человеческой природе, на основе которых проектиру­ются личностно-ориентированные образовательные модели, и православного взгляда на природу человека как на повреж­денную первородным грехом и требующую исцеления прежде

развития;

• противоречие между гуманистической (антропоцентри­ческой) основой образовательных систем, способствующих личностному развитию ребенка, и традиционной (христоцен-трической) для России основы образования и воспитания;

• противоречие между процессом психофизического разви­тия ребенка и процессом духовного становления, возникаю­щее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовного становления лично­сти.

Причиной названных противоречий, характерных для со­временной системы образования, является отсутствие теоре­тического обоснования процесса духовно-нравственного ста­новления личности как единого, неразрывно совершающего­ся в различных сферах жизнедеятельности. Требуемое обо­снование становится возможным при рассмотрении этого процесса как системы, с вычленением элементов этой систе­мы. Наши исследования позволяют утверждать, что системо-образутощей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья. Это дает нам основа­ние считать православную педагогику системой духовно-нравственного становления личности, что и определило на­звание работы и ее цель,

В настоящее время семья практически отчужденаот

игольного образовательного процесса,что,по нашему мне­нию, является одной из главных проблем современной педа­гогики и психологии. Принято считать,что только учитель и

24 ВВЕДЕНИЕ

ученик являются субъектами образовательной деятельности школы.Но ребенок, пришедший в образовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных, соци­альных, психологических, педагогических и других тради­ций и особенностей семьи. Встречаясь с ребенком, школа встречается с семьей. Ученик не только юридически, но и духовно неотделим от семьи. Поэтому следует считать субъектом образовательного процесса не ребенка, а семью. Она должна определять цели, смысл, содержание образова­тельного процесса, она является основным хранителем народ­ной традиции и основным элементом ее передачи. Семья де­легирует свои полномочия школе, которая не заменяет, а помогает семье создать условия для развития личности школьника и его духовного становления, вводит его в мир культуры, являющейся результатом духовного творчества народа, обеспечивает расширение социальных контактов и его самоопределение в поле профессиональных возможнос­тей. Через ребенка школа влияет на семью. Учитель и школа ответственны не только перед государством за результаты своей деятельности, а в основном ответственны перед семьей. Именно семья должна быть активно вовлечена в современное образовательное пространство.

Актуальность исследования проблем православной педа­гогики как системы духовно-нравственного становления личности связана и с изменением законодательной базы рос­сийского образования. В 1992 году вступил в силу Закон РФ «Об образовании», который отозвался на духовно-истори­ческие перемены в укладе жизни народа и государства ст. 2 о принципах государственной политики в области образова­ния. В январе1996 года был подписан новый ЗаконРФ "0б образовании», в котором сформулированные прежде прин­ципы государственной политики в области образования пол­ностью сохранены. При этом два положения получили но­вую редакцию. К принципам государственной политики в первую очередь закон относит: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жиз­ни и здоровья человека, свободного развития личности; вос­питание гражданственности, трудолюбия, уважения к пра­вам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образо-

Наши рекомендации