Тема: Методы воспитания

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие метода воспитания.

2. Основные признаки методов воспитания.

3. Условия и факторы, определяющие методы воспитания.

4. Классификация методов воспитания по Г.И. Щукиной и Д.Н. Гришину.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте характеристику одного из методов формирования сознания личности (на выбор).

а) рассказ;

б) этическая беседа;

в) диспут;

г) пример.

2. Дайте характеристику одного из методов организации деятельности и формирования опыта поведения (на выбор):

a) упражнение;

б) педагогическое требование;

в) приучение.

Охарактеризуйте данную группу в целом.

3. Дайте характеристику одного из методов стимулирования (на выбор):

a) соревнование;

б) поощрение;

в) наказание.

Охарактеризуйте данную группу в целом.

4. Для характеристики методов воспитания используйте следующий алгоритм:

1) Название метода воспитания.

2) Классификационная группа.

3) Характерные черты метода.

4) Формы (виды) проявления метода.

5) Приемы и средства метода.

6) Этапы реализации метода.

7) Условия эффективного использования.

8) Пример использования данного метода воспитания на практике (из опыта школьной жизни).

5. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «метод воспитания». |розглядуватимете|Заполните таблицу.

Определение понятия «метод воспитания» На что сделан акцент? Что общего? В чём отличие?
«…Совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий» (Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.)      
«...Способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств» (Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000.)    
«...Способы взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитуемых, направленной на решение задач воспитания» (Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988.)    
«...Общественно обусловленные способы педа-гогически целесообразного взаимодействия меж-ду взрослыми и детьми, способствующие органи-зации деятельности, отношений, общения …» (Щукина Г.И.Педагогика. – М., 1986.)    


Литература:

1. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя. – СПб: КАРО, 2003. – 208 с.

2. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или учимся жить в современном мире. – М.:ВАКО, 2004. – 122 с.

3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия», 1999. – 216 с.

4. Ковалев В.Н., Тищенко С.М., Мирошина Г.Г., Стародубцева И.В. Тренинги для старшеклассников, педагогов и родителей: Методическое пособие/ Под ред. В.Н.Ковалева. – Севастополь: Изд. «Мир» УФМ, 2004.

5. Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности классного руководителя. – Кострома, 1999.

6. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Книга в 2-х частях. Часть 2-М: «Пед.поиск», 2002. – 160 с.

7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. – М.: Пед.общество России, 2002. – 480 с.

8. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов/Авт.-сост.А.А.Литвинова. – Волгоград:Учитель, 2004. – 126 с.

9. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 160 с.

10. Стародубцева И.В. Современные формы воспитания школьников. – Сев., 2007. – 67 с.

11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М., 2005.

Лабораторный практикум

В соответствии с утверждённым учебным планом лабораторный практикум отсутствует.

Самостоятельная (индивидуальная) работа студентов

Наименования и трудоемкость СРС

Модуль дисциплины Вид СРС (ИР) Трудоемкость (час.)
дневн. очно-заочн.
Общие основы педагогики · самостоятельное изучение учебной литературы; · работа с Интернет-ресурсами; · выполнение практико-ориентированных заданий к ПЗ; · аннотирование литературы
Дидактика · написание реферата как итога СРС с учебной и научной литературой: · выполнение практико-ориентированных заданий к ПЗ; · решение педагогических задач
Теоретические основы воспитания · работа с Интернет-ресурсами; · выполнение практико-ориентированных заданий к ПЗ; · решение педагогических задач
Итого:

Примеры заданий для СРС

Задания для СРС включены в подготовку к практическим занятиям.

Индивидуальные учебно-исследовательские задания

Темы рефератов

1. Опросные методы педагогического исследования (беседа, анкетирование, интервью).

2. Метод педагогического консилиума.

3. Методы рейтинга и самооценки.

4. Моделирование как теоретический метод педагогического исследования.

5. Метод наблюдения.

6. Изучение педагогического опыта как метод исследования.

7. Изучение документации как метод педагогического исследования.

8. Тестирование как метод педагогического исследования.

9. Метод независимых экспертных оценок.

10. Количественные методы педагогического исследования (ранжирование, шкалирование и др.).

11. Метод анализа в педагогическом исследовании.

Наши рекомендации