Занятие 7. Педагогическое проектирование реального образовательного процесса
проводится на базе школы
Практическое задание:
1. Проведение в классе метода проектов по определенной теме.
2. Составление методических рекомендаций по проведению метода проектов с детьми определенного возраста.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Прочитайте фрагмент из книги В. В. Серикова «Образование и личность. Теория и практика проектирования» и разработайте педагогические ситуации для каждого уровня субъективации.
Технология конструирования педагогической ситуации в самом общем виде включает два момента:
- трансформацию культурных объектов из предметной в социально-коммуникативную, организационно-деятельностную, диалогическую или какую-то иную форму, в которой они могут быть адекватно присвоены воспитанником;
- создание условий для субъективации (присвоения) ребенком некоторой социальной нормы; последнее предполагает определенную логику развития ситуации от внешнего к внутреннему диалогу.
В качестве ступеней развития ситуации мы выделяем следующие уровни субъективации (гуманистической ориентировки) участников педагогического общения.
1. Наиболее низкий (исходный) уровень воспитательного взаимодействия - это актуализация ситуации непосредственной природной ориентировки ребенка, когда предмет (человек, явление и т. п.) обладает первой и простейшей ценностью — новизной. Здесь мы имеем дело со своего рода природной активностью воспитуемого. «Мы родимся чувственно восприимчивыми и с самого рождения получаем различными способами впечатления от предметов, нас окружающих. Лишь только мы начинали сознавать, так сказать, наши ощущения, у нас является расположение или искать вновь, или избегать предметов, производящих эти ощущения, — сначала смотря по тому, насколько приятны нам последствия или неприятны, затем смотря по сходству или несходству, которое мы находим между нами и этими предметами, и, наконец, смотря по суждениям, которые мы о них составляем на основании идеи счастья или совершенства, порождаемой в нас разумом» (СНОСКА: Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. М., 1981. С. 27.). Иными словами, ситуация воспитания, по Ж.-Ж. Руссо, развивается от первого чувственного общения с предметом к разумному оцениванию его значимости, а затем к соотнесению его с нашими высшими ценностями («идеал счастья или совершенства»).
2. Следующий уровень развития воспитательной ситуации — это актуализация оценочной деятельности ребенка (совместно с воспитателем), простейшим проявлением которой является оценка непосредственной полезности предмета (или свойства, отношения) для значимой, актуальной в данный момент цели, оценка самого себя через сравнение с другим.
3. Уровень целостной ориентировки в мире природы, общества и человека, выработки собственной мировоззренческой концепции — это один из важных моментов в развитии воспитательной ситуации. Целостность мировоззренческой концепции ребенка — функция в первую очередь его сил саморазвития. Мировоззрение нельзя передать как знание или привить как навык. Оно — качественно новая ступень постижения мира, своеобразная личностная модель, субъективный прогноз или проект его развития, глубоко индивидуальный феномен. Воспитание мировоззрения возможно, по-видимому, лишь через опосредованное конструирование жизненной ситуации ребенка, стимулирование его самостоятельных исканий, оценок, апробаций различных вариантов собственного опыта.
4. Уровень ориентировки в мире человеческих отношений, поиск и апробация различных способов самоутверждения. Безусловно, эта сторона воспитательной ситуации имеет место на всем протяжении ее развития, а не только на каком-то отдельном этапе. Суть же этого уровня воспитательного взаимодействия в том, что достижения человеческой культуры — ценности, знания, опыт, человеческие достоинства — воспитанник начинает воспринимать как средства утверждения в глазах других людей и тем самым как способ реализации своей потребности в личностной презентации, представлении своих личностных свойств и ценностей. Принятое таковых воспитателем, взрослыми, сверстниками и другими людьми — важный, но не последний момент воспитания, поскольку высшая ступень такового — достижение личностью в определенной степени (в известной мере относительной) независимости от социальных оценок, мнений, протекций.
5. Для этого уровня характерно развитие воспитательной ситуации, при котором она становится для ученика познанием своих сил и возможностей рефлексией, самоосознанием, актуализацией сил саморазвития.
Личность преодолевает зависимость от среды и в том числе от воспитания. Воспитание как бы отрицает само себя, но вместе с тем и исчерпывающим образом себя реализует.
Таким образом, воспитательная ситуация развивается в направлении актуализации и удовлетворения все более глубинных и сущностных потребностей человека[12. С. 140].
Список литературы:
1.Байбородова Л. В., Важнова О.Г., Рожков М.И. Проектирование педагогической деятельности школы: Из опыта школы-комплекса №87 г [Текст] / Л.В. Байбородова, О.Г. Важнова, М.И. Рожков. - Ярославля. Ярославль: ЯГПУ, 1997. 77с.
2.Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика [Текст] : Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.Я.Батышев. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
3. Бедерханова, В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [Текст] / В.П. Бедерханова, П.Б. Бондарев: Учеб. Пособие – Краснодар, 2000.
4. Громыко, Ю.В. Проектирование и программирование развития образования [Текст] / Ю.В. Громыко.-М.,1996.-С.341-402.
5.Килпатрик, В. Х. Метод проектов. применение целевой установки в педагогическом процессе [Текст] / В.Х. Килпатрик. – Л., 1925.
6.Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование [Текст] / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М., 2005
7.Новиков, А. М. Методология образования [Текст] / А.М. Новиков. Издание второе. — М.: «Эгвес», 2006. — 488 с.
8.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е. С. Полат – М., 2000.
9.Организация обучения старшеклассников сельских школ по индивидуальным планам [Текст]: Методические рекомендации для педагогических работников / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. Н. Серебренникова. Ярославль, 2006. – 116 с.
10. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
11. Полат, Е. С. Типология телекоммуникационных проектов [Текст] / Е.С. Полат. - Наука и школа - № 4, 1997
12. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И.С. Сергеев. // Пособие для работников общеобразовательных учреждений, - М., Аркти, 2003.- 78с.,
13. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. – М., Логос, 1999. – 272 с.