Весь хорошо звучит. В нахождении и выработке такого звучания состоит

вся основная задача педагога.Надо найти и воспитать его. Нельзя допус

кать подобного звучания (показ звука типа неопертого пиано, фальцет-

ного звучания), надо, чтобы в голосе всегда были звон, металл. Если вос

питывать безопорный голос, без металла, типа фальцета, то это голос

незвучащий, продутый.

— Каково Ваше мнение о работе мягкого нёба в пении ?

— С первых же уроков преподаватель должен давать упражнения,

подготавливающие мягкое нёбо к пению. Надо употреблять специаль

ные упражнения для поднятия мягкого нёба и маленького язычка.

Синьора Туччи. Его надо научиться поднимать, всегда под-

нимать.

Синьор Филони. Потом он поднимается сам по себе и об этом

уже не думаешь. Но в первые годы нужно себя к этому приучать. Надо

научиться делать его поднятым, твердым. В дальнейшем он поднимает-

ся автоматически, и о нем думать не следует.

— А когда предстоит сделать ход к верхним нотам, скажем,

октавный скачок, надо ли мягкое нёбо специально подготовить для этого ?

— Оно поднимается само по себе вследствие привычки держать

его высоко поднятым, и потому ничего специального делать для такого

хода не надо. Ученик к этому ходу должен быть уже подготовлен, чтобы

к этому времени мягкое нёбо уже само поднималось. Только когда оно

натренировано, может получиться звук, который требуется.

— А фальцет в чистом виде Вы употребляете?

— Фальцет как профессиональное звучание для меня не существу

ет. Я его понимаю только как molto pianissimo. Но, вообще, связки надо

приучать работать даже самым малым количеством дыхания.

— Даете ли Вы упражнения на фальцет ?

— Да-да, конечно, я даю такие упражнения. Надо научиться де

лать их, а то ученик может привыкнуть сразу отдавать все дыхание. Не

обходимо удерживать дыхание сколь возможно,не выдавать его, а имен

но удерживать. Когда ученик не понимает, можно поставить перед его

ртом зажженную свечу. При правильном пении пламя не должно коле

баться. Ученику предлагаю выполнять упражнения на «Е» или на «А» с

открытым горлом, и чтобы дыхание длилось возможно дольше.

— Скажите, как Вы ощущаете на слух звучание русского языка,

русскую речь?

— Русская речь для меня звучит почти как итальянская. Произно

шение очень похоже. Только вы очень мелко произносите звуки «И»(«И»

Туччи произносит зажато, узко).

— Наши «И» и «Е» звучат более узко по сравнению с итальянскими?

- Д а .

Синьора Туччи. В общем, вы говорите несколько узко и

глуховато, в отличие от итальянцев, но в языке нет горлового призвука.

Синьор Филони. Я думаю, русский язык — это лучший, пос-

ле итальянского, язык для обучения пению. Английский и особенно не-

мецкий языки плохи для пения, так как они горловые и жесткие. Пото-

му, очевидно, и немецкая школа пения твердая, жесткая. В общем, она

подходит для их опер, для немецкого произношения.

— Слышали ли Вы русских певцов и что их отличает в общем от

звучания певцов итальянских?

— В общем между звучанием голоса русских и итальянских певцов

нет принципиальной разницы. Это потому, что русские все говорят близ-

ко, на губах, на зубах, в «маску». Отличие состоит в том, что они говорят

несколько узко.Где бы я ни слышал русскую речь: в театре, в ресторане,

на улице, — я слышу быстрый разговор, живой и звонкий. Это язык, ко-

торый облегчает пение. Но если сравнить его с итальянским языком, то

итальянский все же удачнее, удобнее для пения. Я всегда говорю: «Изу-

чайте итальянский язык, он облегчает пение!» Не потому, что знать этот

язык хорошо, а потому, что разговорный итальянский язык облегчает пев-

ческое звукообразование. Внем удачно расположены гласные и соглас-

ные, и сами гласные формируются так, что это способствует пению. Воз-

вращаюсь к тому, что уже говорил: ведь Моцарт мог писать музыку на не-

мецкие тексты, но почему-то всегда выбирал итальянский. Я думаю, это

потому, что пение слышится уже тогда, когда говорят по-итальянски.

— Скажите, как часто и по скольку надо заниматься пением для

достижения хороших успехов? Какое распределение занятий во времени

наиболее рационально ?

— Первое время следует заниматься полчаса,максимум час, ежед

невно.Но в консерваториях у нас, как и у вас, часы ограничены. У нас

много частных преподавателей, но, конечно, и в этом случае лишь не

многие могут платить за ежедневные уроки. Все же вместо того, чтобы

заниматься через день по часу, лучше брать получасовые уроки ежеднев

но. Это надо для того, чтобы не терять достигнутого на предыдущем уро

ке. Если заниматься раз в неделю, то вообще трудно добиться, чтобы звук

шел туда, куда вы его направили на предыдущем уроке. Ученик не может

удерживать так долго свои ощущения, и потому рационально заниматься

по получасу ежедневно. Если есть возможность заниматься час, то это надо

делать с перерывами, не утомляя голосовой аппарат. Хорошо заниматься

одновременно с двумя учениками, давая им петь поочередно по пять ми

нут. Когда один поет, то другой отдыхает и слушает. Нельзя допускать что

бы они пели одновременно,что я иногда наблюдал. Это совершенно не

целесообразно. Вот присутствие всех учеников на занятиях — очень важная

вещь.Ученик, сидя в классе, учится, он копирует, когда поет другой, учит

ся слушать и понимать, чего добивается педагог, что такое хорошее, пра

вильное пение, а чего не следует делать. Как я уже упоминал, учиться мож

но и в классе, слушая учеников, и на концертах, слушая певцов. Если пе

вец хорошо поет, нужно «зацепить» это хорошее. Надо слушать и старать

ся понять, почему он так хорошо поет, что при этом делает. Певец должен,

слушая, все время спрашивать себя, соображать, почему он так хорошо

поет, каковы причины хорошего звучания. Даже те, кто плохо поют, тоже

дают повод для размышления.

— Скажите, сколько лет училась синьора Туччи, прежде чем

поступить на сцену Ла Скала?

Синьора Туччи. Я и сейчас еще продолжаю учиться. Учиться

надо всегда.Но до поступления на сцену, то есть до моего дебюта, я за-

нималась два года.

Синьор Филони. И при этом она занималась каждый день!

Надо всегда учиться, надо много работать. Нужны упражнения, упраж-

нения и упражнения. Когда вы готовите партию, которую вам предстоит

петь, она всегда требует владения большим арсеналом выразительных

средств. Ведь не будете вы петь всю партию одинаковым звуком! В

одних моментах надо горло открыть, сделать звук большим, одной ок-

раски, в других местах его надо сделать маленьким и т.п. Горло должно

быть таким мягким, послушным, чтобы отвечать на все, что в данный

момент хочет сделать певец. Потому я так настойчиво советую уделить

достаточно внимания технической подготовке певца. Я считаю, что пе-

вец прежде, чем браться за песни, романсы и арии, если у него не по-

ставлен голос, должен год-два петь только упражнения и вокализы.Надо

хорошо подготовить голос, чтобы ученик ясно понимал, что надо делать

в пении. К сожалению, в Италии есть педагоги, которые, чтобы не поте-

рять ученика, не потерять деньги, уделяют упражнениям только два-три

месяца, а потом переходят к изучению арий! Подобное отношение к го-

лосу разрушает его. Так нельзя научиться пению, голос никогда не при-

выкнет к правильному образованию звука и правильному преодолению

технических трудностей.

— С какого года Вы работаете в Ла Скала ?

— Синьора Туччи.С 1959 года. Уже пять лет прошло со вре

мени моего дебюта. Моими первыми партиями были Дездемона в «Отел-

ло» и Мими в «Богеме». Теперь я пою весь сопрановый репертуар. В этих

гастролях я выступаю в партии Леоноры в «Трубадуре» Верди.

Наши рекомендации