Техника проведения эксперимента

Выделяются две группы испытуемых. Одна получает статус экспериментальной группы, другая – контрольной группы. В первой (экспериментальной группе) реализуется инновационное решение, во второй (контрольной группе)- те же дидактические задачи или проблемы воспитания реализуются в рамках традиционных педагогических решений. Исследователь получает возможность сопоставить два результата, доказывающих или опровергающих верность гипотезы.

Разновидности эксперимента

- естественный (в условиях обычного образовательного процесса, не нарушая хода деятельности учителя и учащихся);

- лабораторный (создание искусственных условий для проверки тех или иных методов);

- констатирующий (устанавливает реальное состояние дел в педагогическом процессе);

- преобразующий (сравнение контрольных групп).

Особое место в системе методов исследования занимает тестирование. Тестирование осуществляется по отработанным вопросам и задачам для выявления индивидуальных различий тестируемых.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы школ и учителей.

Математические методы исследования

Математические методы исследования используют для оценки результатов эксперимента.

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в ряду изучаемых объектов.

Шкалирование – присвоение цифровых показателей исследуемых характеристикам.

Регистрация – выявление определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества.

Статистические методы исследования

Статистические методы исследования применяются при обработке массового материала – определении средних величин показателей:

- среднего арифметического;

- медианы;

- подсчет степени и т. д.

Результаты, обработанные с помощью различных методов, дают возможность показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, гистограмм, таблиц.

¨

Тематика
и примерное содержание курсовых работ

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Функции обучения и их реализация в опыте учителей-предметников.

Задача:раскрыть сущность функций обучения и определить пути их эффективной реализации на уроках.

Примерное содержание. Главные задачи современной школы на современном этапе. Функции процесса обучения как выражение его комплексного характера. Образовательная функция обучения и пути успешной ее реализации в передовом педагогическом опыте. Воспитательная и развивающая функции обучения, их осуществление в учебном процессе.

Опытная работа. 1. Сделать анализ не менее трех уроков (своих или коллег) в соответствии с теоретическими положениями темы, обратив особое внимание на воплощение всех трех функций обучения: а) в постановке задач уроков; б) в отборе содержания материала; в) в методике и организации уроков. 2. Выявить эффективность решения постановленных на уроках задач с помощью опроса учащихся, самостоятельной работы или творческого задания и т.п.). 3. На основании анализа практического опыта определить пути повышения эффективности всех функций обучения.

Тема 2. Педагогическое руководство познавательной деятельностью школьников.

Задача:раскрыть назначение и компоненты деятельности учителя в обучении и выявить рациональные способы ее организации.

Примерное содержание.Руководящая роль учителя в учебном процессе. Планирование деятельности учителя. Организация учебной работы учителя и деятельности учеников. Стимулирование активности учащихся. Текущий контроль и регулирование процесса обучения. Анализ результатов учебной работы.

Опытная работа.Проверить на практике выявленные рациональные и эффективные способы руководящей деятельности учителя в учебном процессе.

Тема 3. Причины неуспеваемости школьников и пути ее преодоления и предупреждения.

Задача:охарактеризовать причины неуспеваемости учащихся и пути их преодоления.

Примерное содержание.Причины неуспеваемости: отсутствие интереса к учению, неумение учиться, запущенность в знаниях, отсутствие прилежания, неблагополучное положение ученика в семье и др. Пути преодоления и предупреждения неуспеваемости: учет учителем природы процесса усвоения знаний; организация запоминания; систематическое повторение учебного материала; сочетание теоретической и практической подготовки; совершенствование методики проведения упражнений и др. Оптимизация процесса обучения.

Опытная работа.Определить причины отставания в учебе учащихся вашего класса. Наметить пути преодоления неуспеваемости и попытаться реализовать их в своей практической деятельности. Выявить эффективность проводимой работы.

Тема 4. Условия и пути достижения прочности знаний, умений и навыков учащихся.

Задача:охарактеризовать условия и пути достижения прочности знаний, умений и навыков учащихся.

Примерное содержание.Прочность знаний - критерий эффективности и качества обучения. Принцип прочности в истории педагогики и школы. Сущность данного принципа, его требования. Пути его реализации. Условия обеспечения прочности знаний, умений и навыков.

Опытная работа.Провести эксперимент: выявленные вами в ходе изучения литературы методы, приемы и средства достижения прочности знаний, умений и навыков учащихся использовать в своей работе при изучении любой темы (по истории); провести проверку знаний учеников экспериментального и контрольного классов дважды (в конце изучения избранной темы и через 2 недели после его окончания); сопоставить полученные результаты.

Тема 5. Принцип наглядности в обучении.

Задача:дать научное обоснование принципа наглядности, показать его место, роль и методику в обучении.

Примерное содержание. Принцип наглядности в педагогических системах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского. Взаимосвязь чувственных и абстрактных форм мышления. Организация чувственного познания ученика. Использование наглядных пособий. Взаимосвязь слова и наглядности.

Опытная работа. Провести эксперимент: одну тему из любого предмета изучить с использованием средств наглядного обучения, другую тему - без них. Сопоставить результаты, например, по таким показателям: активность учащихся, осознанность и прочность знаний, умений и навыков.

Тема 6. Сущность и пути реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в учебном процессе.

Задача:раскрыть сущность принципа индивидуального подхода к учащимся и пути эффективного осуществления его деятельности учителя начальных классов.

Примерное содержание.Индивидуализация обучения как одно из исходных положений организации учебного процесса. Изучение индивидуальных особенностей личности и факторов, влияющих на ее развитие и формирование. Определение конкретных учебно-воспитательных задач для отдельных учащихся.

Опытная работа.Выявить индивидуальные особенности двух-трех учащихся и разработать систему индивидуальных педагогических воздействий. Реализовать ее в своей практической деятельности и проанализировать результаты.

Тема 7. Выбор оптимального сочетания методов обучения на уроке.

Задача:охарактеризовать критерии выбора методов обучения на основе своей практической деятельности.

Примерное содержание.Понятие «метод обучения», роль методов обучения в повышении его эффективности и качества. Реализация методов в сочетании как требование целостного процесса обучения. Критерии выбора методов обучения. Условия эффективного применения отдельных методов обучения.

Опытная работа.Осуществить подбор оптимально сочетающихся методов обучения к 4-6 урокам (по выбору) в соответствии с известными вам критериями.

Тема 8. Совершенствование методов работы с учебником и книгой как путь повышения качества обучения.

Задача:дать характеристику эффективным методам работы с книгой на уроках и показать роль в формировании навыков учащихся самостоятельно работать с книгой.

Примерное содержание.Книга как источник приобретения знаний и как средство закрепления знаний, умений и навыков детей.

Опытная работа.Использовать в своей практической деятельности наиболее эффективные формы, методы, приемы работы с учебником и книгой на уроках и выявить влияние их на выработку у детей умений самостоятельной работы с книгой.

Тема 9. Использование игры в учебной работе со школьниками как путь активизации их познавательной деятельности.

Задача:охарактеризовать роль игры в повышении интереса школьников к познавательной деятельности.

Примерное содержание.Активизация познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие повышения эффективности и качества процесса обучения в современных условиях. Игра в обучении и ее роль в повышении интереса школьников к познавательной деятельности. Виды дидактических игр. Методика включения игры в процесс обучения. Деловая игра.

Опытная работапровести наблюдение за тем, как влияет включение разных дидактических игр в структуру уроков на отношение детей к изучаемому материалу, на формирование у них умений и навыков.

Тема 10. Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке.

Задача:раскрыть роль самостоятельной работы в формировании знаний, умений и навыков школьников.

Примерное содержание.Значение самостоятельной работы в учебном процессе современной школы. Виды самостоятельной работы на уроке. Условия эффективной реализации разных видов самостоятельной работы учеников.

Опытная работа.Подобрать систему самостоятельных работ учащихся по одной - двум темам, реализовать ее в своей практической деятельности. По окончании изучения темы провести в классе контрольную работу с целью проверки овладения теми умениями и навыками, на формирование которых были нацелены различные виды предшествующих самостоятельных работ.

Тема 11. Пути совершенствования руководства домашней учебно-познавательной деятельностью школьников.

Задача:раскрыть роль учителя в повышении эффективности домашней учебной работы учащихся.

Примерное содержание.Значение домашней учебной работы. Виды заданий. Руководство домашней учебной работой: инструктирование учеников, проверка выполненных поручений. Помощь семье в руководстве домашней учебной работой детей.

Опытная работаиспользовать на практике различные методы и приемы инструктирования учащихся о выполнении домашнего задания и проверки сделанной работы, выявить их эффективность.

Тема 12. Типы уроков и условия их эффективного использования учителем.

Задача:охарактеризовать наиболее рациональную структуру уроков разных типов.

Примерное содержание.Проблема типологии уроков в современной дидактике. Принципы классификации уроков. Классификация их по дидактической цели и месту в общей системе уроков. Структура уроков разных типов. Поиск рациональной структуры урока в современных условиях.

Опытная работа. Провести уроки разных типов с целью выявления наиболее эффективной их структуры в условиях обучения учащихся вашего класса.

Тема 13. Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности школьников.

Задача:показать эффективность использования на уроках сочетания групповых, фронтальных и индивидуальных форм познавательной деятельности учащихся.

Примерное содержание.Проблема совершенствования форм обучения в педагогике. Сущность, достоинства и недостатки фронтальных форм познавательной деятельности. Положительные и отрицательные стороны фронтальных форм познавательной деятельности. Использование индивидуальных форм обучения. Значение групповой организации работы учащихся на уроке. Рациональное сочетание фронтальных, индивидуальных и групповых форм работы учеников на уроке. Зависимость выбора форм от особенностей учебного предмета, содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса и отдельных учащихся.

Опытная работа.Использовать в своей практической деятельности фронтальную, индивидуальную, групповую организацию работы школьников на уроке, провести самонаблюдение с целью выявления полноты и качества решения поставленных задач.

Тема 14. Содержание, формы и методы контроля за учебной деятельностью учащихся и пути их совершенствования.

Задача:охарактеризовать содержание и организацию, пути совершенствования контроля за учебной деятельностью учеников.

Примерное содержание.Понятие о контроле за учебной деятельностью и его роль. Педагогические требования к контролю в процессе обучения. Содержание, виды, методы контроля. Формы его организации. Пути совершенствования контроля.

Опытная работа.Реализовать на своих уроках известные вам формы и методы контроля за учебной деятельностью учеников, наблюдать за правильностью их выбора и организации. Выявить эффективность контроля.

Тема 15. Оценка учебно-познавательной деятельности учащихся и ее роль в повышении эффективности учения.

Задача:раскрыть педагогические требования к оценке учебно-познавательной деятельности школьников.

Примерное содержание.Воспитательно-образовательное значение оценки знаний учащихся. История разработки системы оценок в советской школе. Основные требования к оценке знаний. Способы ее выражения.

Опытная работа.Обобщить свой опыт по выполнению требований к оценке знаний учеников. Отобрать наиболее целесообразные, на ваш взгляд, применительно к условиям вашей работы способы выражения оценки и еще раз проверить на уроках их эффективность.

Тема 16. Технология проектного обучения как одно из условий развития познавательного интереса учащихся.

Задача: раскрыть роль технологии проектного обучения в развитии познавательного интереса учащихся.

Примерное содержание. Понятие познавательного интереса в педагогике и психологии. Уровни и критерии познавательного интереса. Возрастная диагностика интересов к учению. Причины снижения интересов к учению. Пути и средства формирования познавательных интересов школьников.

Метод проектов в истории и теории педагогики. Цели и исходные теоретические позиции проектного обучения. Признаки технологии проектов. Организация проектной деятельности. Основные требования к использованию технологии.

Опытная работа. Провести диагностику уровня сформированности познавательного интереса у учащихся. Разработать содержание тематических проектов по предмету (2 – 3 темы). По окончании формирующего эксперимента проследить динамику развития познавательного интереса в экспериментальном классе.

Тема 17. Использование технологии личностно-ориентированного обучения в учебном процессе.

Задача: раскрыть роль технологии личностно-ориентированного обучения в развитии личности учащихся.

Примерное содержание. Понятие личностно-ориентированного обучения, личностно-ориентированного подхода в педагогике. Целевые ориентиры личностно-ориентированного обучения, его концептуальные идеи. Особенности личностно-ориентированного урока.

Опытная работа. Разработать систему личностно-ориентированных уроков по нескольким темам, реализовать ее в своей практической деятельности. Выявить эффективность с позиций личностного развития школьников.

Тема 18. Использование технологии диалога в учебном процессе.

Задача: раскрыть сущность диалоговых технологий и определить пути ее эффективной реализации на уроках.

Примерное содержание. Понятие диалоговые технологии обучения. Целевые ориентиры и концептуальные идеи технологии. Особенности организации содержания (по В.С. Библеру). Методические приемы создание ситуации диалога. Методические особенности урока-диалога.

Опытная работа. Разработать систему уроков-диалогов по нескольким темам, реализовать ее в своей практической деятельности. Выявить эффективность уроков-диалогов с позиций личностного развития школьников.

Тема 19. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе.

Задача: раскрыть сущность технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) и определить пути ее эффективной реализации на уроках.

Примерное содержание. Значение технологии развития критического мышления через чтение и письмо в учебном процессе современной школы. Понятие критическое мышление, его параметры. Целевые ориентиры и концептуальные идеи технологии РКМЧП. Приемы и условия эффективной реализации технологии.

Опытная работа. Провести диагностику уровня сформированности критического (продуктивного) мышления у школьников. Разработать систему уроков с использованием приемов технологии РКМЧП по нескольким темам, реализовать ее в своей практической деятельности. По окончании формирующего эксперимента проследить динамику развития продуктивного мышления в экспериментальном классе.

Тема 20. Использование технологии проблемного обучения в современной школе.

Задача: раскрыть сущность технологии проблемного обучения и определить пути ее эффективной реализации на уроках.

Примерное содержание. Понятие проблемного обучения в педагогике. Целевые ориентиры и концептуальные идеи проблемного обучения. Понятие проблемная ситуация, ее виды. Методы проблемного обучения. Особенности организации учебной деятельности на уроке проблемного обучения.

Опытная работа. Разработать систему уроков проблемного обучения по нескольким темам. Реализовать ее в своей практической деятельности, выявить эффективность.

Тема 21. Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации учебного процесса.

Задача: раскрыть значение профильного обучения как средства дифференциации и индивидуализации учебного процесса.

Примерное содержание. Понятие, цели индивидуализации и дифференциации обучения. Виды дифференциации. Понятие профильного обучения и профильной школы. Цели и задачи профильного обучения. Зарубежный и отечественный опыт профильного обучения школьников. Модели профильного обучения. Базовые, профильные, элективные курсы: цели, функции, содержание.

Опытная работа. Провести анализ и обобщить опыт конкретной школы об особенностях организации профильного обучения. Дать характеристику модели профильного обучения данной школы.

Тема 22. Роль элективных курсов в учебном плане профильной школы.

Задача: раскрыть значение элективных курсов для внутрипрофильной специализации и индивидуализации учебного процесса.

Примерное содержание. Понятие профильного обучения и профильной школы. Цели и задачи профильного обучения. Цели, функции, содержание элективных курсов. Ориентационные и пробные элективные курсы

Опытная работа. Разработать программу элективного курса, которая состоит из разделов: пояснительная записка (место курса в образовательном процессе, цели и задачи курса), примерный учебно-тематический план, содержание курса, формы контроля, рекомендуемая литература. Реализовать программу в своей практической деятельности и выявить ее эффективность.

Тема 23. Место и роль предпрофильной подготовки в современной школе.

Задача: раскрыть значение предпрофильной подготовки для самоопределения учащихся в отношении профилирующего направления.

Примерное содержание. Понятие предпрофильной подготовки. Цели и задачи предпрофильной подготовки. Базовая модель предпрофильной подготовки. Организация профориентационной и информационной работы. Цели, функции, содержание курсов предпрофильной подготовки (предметно-ориентационные и межпредметные).

Опытная работа. Провести анализ и обобщить опыт конкретной школы об особенностях организации предпрофильной подготовки. Дать характеристику курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки.

Тема 24. Инновационная деятельность школы.

Задача: раскрыть особенности инновационной деятельности школы.

Примерное содержание. Основные понятия педагогической инноватики (новое, новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс). Инновации в образовании. Структура инновационного процесса. Типы нововведений в школе. Источники идей развития школы. Оценка идей развития в школе. Технология разработки и освоения новшеств. Нормативно-правовое обеспечение инноваций в школе.

Опытная работа. Провести анализ и обобщить опыт инновационной деятельности конкретной школы. Дать характеристику модели и структуры инновационного процесса школы.

Литература по теории обучения

1. Алексашина, Л. Н. Стандарты по истории [Текст] // Педагогика / Л. Н. Алексашина. - 2000. - № 4. - С. 14-20.

2. Андреев, Г.П. К столетию метода проектов [Текст] / Г.П. Андреев, Н.И. Бугаев, О.И. Михалева, Н.Н. Романов // Школьные технологии. - 2005. - № 4. - С. 28-31.

3. Ахметова, М.Н. Проектная культура будущего учителя [Текст] / М.Н. Ахметова // Школьные технологии. - 2004. - № 4. – С. 210-216

4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общепедагогический аспект [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М., 1977.

5. Бахарова, И.Г. Учебник, который нам нужен [Текст] // Педагогика / И. Г. Бахарова. - 2000. - № 3. - С. 86-89.

6. Берулава, М. Н. Концепция работы современной школы в русле парадигмы гуманизации образования [Текст] / М. Н. Берулава, Г. А. Берулава. – Бийск, 1997.

7. Библер, В.С. Школа диалога культур [Текст] / В.С. Библер // Советская педагогика. – 1989. - № 2.

8. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург, 1999.

9. Гессен, С. И. Основы педагогики (введение в прикладную философию) [Текст] / С. И. Гессен. – М., 1995.

10. Гецов, Г. Г. Как читать книги, газеты, журналы [Текст] / Г. Г. Гецов. - М., 1989.

11. Гладкая, И. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки [Текст]: Учебно-методическое пособие для учителей / И.В. Гладкая, С.П. Ильина, С.В. Ривкина / Под ред. А.П. Тряпицыной – СПб., 2005. -128 с.

12. Грицевский, И. М. От учебника к творческому замыслу урока [Текст] /
И. М. Грицевский, С. А. Грицевская. - М., 1990.

13. Дайри, Н. Г. Основное усвоить на уроке [Текст] / Н. Г. Дайри. – М., 1987.

14. Дидактика средней школы [Текст] / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982.

15. Дусовицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] / А. К. Дусовицкий. – М., 1990.

16. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие [Текст] / В.К. Дьяченко. – М., 1989.

17. Землянская, Е.Н. Учебные проекты в экономической подготовке школьников [Текст] / Е.Н. Землянская // Школьные технологии. - 2005. - № 4. - С. 85-93.

18. Ильин, Г.Н. Проективное образование и становление личности [Текст] / Г.Н. Ильин // Высшее образование в России. – 2001. – № 4. – С. 15–22.

19. Инновационное движение в Российском школьном образовании [Текст] / Под ред. Э. Днепров, А. Каспаржака, А. Пинского. – М., 1997 –416 с.

20. Инновационное педагогическое творчество [Текст] // Alma-mater. –1997. - № 3. – С.3-7.

21. Инновационные школы России: становление и развитие: опыт программно-целевого управления [Текст] / Под ред. М.М. Поташника. – М.,1996. – 320 с.

22. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество [Текст] / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. – М., 1990.

23. Каптерев, П. Ф. О значении учебника при обучении [Текст] / П. Ф. Каптерев // Избр. пед. соч. - М., 1982.

24. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения [Текст] / Г. Д. Кириллова. – М., 1980.

25. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М., 2000.

26. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст] // Вестник образования. - 2002.- декабрь.

27. Коротяев, Б. И. Учение - процесс творческий [Текст] / Б. И. Коротяев. - М., 1989. - С. 118-135.

28. Крылова, Н.Б. Проектные (продуктивные) методы против классно-урочной организации образования [Текст] / Н.Б. Крылова // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 59-64.

29. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст] / Г. Ю. Ксензова. – М., 2000.

30. Кульневич, С. В. Педагогика личности: от концепций до технологии [Текст] / С. В. Кульневич – М., 2001.

31. Куписиевич, Ч. Основы общей дидактики [Текст] / Ч. Куписевич. – М., 1986.

32. Курганов, С. Ю. Как учат читать в Школе диалога культур? [Текст] / С.Ю. Курганов // Школьные технологии. - 2002. - № 2. - С. 112-118.

33. Курганов, С. Ю. Учебный диалог [Текст] / С.Ю. Курганов // Школьные технологии. - 2002. - № 1. - С. 218-224.

34. Курганов, С. Ю. Школа диалога культур. [Текст] / С.Ю. Курганов – М., 1990

35. Леднев, В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы [Текст] / В. С. Леднев. – М., 1991.

36. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школе [Текст] / В. Н. Максимова. – М., 1987.

37. Махмутов, М. М. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] / М. М. Махмутов. – М., 1975.

38. Махмутов, М. М. Современный урок [Текст] / М. М. Махмутов. – М., 1985.

39. Миронычева, В. Ф. Метод проектов на уроке литературы [Текст] / В.Ф. Миронычева // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. 100-110.

40. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова; серия «Педагогика и психология». - М. : Знание, 1979. - № 2.

41. Обучаем по системе Л.В. Занкова – 1,2,3 классы [Текст]. – М., 1993.

42. Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование [Текст] / Под ред. Л. В. Занкова. – М., 1975.

43. Оконь, В. Введение в общую дидактику [Текст] / В. Оконь. – М., 1990.

44. Онищук, В. А. Урок в современной школе [Текст] / В. А. Онищук. – М., 1981.

45. Пахомова, Н. Ю. Что такое метод проектов? [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. - 2004. - № 4. – С. 93-97.

46. Педагогика [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2001.

47. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М., 2001.

48. Педагогический поиск / Сост. Баженова. – М., 1990.

49. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый. – М., 1980.

50. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый. - М., 1996.

51. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] / И. П. Подласый. – М., 2000.

52. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. - С.24-27.

53. Проблемы школьного учебника [Текст] // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 50-68.

54. Репкина, Н. Е. Что такое развивающее обучение? [Текст] / Н. Е. Репкина. – Томск, 1993.

55. Свадковский, И. Ф. Метод проектов в системе Дальтон-плана [Текст] / И.Ф. Свадковский // Школьные технологии. - 2004. - № 4. - С. 177-184.

56. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – Ярославль, 1998.

57. Селеменев, С. В. Диалог культур: заметки на полях [Текст] / С.В. Селеменев, А.А. Ткаченко // Школьные технологии. - 2002. - № 2. - С. 118-129.

58. Сенько, Ю. В. Диалог в обучении [Текст] / Ю.В. Сенько – Вестник высшей школы. – 1991. - №5. – С 35-40.

59. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, Н.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2001.

60. Стефановская, Г. А. Педагогика: наука и искусство [Текст] / Г. А. Стефановская. – М., 1998.

61. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Н. Ф. Талызина. – М., 1988.

62. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э. Унт. – М., 1990.

63. Управление развитием школы [Текст] / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. – М., 1995. –464 с.

64. Учебные стандарты школ России [Текст] / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова. - М., 1998.

65. Формирование интереса к учению у школьников [Текст] / Под ред. А. К. Марковой. – М., 1986.

66. Хрестоматия по педагогике [Текст] / Сост. О. П. Морозова. – Барнаул, 1997.

67. Чередов, Н.М. Система форм организации в советской общеобразовательной школе [Текст] / Н. М. Чередов. – М., 1987.

68. Чечель, И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст] / И.Д. Чечель // Директор школы. – 1998. - № 4. – С. 3–10.

69. Шевченко, С. Д. Школьный урок: как научить каждого [Текст] / С. Д. Шевченко. – М., 1991.

70. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении [Текст] / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. – М., 1999.

71. Щепакина, Т.Е. Проектный метод на уроках информатики [Текст] / Т.Е. Щепакина // Школьные технологии. - 2004. - № 4. - С. 140-148.

72. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов школьников [Текст] / Г. И. Щукина. – М., 1988.

73. Щуркова, Н. Е. Культура современного урока [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М., 1997.

74. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. – М., 1996.

Наши рекомендации