В учебном процессе ведущую роль выполняет учитель
В XIX в. классно-урочная система стала подвергаться критике в связи с распространением догматизма и схоластики в преподавании, низким качеством обучения, малым количеством обучаемых.
В конце XIX в. в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно шестьсот и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он наблюдал за работой групп, возглавляемых его помощниками-мониторами. Эта система обучения получила название Белль-Ланкастерской от фамилии ее создателей - священника А. Белля и учителя Д. Ланкастера. Такая система требовала минимальных затрат на обучение и подготовку учителей, однако была низкоэффективной.
В начале 20-го века в американском городе Дальтон возникла система индивидуализированного обучения (дальтон-план).Учительница Е. Паркхерст попыталась реализовать идею К.Д.Ушинского о том, чтобы дети на уроке, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал. Традиционные занятия в форме уроков отменялись. Учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану.
Однако опыт работы показал, что большинству учащихся было не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться. Широкого распространения дальтон-план не получил.
В 20-е гг. дальтон-план подвергался резкой критике со стороны советских педагогов, прежде всего, за его ярко выраженную индивидуальную направленность. Однако в то же время он послужил основанием для разработки бригадно-лабораторной организационной системы обучения,которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой. Такая система обучения в отличие от дальтон-плана предполагала сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика.
На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учащиеся готовились к экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. Он определяя задание бригаде, устанавливал сроки его выполнения и обязательный минимум работы для каждого ученика.
На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания. Но его, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.
Для бригадно-лабораторной системы организации занятий было характерно умаление роли учителя, переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний. Это привело к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших общеучебных умений.
В ответ на критику бригадно-лабораторной системы обучения НИИ методов школьной работы, которым руководил В.Н.Шульгин, стал пропагандировать ее преобразование в проектную систему (метод проектов).Она была позаимствована из американской школы. Суть этой системы обучения сводилась к тому, что учащиеся сами выбирали тему проекта и разрабатывали её. Она должна была быть связана с реальной жизнью и в зависимости от специализации (уклона) учебной группы отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную или культурно-бытовую ее стороны. Однако в проектной системе обучения, как и в бригадно-лабораторной, учитель оставался в той же роли: читал вводную лекцию, консультировал, подводил итоги.
С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская система обучения.Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Ее неизменными атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
2. Урок как основная форма школьного обучения, требования к современному уроку.
В настоящее время основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения: при массовости охвата учащихся она обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением.
Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной классной и внеклассной (внеурочной) работы. Неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.
Требования к современному уроку условно можно разделить на дидактические, воспитательные, психологические, технологические, гигиенические.
Дидактические требования к уроку:
- четко определять образовательные задачи каждого урока;
- при проведении урока использовать новейшие достижения науки, передовой педагогической практики;
- строить урок на основе закономерностей и принципов обучения;
- устанавливать межпредметные связи, добиваться их осознания учащимися;
- внедрять новейшие технологии обучения;
- рационально сочетать разнообразные методы обучения;
- обеспечивать в ходе обучения оперативную обратную связь.
Воспитательные требования к уроку:
- ставить реальные и актуальные воспитательные задачи;
- воспитывать учащихся на общечеловеческих ценностях, формировать у них жизненно необходимые качества: ответственность, усидчивость, исполнительность, самостоятельность, коллективизм, трудолюбие, аккуратность и др.;
- внимательно и чутко относиться к ученикам, соблюдать педагогический такт;
- сотрудничать с детьми, проявлять заинтересованность в их успехах.
Психологические требования к уроку:
- всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности учеников;
- формировать у учащихся положительные мотивы учения, творческую активность;
- проводить учебные занятия на опережающем уровне в зоне ближайшего развития учеников;
- осуществлять педагогическое самонаблюдение, самоконтроль, преодолевать отрицательные психологические состояния: неуверенность, скованность или повышенную возбудимость, раздражительность.
Технологические требования к уроку:
- достаточно организационно и материально обеспечивать урок:
обеспечивать готовность учеников к уроку, подготавливать классное помещение, необходимое оборудование к уроку и пр.;
- выбирать оптимальный темп работы на уроке. Начинать урок следует с несколько замедленного темпа, затем темп ускорять, к концу урока темп должен падать. Самые «выгодные» уроки – 2-ой и 3-ий, дни недели – вторник, среда;
- рационально использовать время на уроке (до урока подготовить все необходимое для его проведения, детально продумывать все этапы урока и т.д.).
Гигиенические требования к уроку:
- соблюдать оптимальный температурный режим, проветривать класс;
- обеспечивать нормальное освещение;
- поддерживать чистоту и порядок в классе;
- следить, чтобы дети не переутомлялись, чередовать виды деятельности, проводить физкультминутки.
3.Типы и структура уроков.
Наиболее традиционной и распространенной является типология уроков по дидактическим целям.
Дидактическая цель может быть следующей: изучить новый материал, повторить или закрепить изученное, обобщить и систематизировать знания, произвести контроль знаний, умений и навыков.
Соответственно дидактическим целям определяется типология уроков:
- уроки изложения нового учебного материала;
- уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
- уроки обобщения и систематизации;
- уроки контроля знаний, умений и навыков (контрольные уроки);
- комбинированные уроки.
Каждый урок обладает своей структурой. Она соответствует типу того или иного урока. Однако существуют основные, наиболее общие структурные компоненты уроков. Изложим ниже их суть.
1. Организация учащихся к занятиям.
Этот компонент включает в себя следующие моменты:
А) взаимное приветствие учителя и учащихся;
Б) проверка присутствия детей в классе (следует обратить внимание на появившихся после болезни учеников);
В) проверка готовности учеников к уроку (проверяется внешний вид, осанка, состояние рабочего места, чистота классной доски и т.п.)
Г) организация внимания.
2. Постановка цели и задач урока.
Цели и задачи урока формулируются устно, могут записываться на доске.
3. Проверка домашнего задания.
Этот компонент урока направлен на определение уровня усвоения пройденной темы и проверку готовности к восприятию нового учебного материала. Способы проверки домашнего задания могут быть следующими:
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- уплотненный опрос;
- выполнение упражнений (на уроках языка);
- решение примеров, уравнений и задач (на уроках математики, физики, химии);
- проверка письменных работ (учителем и учениками).
Проверка домашнего задания должна заканчиваться кратким обобщением учителя: учитель производит общую оценку качества знаний учащихся, отмечает выявленные недочеты, дает задания отдельным ученикам с целью преодолеть имеющиеся у ни недочеты. 4. 4. Объяснение нового учебного материала.
Изложение нового учебного материала во многих случаях начинается с создания проблемной ситуации.
Во всех случаях важно четко сформулировать новую тему, сформулировать дидактическую цель урока.
Далее следует непосредственная работа, направленная на усвоение учащимися теоретической стороны нового материала. Эта работа соответствует структуре усвоения знаний учащимися. Следует отметить, что восприятие может непроизвольным и произвольным.
Непроизвольное восприятие создают яркие образные иллюстрации, игровые моменты, опора на интересы учеников.
Произвольное восприятие создается организацией внимания, четкой постановкой познавательных задач и проблем, логичным изложением новой темы.
5. Закрепление изученного материала.
Закрепление изученного осуществляется с помощью пробных и тренировочных упражнений. Пробные упражнения практикуются с целью первичного закрепления и формирования учений. Тренировочные упражнения выполняются на последующих уроках с целью прочного закрепления и формирования умений и навыков.
6. Повторение.
Данный компонент осуществляется с помощью упражнений, направленных на воспроизведение ранее изученного материала. Продолжается работа по формированию умений и навыков.
7.Домашнее задание.
Домашнее задание дается ученикам, начиная со второго класса. Внимание учеников концентрируется:
- на содержании домашнего задания (оно кратко фиксируется на доске);
- на способах его выполнения и оформления в тетрадях.
Желательно давать домашнее задание дифференцированно, в зависимости от интересов и способностей учеников.
8.Подведение итогов урока.
Учителем производится оценка работы всего класса и отдельных учеников на уроке. Выясняется, как восприняли ученики материал урока.
Типы уроков, имеющих одну доминирующую дидактическую цель, более всего применяются в средних и старших классах. В начальных классах с учетом возраста учащихся приходится комбинировать различные виды учебной работы, и наиболее часто там проводятся комбинированные (смешанные) уроки.
Рассмотрим примерную структуру различных типов уроков.
Уроки изложения нового учебного материала:
1) организация учащихся к занятию;
2) проверка домашнего задания;
3) подготовка учеников к изучению нового материала путем воспроизведения опорных (необходимых) знаний;
4) объяснение нового учебного материала;
5) закрепление изученного материала;
6) подведение итогов урока;
7) домашнее задание.