Методика применения динамических средств наглядности

Средства динамической проекции по своим педагогическим характеристикам схожи с автоматизированными телевизионными установками. Главное их достоинство заключается в присущей им динамичности представления явлений и процессов. Причем динамика может быть представлена в любом объеме. Средствами кино и телевидения можно представить как отдельное явление, процесс, так и объект в целом и по частям увеличенном размере статично и в динамике.

Продуманность сценария и текста обеспечивает четкость, ясность, лаконичность, убедительность демонстраций, возможность передать большой объем информации в сжатые сроки. Кино и телевидение позволяют интенсифицировать учебный процесс и обеспечить как раскрытие теоретических вопросов, так и решение практических задач.

Основная трудность использования кино и телевидения заключается в частом отсутствии содержательных, строго отвечающих темам и учебным дисциплинам фильмов. Поэтому необходимо снимать учебные видеофильмы по сценариям кафедр, временных педагогических коллективов.

При создании учебных видеофильмов рекомендуется:

- избегать увлечения только внешней эффективностью, повышать их учебную ценность, поучительность;

- располагать материал логично, полно, всесторонне и по­следова-тельно освещая тему;

- не допускать чрезмерного количества разнородных мыслей, да-вать время усваивать и запоминать их.

Обобщая опыт использования технических средств можно сформулировать ряд методических требований и правил:

- использование технических средств должно быть обоснованно и не превращаться в самоцель. Применение их признается целесообразным в тех случаях, когда не может быть достигнута педагогическая эффективность при помощи более доступных средств;

- применение технических средств должно быть системным, а не эпизодическим, так как бесплановое использование их приводит к тому, что насыщаются ими занятия, не нуждающиеся в этом;

- наглядные изображения обязаны соответствовать логике уст­но-го изложения учебного материала, а также соответствовать син­хронность рассказа и показа. Разнобой между тем, что аудитория видит, и тем, что она слышит, недопустим;

- важно, чтобы не логика устного выступления подстраивалась под имеющиеся кадры, а, наоборот, кадры подбирались к содержанию выступления и вписывались в логику занятия.

- ответ на вопрос о том, когда лучше показывать видеофильм (в начале, в конце или середине занятия) становится беспредметным, если руководствоваться методическим требованиям непосредственного сочетания слова и изображения.

В заключение следует отметить, что в целом методическая работа преподавателя при подготовке к занятиям с технических средств включает в себя следующее:

- ознакомление с информационным фондом и предварительный подбор предположительно необходимых дидактических материалов;

- просмотр (прослушивание) подобранных материалов и окончательное определение тех, которые подходят к данному занятию;

- изучение отобранных дидактических материал и продумывание методики использования каждого из них по ходу занятия;

- разработку общего методического сценария занятия с ис­пользованием технических средств обучения.


ЛИТЕРАТУРА


1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 г.

2. Проведение основных видов занятий со слушателями: Сборник методических рекомендаций. - Домодедово: РИПК МВД России, 1996.

3. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 1999.

4. Актуальные проблемы совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки кадров: Материалы межвузовской науч.-практ. Конференции. – Домодедово: ВИПК МВД РФ, 2002.

5. Добрынина В.Н., Ратова И.В. Адаптация в обучении: Учеб.-метод. Пособие. – Домодедово: ВИПК МВД РФ, 2002.

http://xreferat.com/71/2984-1-pedagogicheskie-funkcii-uroka-lekcii.html

Введение

Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли научных знаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места и назначения в науке. Таким образом, к вузовской лекции на современном этапе образования предъявляются разнообразные требования. Вузовская лекция - ключевой компонент дидактического цикла обучения. Ее цель - организация ориентировочной базы для последующего изучения студентами учебного материала.

Многие отечественные знаменитые ученые были замечательными лекторами. Тимирязев говорил по этому поводу, что «лектор должен быть не фотографом, но художником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть переплавлено творчеством. По Тимирязеву, в лекции должны сочетаться правильность разрешения научных проблем со страстностью, увлеченностью идеей. Именно такими достоинствами славились лекции Д. И. Менделеева. По воспоминаниям слушателей, речь заурядного ученого - это садик с чахлыми былинками, к которым подвешены этикетки. На лекциях Менделеева на глазах у слушателей из зерен его мыслей вырастали могучие стволы, которые ветвились, бурно цвели и буквально заваливали слушателей золотыми плодами».1

Целью настоящей работы является определение педагогических функций лекции как основной формы вузовского преподавания. Для этого мы рассмотрим весь круг вопросов, касающихся лекционной формы подачи учебного материала: сущность и особенности процесса; классификации, методику и критерии оценки. И на основании этого попытаемся выявить педагогические функции и основные задачи лекций.

Наши рекомендации