Предмет и функции педагогики
Предмет науки – определение области ее исследования. Предметом педагогики являются процессы взаимодействия воспитателя с воспитанником. Таким образом, педагогика это наука о закономерностях процессов взаимодействия воспитателя с воспитанником. Выделяются основные функции педагогики:
1) Теоретическая. Она вытекает из последнего подхода. В рамках этой функции педагогика описывает состояние, выявляет основные направления развития и условия организации педагогической деятельности.
2) Практическая. Реализует реализацию задуманного. Его анализ и оценку полученных результатов.
Основные категории педагогики
1) Образование
2) Воспитание
3) Обучение
Обучение характеризует способ получения образования и является специально организованным процессом взаимодействия педагога и обучаемого с использованием дидактических средств (дидактика – наука о теории обучения, как-бы под-наука педагогики) по поводу содержания обучения (знания, умения, жизненный опыт) для достижения поставленной цели.
Воспитание традиционно считается наиболее общим и ранним понятием, т.е. всеми признается, что обучение возникло позже, чем воспитание. Воспитание первично по отношению к обучению. Воспитание, как понятие педагогической категории, используется в нескольких значениях:
1) Воспитание как общественное явление (=образование=педагогический процесс)-это передача социально-значимого опыта от одного поколения к другому. В этом значении воспитание одномоментно направлено на всех членов общества и осуществляется через: уровень развития общества и системы отношений; политику и идеологию; явления общественной психологии (слухи, вера, мода, СМИ).
2) Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя с воспитанником, для формирования у него системы ценностей, личностных качеств, отношений и моделей поведения для достижения поставленной цели. Все это относительно, т.к. могут быть ошибочные представления об образе ребенка. В этом смысле воспитание направленно на конкретную личность или группа (5-7 чел) и реализуются через семью, микросреду (друзья, одноклассники).
3) Воспитание как узко педагогическое явление или направление воспитательной работы. В этом смысле воспитание характеризует одно их направлений воспитательной деятельности: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое. Определение в этом значении будет выходить из предыдущего.
Особняком в педагогике стоит понятие целостного педагогического процесса (ЦПП). Это понятие подчеркивает цельность и неделимость педагогических процессов потому что
а) личность целостна в единстве интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер.
б) педагогическое воздействие едино и неделимо на составные части, т.к. иначе не результативно
в) личность воспитанника формируется в единстве воспитания и самовоспитания. Соотношение этих процессов у всех по-разному
Структура педагогики и система педагогических наук
Структуру педагогической науки составляют следующие разделы:
1) Общие основы педагогики
2) Теория обучения (или дидактика от лат. Didascal - педагог)
3) Теория и методика воспитания
4) Управление образовательными системами
По мере развития педагогики от нее выделялись подразделы, которые по мере развития превратились в самостоятельные науки и сейчас составляют систему педагогических наук:
- общая педагогика
- история педагогики
- методики преподавания конкретных наук
- социальная педагогика (рассматривает развитие личности при взаимодействии с социумом)
- профессиональная педагогика (инженерная, военная)
- лечебная педагогика (симбиоз педагогики и медицины)
- специальная (коррекционная педагогика). Выделяются основные направления: логопедия (изучает проблемы в произношении звуков), олигофредо педагогика (развитие детей с отставанием), сурдопедагогика (корректирует проблемы глухонемых детей), тифлопедагогика (коррекция слепых),
- школьная гигиена – характеризует параметры освещенности помещения, чистоты, увеличения кпд обучения (замена коричневой школьной доски на зеленую)
Связь педагогики с другими науками
Методология педагогики
1) Методология и уровни
2) Характеристика педагогического исследования
Методология и уровни
Методология характеризует определённый уровень зрения, взгляд на определенное педагогическое явление. Таким образом методология, это учение о способах и процедурах познания педагогики и описывает тему, задачи, значимость, новизну и предполагаемые результаты в рамках определенного исследования. Методология в педагогике проявляется на 4 уровнях:
1) Философский – отражает часть философских теорий о личности и ее формировании к каких-то условиях.
2) Общенаучный – характеризует общие для всех наук подходы, проявляющиеся в педагогике: системный подход (целое состоит из составных частей, которые его образуют и разрушение одного элемента влечет за собой другие);
3) Конкретно-научный – характеризует подходы, свойственные только для педагогической теории, к таким методологическим подходам относятся личностны подход; деятельностный; культурологический и т.д.
4) Технологический – на нем вырабатываются прикладные рекомендации (разработки), которые описывают правила реализации исследования на практике