Глава 1. педагогика как научная область знаний

Содержание

Оглавление

Содержание. 2

ВВЕДЕНИЕ. 7

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ.. 9

1.1. Педагогика как наука. 9

1.2. Задачи педагогики. Значение педагогики в жизни общества. Место педагогики в системе наук о человеке. 10

1.3. Основные категории педагогики.. 12

1.4. Отрасли педагогики и их основные задачи.. 14

Вопросы для самопроверки.. 15

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.. 16

2.1. Понятие содержания образования. Цели содержания образования и содержания обучения. 16

2.2. Структура содержания образования. 17

2.3. Примеры структуры содержания образования. 18

2.4. Принципы и критерии отбора содержания образования. 21

Вопросы для самопроверки.. 23

ГЛАВА 3. ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. 24

3.1. Сущность феномена воспитания. 24

3.2. Сущность воспитания как педагогического явления. 25

3.3. Движущие силы воспитания. 26

3.4. Закономерности и принципы воспитания. 27

Вопросы для самопроверки.. 29

Глава 4. ТИПЫ, ВИДЫ И МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ. ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.. 30

4.1. Типы, виды и модели воспитания. 30

4.2. Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях. 32

4.3. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания. 33

Вопросы для самопроверки.. 35

Глава 5. ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. 36

5.1. Обучение: сущность и функции.. 36

5.2. Структура содержания обучения. 37

5.3. Методологическая и психологическая основы процесса обучения. Логико-психологическая структура процесса обучения. 38

5.4. Закономерности процесса обучения. 41

5.5. Диалектика процесса обучения. Мотивы и познавательный интерес как основа процесса обучения. 43

Вопросы для самопроверки.. 45

Глава 6. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.. 46

6.1. Сущность понятия «педагогический процесс». 46

6.2. Педагогический процесс как система. 47

6.3. Закономерности педагогического процесса. 49

6.4. Движущие силы развития педагогического процесса. 51

6.5. Педагогический процесс как педагогическое взаимодействие. 53

Вопросы для самопроверки.. 55

Глава 7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ.. 56

7.1. Педагогические цели, их особенности и функции.. 56

7.2. Структура цели.. 57

7.3. Методика целеполагания в педагогической деятельности.. 57

7.4. Основные группы педагогических целей.. 60

7.5. Современные цели образования и воспитания. 62

Вопросы для самопроверки.. 62

Глава 8. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ.. 64

8.1. Понятие педагогической инновации.. 64

8.2. Основные направления педагогических инноваций в деятельности педагогической системы. Объекты инноваций в образовательном пространстве 64

8.3. Гуманистическая педагогика как важнейшее инновационное направление в развитии педагогической теории.. 67

8.4. Классификация нововведений. Источники нововведений.. 69

8.5. Инновации в высшей школе. 70

Вопросы для самопроверки.. 71

Глава 9. ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. АВТОРСКАЯ ШКОЛА. ТИПОЛОГИЯ АВТОРСКИХ ШКОЛ.. 72

9.1. Признаки инновационности образовательного учреждения. 72

9.2. Понятие авторской школы.. 73

9.3. Типология авторских школ. 76

Вопросы для самопроверки.. 82

Глава 10. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.. 83

10.1. Актуальность педагогического проектирования в современных условиях 83

10.2. История развития теории и практики педагогического проектирования 84

10.3. Соотношение понятий «планирование» и «проектирование». 85

10.4. Технологичный педагогический процесс. 86

10.5. Основные этапы педагогического проектирования. 87

10.6. Объекты педагогического проектирования. 88

Вопросы для самопроверки.. 90

Глава 11. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ.. 91

11.1. Сущность понятия «управление». 91

11.2. Общие принципы управления педагогическими системами.. 92

11.3. Образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. 96

Вопросы для самопроверки.. 98

Глава 12. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ... 99

12.1. Система образования России. Понятие о непрерывном образовании 99

12.2. Государственный характер управления образованием. Органы управления образованием.. 101

12.3. Государственно-общественный характер управления системой образования 103

Вопросы для самопроверки.. 104

ГЛАВА 13. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ГЕНЕЗИС И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 105

13.1. Понятие профессионального образования. 105

13.2. Содержание профессионального образования. 107

13.3. Начальное профессиональное образование как социально-педагогическая система. 110

13.4. Высшее рабочее образование. 111

13.5. История и этапы становления профессионального образования в России 114

Вопросы для самопроверки.. 117

Глава 14. CИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.. 118

14.1. Общая характеристика системы профессионального образования России 118

14.2. Современные требования к подготовке кадров в системе профессионального образования. 122

14.3. Современные тенденции и направления развития профессионального образования. 125

Вопросы для самопроверки.. 129

Глава 15. ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 130

15.1. Система начального профессионального образования и современные проблемы воспитания. 130

15.2. Социальный состав учащихся учреждений НПО.. 133

15.3. Особенности выбора профессии, отношение к образованию учащихся системы НПО.. 135

15.4. Идеологические ориентации современной молодежи.. 137

15.5. Новые принципы воспитания в системе НПО.. 138

Вопросы для самопроверки.. 142

Заключение. 143

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие «Общая и профессиональная педагогика» направлено на формирование общепедагогического и профессионально-педагогического знания, которое составляет основу профессиональной культуры будущих специалистов – педагогов профессионального обучения.

Логика изложения материала соответствует лекционному курсу дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». При этом в учебном пособии нашли отражение те вопросы, которые либо недостаточно освещены в учебной литературе, либо вызывают трудности в процессе освоения студентами, либо характеризуются неоднозначностью толкования. Особое внимание уделено теории целостного педагогического процесса и ее воплощению в реализации воспитания и обучения. Рассмотрены актуальные проблемы становления личности, развитие процессов педагогической действительности, а также психологические, философские аспекты в изучении педагогических явлений.

На страницах учебного пособия достаточно полно изложены такие вопросы, как структура содержания общего и профессионального образования, инновационные процессы в образовании, философско-психологические аспекты воспитания и обучения, основы педагогического проектирования, актуальные проблемы воспитания в учреждении начального профессионального образования.

Рассмотрение тенденций современного развития общего и профессионального образования, целей воспитания и обучения, соответствующих современной парадигме образования, особенностей их реализации в образовательной практике должно помочь будущему специалисту профессионального обучения адаптироваться в поле его педагогической деятельности.

Настоящее пособие раскрывает пути и средства реализации современных концепций профессионального образования, способствует формированию активной творческой личности, становлению стойкой ценностно ориентированной позиции в разнообразных аспектах жизни и профессиональной деятельности будущих специалистов.

В приложении к пособию приведены темы рефератов, курсовых и дипломных работ. Предложенные темы охватывают широкий круг вопросов воспитания, обучения, организации педагогического процесса в учреждениях общего и профессионального образования.

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУЧНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ

Педагогика как наука

С ранних этапов развития цивилизации человечество интересуют вопросы самосохранения личности, воспроизводства общества, совершенствования жизни человека него самосовершенствования. Вот почему уже в самых первых философских системах обсуждаются проблемы ценности знания, мудрости, передачи опыта поколений.

Вопрос передачи социального опыта от старших поколений младшим в разные исторические эпохи решался по-разному. Как следует передавать опыт трудовой деятельности, опыт эстетического восприятия действительности, опыт познания? В чем сущность воспитания? Как сформировать основы нравственного поведения личности? Как организовать обучение? В чем заключаются условия развития человека? Поиск ответов на эти вопросы привел к возникновению науки педагогики.

Сегодня педагогика находит ответы не только на эти вопросы. Многие исследователи ставят в центр педагогики ценностное отношение к образованию, которое рассматривается как «непрерывное восхождение к ценностям культуры» (С. И. Гессен). И мы не можем не согласиться с тем, что это одно из важнейших условий развития личности.

Педагогика как наука имеет свой объект и предмет исследования.

Объект исследования педагогики – это условия развития человека.

Предметом исследования педагогики является целенаправленное взаимодействие, входе которого передается социальный опыт. Это взаимодействие – педагогический процесс.

На основании сказанного можно дать следующее определение понятия «педагогика». Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни (С. А. Смирнов)

Сегодня идет активная разработка философских аспектов педагогики. В философском аспекте можно рассматривать воспитание и образование, их принципы, ценности с позиций аксиологии, гносеологии, онтологии, антропологии, культурологии как взаимодействие общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.

Наши рекомендации