Раздел I. ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ НЕОБЫЧНЫХ УРОКОВ
1. НА «ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ» - РАССЧИТАЙСЬ!
«Привычка - это вторая натура», гласит древняя мудрость. Слово «натура» издревле понималось в двух значениях: как природа и как человеческая сущность. Сегодня этот афоризм приобретает и не совсем явный смысл: привычка - это вторая основа человеческой личности. Сокровища мудрости, научно оформленные в энциклопедиях, уточняют: «вторая природа» - это созданные самим человеком условия его существования1. Следовательно, «первая натура» - это все, что от природы девственной, а вторая - это все, что взято от природы, преобразованной человеком. Однако не все так просто. Если следовать этой, достаточно механистической логике, человек, как по второй, так и по первой натуре - существо природное, т.е. производное от растительного и животного мира. Получается масло масляное, а в средоточии мудрости, афоризмах, так не бывает. Наоборот, внашей мудрости подчеркивается вторичность привычки, значит, «природосообразность» человека - вторична.
В связи с этим вполне очевидным фактом, позволим предположить, что человек по своей натуре - не только природен (не только животное), но, прежде всего - человечен. Человеческое в человеке - это и есть его «первая натура». Первичное, человеческое - душа, сознание, интуиция, смысл и т.д. - и вытекают из животной природы и одновременно противостоят ей. В том-то и оказывается беда человека: существо он природное, но одухотворенное, аруководствуется не душевными потребностями, а живот ными, второй натурой, а не первой! И на эту «вторую натуру» работает вся мощь традиционного образования.
Привычка, продолжают энциклопедисты, - это сложившийся способ поведения,осуществление которого в определенной ситуации обретает для индивида характер потребности.Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера, приобретать черты автоматизма. Привычки воплощают способность живых существ сохранять и более или менее легко воспроизводить ранее приобретенные изменения. Умственная привычка обусловливается повторяющимися ассоциациями; нравственная - повторяющимися действиями. Привычные действия становятся бессознательными исовершаются тем легче, чем меньше мы о них думаем.
То есть, поведение (теперь поясняют психологи) - это не только взаимодействие человека с окружающей средой, опосредствованное его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, проявляемое в труде иобщении, имеющее природные и социальные предпосылки2. Это еще и цепь привычек.
А вот от того, каким образом привычки были выработаны, т.е., откуда и в результате каких внешних воздействий или взаимодействий они появились, зависит качество поведения. Значит, есть разные уроки, благодаря которым вырабатываются разные потребности и привычки поведения: относиться к знаниям с познавательной активностью, заинтересованно, потребительски, поверхностно, безразлично й т.д. Но в каждом из этих типов отношений проявляются разные привычки: вести себя как окультуренное животное, либо привычка вести себя как культурный человек.
Можно ли на уроке обойтись без привычки быть аккуратным, требовательным к себе, вдумчивым, рассудительным, исполнительным учеником? Любой учитель скажет:
__________________________
1 Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 2001. С. 1251
2 Психология. Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. С. 276
обойтись нельзя, но многие дети - обходятся. Вместо желанной привычки смотреть в книгу, на доску и тетрадь многие ученики вырабатывают привычки смотреть в окно, на соседа, в журнальчик на коленках. Но ответственные учителя уверены: это они недоработали, были недостаточно требовательны, излишне добры, не смогли приучить, сформировать привычки правильного поведения.
Ошибаетесь, коллеги. Это не Вы недостарались, а Вас односторонне и недобросовестно подготовили.- У Ваших учеников отзывается именно та натура, к которой Вы и обращаетесь, та самая, вторая. Если на уроке руководствоваться второй (привычной, животной) натурой, что и происходит в традиционном образовании благодаря фундаментальной разработке положений ассоциативно-рефлек-торной концепции1, для развития первой привычки (человеческой, духовной), необычной, но главной для человека - места не остается.
В рамках этой главной концепции традиционного образования, созданной на основе экспериментов над животными, рядом с привычкой рассматривается феномен привыкания.
Привыкание - это результат негативного обучения, эффект которого состоит в отсутствии реакции на определенный стимул. В самом общем виде привыкание сводится к постепенному уменьшению реакции в ходе повторений стимула. От утомления и истощения привыкание отличается тем, что реакцию можно вызвать снова простым изменением стимула.
Измените стимул, требуют ученые-физиологи от ученых-педагогов, сделайте его жестче, заманчивее, регулярнее. Ученые-педагоги сделали, и школа превратилась в некую помесь цирка с казармой.
Наиболее отчетливо привыкание проявляется в системе ориентировочного рефлекса. А это - уже основа для самой продвинутой теории развивающего обучения – поэтапного формирования умственных действий (ориентировочная основа выполнения действий). Ориентировочный рефлекс, объясняют психофизиологи, это сложная реакция животных и человека на новизну стимула,названная И.П. Павловым рефлексом «что такое?».
Даже в рамках этой теории приоритетным признается биологический, а не психологический либо педагогический смысл ориентировочного рефлекса - создание условий для лучшего восприятия раздражителя. Даже здесь признается необходимость нового, которое далеко не всегда бывает обычным.
В качестве возбудителей ориентировочного рефлекса помимо новизны стимула выделяют такие его свойства, как изменение стимула, его сложность, двусмысленность, удивительность. Да вот беда, по мере повторения нового стимула, вызывающего ориентировочный рефлекс, происходит его ослабление, угасание.
Оказывается, что крылатое ныне выражение «нашему удивлению (изумлению) нет предела» не только не справедливо, но и опасно. Есть предел, и очень неприятный. Привыкание к «интересненькому» на уроке чревато не только потерей познавательного интереса, но еще и провокацией истощения нервной системы. Следовательно, стимул к познавательному интересу (не говоря уже о более высокой его форме - познавательной активности) должен быть совсем другим. А уж то, что он должен серьезно отличаться от раздражителей биологических - очевидно даже исходя из положений психофизиологии животных.
________________________
1 См.: «Парадоксы главной концепции» / Современный урок. Ч. I. С. 102-111.
ОБЫЧНОЕ И НЕОБЫЧНОЕ
На самом деле, без обращения к необычному на уроке по существу, а не по форме, мы готовим не активную и творческую личность, а пассивного и инфантильного потребителя, привыкающего впроцессе такого обучения к тому, что учителя обязаны давать ему знания, развлекая, увеселяя и приплясывая у доски. Наши выпускники входят в жизнь после такого обучения с твердой уверенностью, что и в дальнейшем все будет также весело, увлекательно и главное - беззаботно. Но жизнь-то стала другой, в ней никому ничего не дается просто так. В реальной жизни всего надо добиваться самому, не теряя при этом человеческого достоинства. И учителя все это прекрасно понимают, но действуют так, как рекомендует наука.
Самое время обратиться к более глубоким основам обычного и необычного, как бесспорных стимулов познавательного интереса и творческой активности на уроке.
Смысл обычного в русском языке многозначен: словари относят сюда понятия обыденного, распространенного, общепринятого, обыкновенного, заурядного, рядового, дюжинного, ординарного. Как видим, направленность синонимов - весьма нейтральна. Есть в них ипозитивные значения: обычный - это нормальный и даже -постоянный. Поэтому можно сказать, что обычный урок -это хорошо, как проверенный временем залог нормального и стабильного познания для нормальной и стабильной жизни.
Но понятия нормы и постоянства у нас весьма оригинальны: в цивилизованных сообществах залогом стабильности является каждый гражданин, т.е. нормальная жизнь всего общества обеспечивается снизу, усилиями отдельного человека. Государство гарантирует соблюдение прав своих граждан на реализацию их возможностей. У нас государство дает те же гарантии, но общественные надежды другие: большинство понимает государство как некое учреждение, которое должно обеспечивать безбедное существование каждого.
Все проблемы нашего удивительного российского общества сошлись сегодня в одной критической точке - современной школе. От нее все еще зависит, куда повернет наше медленно запрягающее, но быстро едущее общество. Именно здесь, на уроке, идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию
себя и продвижению к благополучию - как своему, так и всего общества.
Все это - обычные уроки нашей повседневной жизни. Ведь урок - это не только "основная форма организации учебного процесса". Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе.
Одна из особенностей российского сознания такова, что вотличие от всех других народов, мы быстро привыкаем к необычному. Причем делаем это (как и все остальное) очень своеобразно. Существует два способа привыкания: трудный и легкий. Трудныйдиктуется необходимостью глубоко и основательно проникнуть в существо необычного стем, чтобы максимально использовать его положительные стороны в своем опыте. Легкийспособ тоже связан снеобходимостью, но совсем другого рода. Это необходимость мимикрии, т.е. способности принимать защитную окраску, подражать окружающей среде, сливаться с нею. В животном мире способствует сохранению особи в борьбе за существование. В мире человеческом способствует тому же, но, как и в животном - до определенного времени.
Путь мимикрии - это путь образования, которое готовит как бы личность, как бы активную икак бы творческую. Это путь приспособления не самых лучших, но привычных традиций образования к необычным ценностям новых требований жизни. На этом пути нет необходимости изменять что-либо существенно: вносить изменения в содержание знаний, ненасильственно менять отношение к ним учеников, устанавливать новые отношения между учителем иучениками. Здесь достаточно раскрасить урок развлекалками, веселилками-страшилками и т.д.
Положительные синонимы "необычного" в русском языке представлены скромнее, чем его антипода обычного: чудной, странный, экзотический, диковинный. Здесь уже появляется оттенок удивления, который в российском менталитете соседствует с ожиданием чуда, открытия тайны, благодаря которым только и возможно быстрое преображение, переход из грязи в князи. Вместе с тем, ожидание необычного, надежда на чудо - это одна из наиболее ярких характеристик российского общественного сознания.
Есть и еще один смысл необычного, который проявляется при сравнении с его антонимом - традицией. Оказывается, что противоположность традиции оценивается нашим языком, воплощающим ментальные особенности нации, весьма сурово. Необычный, всмысле нетрадиционный -это ненормальный, чудаковатый, идаже - умалишенный и противоестественный. В общем - опасный.
Тем не менее, оба смысла уживаются и сосуществуют - и благодаря традиции, и вопреки ей. Скорее всего, _в этом сказывается типично российская парадоксальность, как одна из наиболее привлекательных и одновременно отталкивающих национальных характеристик. Наличие парадоксальности внациональном характере - это уже необычно. Но именно это и позволяет утвердительно судить о возможности россиян не только мимикрировать к новым требованиям, но инаходить соответствующие им, необычные решения сложных вопросов. И в первую очередь - вопросов образовательных.
Что же из обычно-традиционного урока мешает его превращению в необычно-альтернативный и для чего это превращение необходимо? Основные "тормоза" - это трансляция знаний от учителя к ученику ипредельная закрытость этих знаний.
Современная педагогическая наука также не однородна, как иведомая ею школа. Открытия российских ученых-педагогов, разрабатывающих личностно ориентированное образование, позволяют прийти к следующим утверждениям.
Транслируемое знаниене выполняет роли средства, развивающего личность. Оно передается в закрытом, конечном иабсолютном виде, не предполагая, даже с подключением отдельных школ к сети Интернет, интеграцию различных способов освоения человеком мира. Среди этих способов - включение ученика в процесс добывания знаний, их "порождение заново".
Общая закрытостьучебной информации обеспечена традицией репродуктивного (воспроизводящего) образования. Такая традиция удобна, поскольку определяет необходимость рассмотрения любого, в том числе и гуманитарного знания с позиций привычного естественно - научного подхода. Он способствует сохранению знаний в памяти, но препятствует открытому познанию, технократизирует сознание, "зауживая" его на тех участках, которые транслируются как наиболее "правильное" и "выгодное" знание. Знание-запоминание оценивается гораздо выше знания-открытия и знания-понимания. И в школах, и в вузах приоритетным остается обращение к догматизированным моделям познания, а не к его ценностным и смысловым моделям. Это - обычная, несмотря на все более усложняющуюся маскировку, ориентация урока на подготовку исполнителя.
Чтобы не усложнять и без того сложное состояние понимания, расставим некоторые акценты. Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности и, соответственно, к ученикам.
Проще всего сделать это не сразу, а последовательно переходя к конкретным формам не совсем обычной деятельности обучения. Поэтому первая ступень перехода представлена в этой книге как не совсем обычные и совсем необычные уроки. Мы отказались от термина "нетрадиционный урок", потому что его широкое использование в методической литературе отличается от традиционной организации обучения только внешними, процессуальными средствами активизации познавательного интереса.
Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства - монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. Их смысл -требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д.
Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»:элементов проблемности, поисковых, исследовательских, эвристических и т.д. методов обучения. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Таких уроков сегодня насчитывается более ста типов, даже разработана их классификация.
Сегодня есть все основания утверждать, что такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес - это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся. Очевидным становится и то, что игнорировать этот этап нельзя, как нельзя и ограничиваться только им. Поэтому в этой книге мы предлагаем и различные варианты сценариев не совсем обычных и совсем необычных, уроков.