С чего начинается дорога к мастерству?
Трудность, неизменно встающая перед тренером, когда он наблюдает юношей и подростков, решивших записаться в секцию борьбы, состоит в оценке их потенциальных возможностей достичь того или иного результата в будущем. Тренер заведомо знает, что среди желающих заниматься борьбой одни покинут ковер после двух-трех занятий, другие — позже, и лишь единицы из нескольких десятков станут настоящими борцами. И, тем не менее, он должен отобрать наиболее подходящих. Но... по каким признакам «наиболее»?
Современный тренер, как правило, — специалист с высшим образованием, накопивший опыт соревновательной борьбы и педагогической работы, интересующийся, безусловно, научными разработками по самым различным аспектам подготовки высококвалифицированных спортсменов и, в частности, по проблемам отбора в первичную спортивную секцию. Он, естественно, знает широко распространенное среди теоретиков и методистов спорта мнение о том, что «... основными задачами первого этапа отбора (первичного отбора) являются определение пригодности детей и подростков к спортивному совершенствованию путем выявления их задатков, которые лежат в основе развития способностей и оценки степени двигательной активности» (В\П. Филин, [47]).
Существует множество различных мнений относительно не только первичных, но и других признаков, предопределяющих успешный путь к вершинам спортивного мастерства. Причем часто упоминается, что все эти признаки связаны между собой в некоторую единую систему.
Известный тренер по легкой атлетике Г.В. Коробков рассказывал, что, когда он знакомился с опытом работы коллег в Соединенных Штатах Америки, ему показали единственный вступительный экзамен при отборе в секцию американского футбола. Группу мальчиков (20— 25 чел) вывели на спортивное поле и каждому дали задание: завладеть мячом (не применяя заведомо недозволенных приемов) и как можно дольше владеть им, уклоняясь от преследователей. Некоторые тренеры были вооружены секундомерами, в подавляющем же большинстве — просто наблюдали за происходящим. По истечении какого-то отрезка времени по команде «Гоп!» вся процедура отбора заканчивалась. Тренерам было ясно, кто из кандидатов заполнит вакансии спортивного колледжа.
Какие признаки, характеризующие претендентов, интересовали американских специалистов? Ведь по каким-то качествам они успели оценить наиболее подходящие им кандидатуры. Такими качествами могли быть ловкость, сила, быстрота перемещения, экономичность движений и т.д. Оказалось, все гораздо проще — тренерам достаточно было оценить: кто дольше других владеет мячом. Дело в том, что американские тренеры ориентированы на выяснение самого существенного, самого главного для формирования спортсмена — насколько он «подогрет изнутри» целью добиться успеха и насколько ему помогают это осуществить его функциональные (наличные) возможности.
При поиске талантливого борца следует помнить две заповеди:
психическое в человеке сильней физического (иначе не было бы у нас Суворова);
превосходная развитость отдельного двигательного качества не является гарантом успеха на пути к спортивному мастерству.
В этой связи показателен опыт известного борца и тренера А.С. Карапетяна [15], который видел смысл отбора на начальном этапе, прежде всего в выявлении того, насколько мальчишка стремится попасть в секцию, какова его целеустремленность.
Когда мы говорим о цели, как правило, испытываем чувство, что говорим о чем-то незримом, почти абстрактном. Оперировать в спортивной педагогике такими «рычагами» управления, как цель, нам кажется несравненно сложней, чем управлять процессом «накачки» мышц.
Может быть, оно так и есть, но ведь нас интересуют истинные, а не ложные ориентиры на пути к мастерству. Поэтому анализ категории «цель» (и производных от нее: целеполагание, целеобразование, целеустремленность и т.д.), рассматриваемой в аспекте вопроса управления спортивным совершенствованием, представляет большой практический интерес.
Цель — это не что иное, как тот или иной результат, которого человек хочет достичь. Всякий результат характеризуется как минимум двумя переменными величинами: удаленностью во времени (можно хотеть достичь результата немедленно, через месяц, через год и т.д.) и субъективной значимостью (в достижении определенного результата человек видит либо удовлетворение второстепенной потребности, либо решение важной жизненной задачи, либо смысл жизни вообще).
Если подросток проходит стадию отбора по целеустремленности попасть в секцию борьбы, это только начало. Дело в том, что цель, в зависимости от планируемого времени ее реализации, является основой двух принципиально различных по психологической сущности видов жизненной активности. В одном случае цель овладения внешне эффектной техникой вольной борьбы связана с желанием завоевать определенный социальный статус среди ближайшего окружения (сверстников во дворе, школе); в другом — она может быть связана с длительной перспективой — желанием достичь такого совершенства в овладении техникой вольной борьбы, которое могло бы способствовать укреплению славы соотечественников на этом поприще.
В чем различие между этими двумя случаями? На этот вопрос отвечает современная психология. В первом случае, свидетельствует она, подросток озабочен отработкой определенного тактико-технического действия, которое необходимо ему для реализации целей, лежащих за пределами интересов самой спортивной секции, клуба, республики и т.д. Овладев технологическими знаниями и опытом, нужными для удовлетворения своих интересов, подросток с чистым сердцем покинет борцовскую секцию, считая, что поставленную перед собой задачу он выполнил; действие освоено, а где и при каких обстоятельствах он реализует его — пускай голова у тренера не болит. Но у тренера голова болит. Болит потому, что не ради этой цели он отобрал подростка в спортивную секцию, не ради первых, поверхностных знаний обучал его...
Второй случай не только более оптимистичен, но и естествен для спортивной школы вольной борьбы. Тренер объясняет ученику, что спорт в современном обществе несет в себе сложнейшие взаимоотношения между социальными, морально-этическими, политическими институтами, что успехи, достигнутые одним человеком, преобразуются в успехи нации, республики, государства в целом. Поэтому, если у начинающего борца есть надежда поставить перед собой наиболее высокую по социальному звучанию цель, его профессиональная ориентация приобретает более прочную основу.
Существенным в данном вопросе является и то обстоятельство, что тренер обладает возможностью направленно влиять на процесс формирования целей. Педагогические средства здесь могут быть самыми различными. Большой опыт в этом отношении был накоплен известным советским педагогом А.С. Макаренко и изложен в его трудах как теория игры перспективных линий. Автор выделяет 3 перспективы в работе с подростками: ближайшую, среднюю и далекую. Их одновременное осознание создает гарантированную основу устойчивой профессиональной ориентации.
В приложении к задачам овладения вольной борьбой игра перспективных линий может строиться следующим образом: победа над сверстниками по секции должна открывать возможность испробовать свои силы на региональных, городских соревнованиях; в дальнейшем — быть зачисленным в сборную команду республики. Опираясь на богатые традиции вольной борьбы в нашей стране, на правильную организацию соревнований, на средства массовой информации, на разъяснительную работу относительно социальных функций большого спорта, тренер формирует в сознании ученика целевую установку, на основании которой осуществляется педагогическое управление процессом овладения опытом соревновательного противоборства, т.е. овладения спортивной профессией борца. Об этом важнейшем механизме профессиональной ориентации тренер должен помнить с первых часов общения с подростком, так как путь к мастерству начинается с момента его самого первого выхода на ковер.
Еще одним камнем преткновения для овладения спортивным мастерством является педагогическая проблема опытного определения, критической оценки и функционального развития способностей подростка. Здесь изначально следует разобраться в том, что такое способности: нечто данное от природы или формируемое в процессе жизни, в зависимости от окружающей среды? Уже из этого вопроса видно, что, во-первых, нельзя рассматривать способности вне их развития, во-вторых, следует выяснить, чем они детерминированы. По поводу первого известный психолог С.Л. Рубинштейн [36] писал, что развитие человека в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками — и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека — это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений. Одним словом, развитие способностей не следует сводить к научению. Это говорит о том, что способности нельзя понимать упрощенно. Что касается детерминации способностей, то на нее, как правило, смотрят по-разному. Можно выделить три точки зрения. Согласно первой, способности даются человеку от рождения. Несостоятельность ее очевидна, так как она имеет явно идеалистическое происхождение, поскольку игнорирует влияние окружающей действительности. Невольными сторонниками этой позиции становятся те тренеры, которые считают, что главное — найти талант, а далее он сам себя проявит. Другую крайнюю позицию занимают специалисты, считающие, что способности возникают под влиянием только внешних воздействий. Не часто, но иногда приходится слышать от молодых тренеров, что они могут подготовить хорошего борца из любого мальчишки, лишь бы были условия. За этой уверенностью в своих силах, что в общем-то похвально, проглядываются контуры теоретической позиции второго вида.
Наиболее продуктивной, по-видимому, является точка зрения, рассматривающая взаимосвязь внутренних и внешних условий как исходный момент развития способностей. «Неверно всякое рассуждение,— писал С.Л. Рубинштейн,— которое не выходит за пределы альтернативы: либо все изнутри, либо все извне — всякое рассуждение, которое не соотносит определенным образом внешнее и внутреннее. Ничто не развивается чисто имманентно, только изнутри, безотносительно к чему-либо внешнему, но ничто не входит в процесс развития извне, без всяких внутренних к тому условий.
Освоение человеком определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень умственного развития, развития умственных способностей; в свою очередь, оно ведет к созданию внутренних условий для усвоения знаний и способов действия более высокого порядка. Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которая представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Способности человека — внутренние условия его развития, которые, как и прочие внутренние условия, формируются под воздействием внешних — в процессе взаимодействия человека с внешним миром».
Каковы же состав и структура способностей? В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции, посредством которых эта деятельность осуществляется. Нельзя определить способность к борьбе, пока индивид не обладает системой выработанных практикой способов ведения борьбы. Но ядро способностей составляют не усвоенные им автоматизированные операции, а те психические процессы, посредством которых эти операции регулируются, а также качество этих процессов. Применительно к борьбе речь идет о чувствительности анализаторных систем, межмышечной координации и т.п.
Итак, можно говорить о двух компонентах способности: внешнем (операции и действия) и внутреннем (психические процессы регуляции). Это строение способностей предопределяет и трудности, с которыми мы сталкиваемся на практике при их выявлении. Зачастую за более способного можно принять того, у кого первый компонент развит лучше. Он лучше усвоил способы деятельности, и это приводит к более продуктивному ее осуществлению. Однако мы не знаем, каково у этого человека качество процессов регуляции операциями и действиями. В дальнейшем ошибка выяснится, но .может быть слишком поздно, поскольку тот, кого мы недооценили, уже прекратил занятия спортом, а на того, которого переоценили, впустую затрачены были время и силы.
В связи с изложенным в настоящем разделе и с учетом трудностей выявления истинных способностей наиболее целесообразным при наборе в группы начальной подготовки будет следующее. Необходимо, по возможности, брать в них всех желающих. Однако процедура зачисления должна сопровождаться применением простейших тестов на выявление целеустремленности и желания попасть в секцию. Тем же, кто из-за слабой физической подготовленности не может выполнить исходных нормативов, следует дать индивидуальное задание на дом, чтобы не упустить истинный, но пока скрытый от глаз талант.
3.2. Структура и содержание тренировочного процесса
Путь к высшему мастерству в борьбе, как и в любом виде спорта, начинается со специфического процесса, который получил название «тренировка».
Как правило, тренировка в различных видах спортивной деятельности имеет свои особые направленность, принципы и средства. Если сопоставить умозрительно общее содержание тренировочного процесса в борьбе и фигурном катании на коньках, тяжелой атлетике и шахматах, сразу станет понятным их разительное несходство между собой. Подобное несходство обнаруживается даже в нюансах, если они существенные, в тренировке борцов различных стилей: «вольников», «дзюдоистов», «самбистов» и др., хотя оно и не столь заметно, как между борьбой и, скажем, фигурным катанием на коньках.
Вместе с тем авторы научно-методической спортивной литературы едины в суждении о том, что тренировочный процесс во всех без исключения видах спорта состоит из двух основных разделов: общей функциональной подготовки и специализированной технико-тактической подготовки. Придерживаясь этого общего мнения, мы так и построим дальнейшее изложение.
Глава 4 содержит вопросы физической подготовки борцов; глава 5 посвящена технико-тактической подготовке и ее базовому варианту; глава 6 содержит программу базовой подготовки групп начального обучения; в главе 7 изложены узловые вопросы углубленного совершенствования и реализации индивидуальных возможностей спортсменов. Такое рассмотрение структуры и содержания учебно-тренировочного и воспитательного процесса в спортивной борьбе позволит охватить всю многолетнюю подготовку спортсменов, от новичков до мастеров спорта международного класса.
Глава 4.