Особой проблемой является выбор методов воспитания
Оптимальным путем воспитания называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели.
Что же должно учитываться при определении методов воспитания?
Прежде всего, педагог исходит из цели и актуальных задач воспитания. Именно они определяют, какова должна быть совокупность методов для их решения. Необходимо учитывать:
· возрастные особенности школьников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста школьников.
· индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развивать свои способности, сохранить свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».
· Методы существенно зависят от социального окружения ученика, от группы, в которую он входит, уровня ее сплоченности, от норм отношений, складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка.
· уровень квалификации педагогов. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил.
И, конечно, выбирая методы, воспитатель должен быть уверен в успехе их применения. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет использование метода.
14.
Общественное образование готовит ребенка к жизни в нынешнем сложно устроенном и быстро меняющемся мире. Развивают творческие навыки, расширяют кругозор и мышление, укрепляют здоровье и физические способности наших детей:
· кружки;
· секции;
· курсы;
· студии и др.
Знания и навыки, которые усваивает ребенок, так обширны, что родитель попросту не в силах выступить еще и учителем, освоить с детьми на дому полный объем нужного материала. Труд школьного учителя и воспитателя детского сада является дополнительным к домашнему обучению и воспитанию.
В целом педагогический процесс нацелен на то, чтобы развить в ребенке те качества, которые сделают его сильной творческой личностью, способной уверенно чувствовать себя в условиях современной жизни, освободят его от возможных конфликтов или неверных путей.
Образование и педагогический процесс должны быть не просто «обязаловкой», но частью жизни обучающегося.
Образование существует не просто для того, чтобы жить: оно необходимо для жизни, для более полной жизни, более значимой жизни. Ничего плохого, если образование также нужно для получения более выгодной работы, но образованный человек должен осознавать, что существование – ещё не всё, выгодная работа – ещё не всё. Образование – это честь для человека, это его скрытое богатство. Оно дарует процветание и славу. Это учитель учителей. В заграничных поездках образование является надёжной опорой человека. Оно гарантирует уважение власти больше, чем богатство.
Образование является основой для ведения целеустремлённой жизни в этом физическом мире, в сфере ума и в обществе. Оно снабжает человека ментальной силой и твёрдостью, чтобы смотреть в лицо жизненным проблемам. Оно помогает понять мириады различных проявлений в природе. Только в том случае, если человек понимает силу своего разума, он может признать родство этого мира и общества. Истинное образование должно дать возможность человеку осознать, что человечество – одна семья. Оно должно помочь человеку почувствовать объединяющие силы общества.
15. Категориально-понятийный аппарат педагогики.
Категории педагогики: ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ..
Образование - это специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта учащихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение учащимися определенного уровня образованности. Образование - процесс развития личности, обогащения ее индивидуального опыта, взаимодействия опыта социального и индивидуального, процесс раскрытия творческих возможностей личности.
Воспитание есть исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие. Обучение есть механизм не только образования, но и воспитания, и в целом - педагогической деятельности.
Развитие - процесс последовательных, прогрессивных, внутренних и внешних изменений, которые характеризуются переходом от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.
Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Язык педагогики. Сложность заключается в том, что педагогика до сих пор не имеет единого, общепризнанного языка изложения своих результатов. Одно и то же понятие в педагогике может иметь (и, как правило, имеет) до трех десятков определений. Это связано с тем, что разные исследователи изучают педагогическую реальность исходя из разных философских оснований, под разными углами зрения (аспектами).