Функции социальной педагогики
История развития социальной педагогики в России.
Социальная педагогика– это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и
социального обучения подрастающего поколения в организациях, специально для этого созданных (А.В. Мудрик).
Социальная педагогика является междисциплинарной областью исследования: она рождается из педагогики, использует не только педагогические методы и средства, но и психологические, социологические, медицинские, опирается на исследования других наук.
Помимо этого соц педагогика разрабатывает свои теории, средства, технологии. В1991 г. в России был официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика социального педагога, а также внёсены соответствующие пополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Тем самым юридически и практически были заложены основы новой профессии.
Время | Наука (теория) | Практика |
Первая половина XVIII в. | Созданы экспериментальные социологические учреждения (Бецкого И.И.) | |
Вторая половина XIX в. | Первые публикации К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого о влиянии окружающей среды на развитие ребенка | Яснополянская школа Л.Н. Толстого. Земские демократические инновации в социальном презрении и образования; массовая благотворительность. |
Начало XX в. До 1917 г. | 1911 г. Пауль Наторп вводит понятие «социальная педагогика» Лесгафт Петр Францович рассматривал влияние семьи на развитие ребенка. Вахтерев В.П., Каптерев – идея свободной школы от государства и церкви, воспитывая детей руководствоваться общечеловеческими ценностями, а не сословными и политическими задачами Зеньковский В.В. | Создаются экспериментальные социально-педагогические учреждения Вентцеля К.Н., Шацкого С.Т. Первые общественные объединения. |
20-е годы XX века | Соц.-пед. концепция Шацкого; Концепция коммунистич. воспитания (Ленин и Крупская); Педагогика среды Крупениной М.В. и Шульгина В.Н.; Разработана теория отмирания школы, как института социального воспитания и провозглашения идея свободного воспитания. | Инновационные социально-педагогические учреждения. А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского. Создание детских организаций |
30-е годы XX в. До 1985 г. | Объявление соц.педагогики буржуазной наукой; Выраженный школоцентризм; Теория коммунистического воспитания. | Реализация программ по созданию пионерской и комсомольской организации; Группы продленного дня; Педагогический контроль за средовыми факторами социализации. |
1985-1989 гг. | Коммунарская методика (Иванов) Педагогика сотрудничества. | Создаются первые социально-педагогические комплексы. Авторские школы. Педагоги-новаторы. |
1989-1991 гг. | Создается временный научно-исследовательский коллектив ВНИК «Школа-микрорайон». Был создан как учебный научно-исследовательский центр социальной педагогики и социальной работы. Были объединены усилия представителей науки. Практики, исследователей в области педагогики, психологии, медицины и права, экономики, спорта, культуры. | Широкомасштабный социально-педагогический эксперимент. Создано 110 региональных экспериментальных научно-практических площадок. Результат – введение должности «социальный педагог». |
1991-1999 гг. | Создание центра социальной педагогики РАО. С 1992 года открываются кафедры социальной педагогики в пед.ВУЗах. | Введение специализации «Социальный педагог» в институтах России. Развитие соц.-пед. служб разной ведомственной направленности; инновационные социальные учреждения (соц.приют, реабилитационные центры и т.д.), новые детские и молодежные общественные объединения, которые призваны помочь детям адаптироваться к условиям общества. |
Социальная педагогика в системе наук о человеке. Предмет, объект социальной педагогики. Основные функции социальной педагогики.
Социальная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения подрастающего поколения в организациях, специально для этого созданных (А.В. Мудрик).
1. Объект социальной педагогики – это процесс развития человека в социуме на основе всей совокупности его социальных взаимодействий и самовоздействия.
2. Предмет социальной педагогики – это процесс социально контролируемой социализации личности, т.е социальное воспитание человеком.
Функции социальной педагогики.
1. Теоретико-познавательная. Формулирование и определение задач науки педагогической практики. Выявление закономерностей социально-педагогических процессов и явлений. Определение принципов социальной педагогической деятельности. Объяснение социально-педагогических фактов. Обобщение передового социально-педагогического опыта. Разработка методологии и методов социально-педагогического исследования.
2. Прикладная. Разработка рекомендаций по организации социально-педагогической деятельности.
Задачи социальной педагогики, как науки.
1. Определение факторов социальной среды, влияющих на социальное развитие личности, её воспитание и социальную защищённость.
2. Изучение способов использования и умножение воспитательного потенциала социума.
3. Налаживание связи с различными институтами общества (государственными, религиозными, общественными, коммерческими), обеспечение открытости для сотрудничества этих институтов).
4. Поиск путей преобразования социально-педагогической действительности в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности личности, её успешной адаптации и интеграции в обществе.
5. Изучение и определение наиболее эффективных путей (технологии) оказания социально-педагогической и психологической помощи социально неблагополучным и социально незащищённым категориям людей.