Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российский государственный педагогический университет

Им. А. И. Герцена»

Институт педагогики и психологии

Социально-педагогическое консультирование

Социально-педагогическая диагностика

Студентки 4 курса 9СПП группы

заочной формы обучения

по направлению 050400.62 –

«Психолого-педагогическое образование»,

профиль «Психология и социальная педагогика»

Тимофеевой-Грабовской К.Д.

Преподаватель:Курагина Галина Салихьяновна

Санкт – Петербург 2015

Социально-педагогическая диагностика и консультирование

Мальчик 7 лет. Ходит в первый класс. Отказывается говорить на уроках (все время молчит). Учится успешно. Программу осваивает на ровне с классом.

Обратился за помощью к социальному педагогу классный руководитель.

Диагностика:

1) Проведена беседа с учеником: Ребенок, действительно не разговаривает. На вопросы не отвечает. Только кивает или матает головой. Спокоен. Не агрессивен.

2) Проведен сбор информации о семье: Семья полная, благополучная. Отец и мать оба работают. Семья обеспеченная. Условия быта достойные. Производят приятное впечатление.

3) Проведена беседа с родителями: Выражают искреннее негодование по поводу молчания собственного ребенка. Утверждают что дома, он контактный, и жизнерадостный. (действительно, по наблюдению дома, ребенок весел и охотно общается. На вопросы о школе отвечает: учитель по просила меня молчать и не говорить ей ничего, иначе два поставит, вот я и молчу! И буду молчать.).

4) Проведен опрос среди учеников в его классе: Плохих отзывов о мальчике нет. Отношение доминантно-положительное. ОДНАКО: О классном руководителе отзывы детей не приятные. Ее называют громкой, резкой, строгой.

5) Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

  • 4 – всегда;
  • 3 – почти всегда;
  • 2 – иногда;
  • 1 – очень редко;
  • 0 – никогда.
  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие,
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

Тест предназначен для диагностики сформированности нравственных представлений у младших школьников.

Учащихся просят привести примеры:

  • принципиального поступка;
  • зла, сделанного тебе другими;
  • доброго дела, свидетелем которого ты был;
  • справедливого поступка твоего знакомого;
  • безвольного поступка;
  • проявления безответственности и др.

Интерпретация результатов теста

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

  • 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
  • 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
  • 3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т.д.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002. С.102-103.

Тест на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности

Ребенку предлагается в тетради в крупную клетку нарисовать узор из геометрических фигур и условных знаков под диктовку взрослого, а затем продолжить по образцу. Вначале следует уточнить представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), показать, как надо рисовать их в тетради (фигуры по размеру вписываются в одну клетку, расстояние между фигурами в ряду одна клетка), и дают возможность потренироваться. Объясняют, что в узоры будут включены крестики «+» и палочки «!».

После этого объясняют задание: «Сейчас мы будем рисовать узор из геометрических фигур, крестиков и палочек. Я буду говорить, какую фигуру надо рисовать, а вы внимательно слушайте и рисуйте их одну за другой на одной строчке. Расстояние между фигурами – одна клетка. Внимание! Рисуйте узор…» Диктуется первый узор. «Теперь продолжите этот узор самостоятельно до конца строчки».

Образцы заданий:

  1. квадрат, +, круг, квадрат, +, круг, квадрат, +...
  2. треугольник, палочка, квадрат, палочка, треугольник, палочка, квадрат, палочка и т. д.
  3. +, +, круг, квадрат, +, +, круг, квадрат...

Таким образом, каждый узор, выполняемый ребенком, состоит из двух частей:

  1. узор, выполняемый по пошаговой инструкции взрослого;
  2. узор, выполняемый самостоятельно.

Каждая часть узора оценивается отдельно. Результаты выполнения трех заданий по первой части и по второй части складываются.

Оценка результатов

  • Узор полностью соответствует заданному – 2
  • Узор похож на заданный, но есть ошибки и пропуски элементов – 1
  • Задание не выполнено – 0

Выполнение узора по инструкции взрослого.

  • 5-6 баллов – у ребенка достаточно сформирован навык работы по инструкции взрослого, он способен внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания.
  • 3-4 балла – недостаточно хорошо. Необходимо выяснить, почему ребенок допустил ошибки: не принял задачу взрослого; не понял, что надо делать; не настроился на работу; не захотел выполнить задание.
  • 0-2 балла – низкий уровень. Дети не имеют опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеют навыка работы по пошаговой инструкции.

Самостоятельное продолжение узора позволяет определить уровень развития действий самоконтроля и самооценки, способности понимать задачу, поставленную педагогом и руководствоваться ею при самостоятельном выполнении задания. Дети 6-7 лет вторую часть задания чаще всего выполняют хуже, чем первую.

Результат

  • 4-6 баллов – хороший.
  • 1-2 балла – средний.
  • 0 баллов – низкий.

. Гипотеза: Авторитарность учителя испугала ученика. Нарушение процесса социализации

Консультирование: Тактично объяснить суть проблемы ребенка.

Провести подробную беседу-инструктаж с родителями, о технологиях воспитания и социализации детей дошкольного возраста.

Разъяснить особенности развития детей на данном возрастном этапе.

Наши рекомендации