Основные категории педагогики. Вопросы теории управления школой

Вопросы теории управления школой.

Управление внутришкольное- представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие учащихся целостного педагогического процесса.

Педагогический менсенжент – комплекс принципов методов, организационных форм, и приемов управления педагогическими системами, направленные на повышение эффективности их функций и развития.(это научно-организационное управление, со своеобразной иерархией.

Уровни:

1.управление деятельностью пед. коллектива

2.управление деятельностью учащихся.

«+» уважение, доверие к сотрудникам.

Одна из характеристик образовательной системы:

Переход от государственного к государственно-общественной системе управления.

Совет школы -общественный орган. Состав: 1/3 учителей, 1/3 родителей, 1/3 учащихся старших классов. Проводиться 1 раз в четверть.

Управленческий совет имеет большое полномочие

Попечительский совет

Педагогический совет в состав входят учителя.

Методический совет.

Ученический совет (ученический комитеты).

Есть частные общественные советы (религиозные советы) – мало помощи от министерства.

Разнообразие учебных заведений:

-колледжи

-профильные школы

-школы-интернаты

Общие принципы управления педагогическими системами.

1.демократизация и гуманизация управления педагогической системы. (демократизация: привлечение различных людей, свобода в решении многих вопросов).

2.системность и целостность управления- определяется цель (задача, план, распространение сил управления, выделение средств для реализации) управления педагогическими системами. Организуется работа с определением путей и сроком решение. Потом контроль и коррекция.

3.рационнальное сочетание децентрализации и централизации.

4.единство единоначалия и коллективности управления.

5.объективность и полнота информации педагогическими системами.

Педагогический анализ во внутришкольном управлении.

Одной из функций управления –явл. педагогич. анализ.

Виды анализа:

Параметрический (напр. на изучение ежедневную информацию о ходе и результате образоват. процесса. Наблюдение за успеваемостью, анализ уроков, дисциплин).

Тематический анализ (направлен на изучение более устойчивых повтор. зависимостей тенденций педагогич. процесса).

Итоговый анализ (охватывает значительные временные пространства и содержательные рамки. Проводится в конце четверти.

Основные объекты педагогического анализа:

Организационные формы обучения (лекции, семинары).

Внеклассные мероприятия

Итоги работы школы за учебный год.

Виды анализа урока:

Развернутый педагогич. анализ урока (предполагается детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого).

Краткий анализ урока (требует объектные изложения предложений и рекомбинаций)

Аспектный анализ (направлен на изучение какого-либо аспекта урока)

Анализ работы школы.

· Анализируется качество преподавателя

· Качество знаний, умений и навыков учащихся

· Уровень воспитанности школьников

· Состояние и качество методич. работы школы

· Эффективность работы с родителями и общественностью

· Состояние работы учащихся и педагогов. санитарно-гигиеническая культура.

· Результативность деятельности совета школы и пед.совета.

37. целеполагание и планирование, как функции управленией школы.

-это начало которое определяет общее направленное содержание, формы и методы работы.Проделанный анализ по работе школы. При постановке целей необходим ответ на следущие вопросы: каких изменений следует достичь в развитии учащихся; почему эти цели являются актуальными; чем обусловлена реальность целей. Виды планирования: перспективный план работы школы на 3-5 лет: план учебно-воспит. работы на год;руководство учебно воспитательным процессом; графический план организационный,методический и внеклассной работы на четверть; план-график внутришкольного контроля; планы обществ. организации.Требования1-четкий,краткий;2-план текстовый,графический,смешанный; 3-в школе должен быть календарный план) все мероприятия располагаются по четвертям неделям числам

основные категории педагогики

Процесс обучения-социально- организованный целенаправленый процесс взаимодействия учителя и учащегося направленный на фрмирование у учащигося системы знаний умений и навыков,развитие умственных сил,потенциальных возможностей, формирование мировоззрения. Воспитание-специально организованный,целенаправленный управляемый процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых направленный на формирование у воспитанников заданный качеств, убеждений, нравственных чувств и поведения.Образование-результат обучения, объём систематизированных знаний умений и навыков. Педагог. Процесс-совокупность последовательных действий учителя и учащихся с целью образования развития и формирование личности учащихся. Педагогическое взаимодействие-преднаправленный контакт учителя и учащихся следствиями которого являются взаимные изменения в их поведении,деятельности и отношениях.Социализация-усвоение человеком ценностей норм образцом поведения присущих данному обществу. Педагогич. Деятельность- разновидность проф-ой деятельности направленная на передачу социо ккульткрного опыта, по средствам воспитания и обучения. Педагогическая задача-условие и требование преобразований позновательной воспитывающей,специально- созданной или реальной ситуации.

5. методология в педагогике

Методология- учение о принципах , фрмах и процессах познания и преобразование педагогической действительности. Для учителя: знать методологию педагогики ,уметь применять педагогику в процессе решения педагогической проблемы.

Основные части методологической культуры: пректирование и конструирование учебного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методология рефлексии(учение анализов собственной научной деятельности)

Структкра методологического знания:

Философский уровень(общие принципы познания и категории науки в целом); общенаучный уровень(научные подходы принимаемые во многих науках ,например системный подход); конкретно научный уровень(совокупность методов,принципов исследования и процедур, принимаемых в той или иной специально научной дисциплине);технологический(методика и техника исследования)

Структура педагогического исследования:знакомство с проблемой исследование; выбор методологии( подходы для данного исследования); построение гипотизы для данного исследования; выбор методов исследования; организация и проведение преобразующего эксперимента; анализ интерпритации и оформление результов; выработка практических рекомендаций.

Учреждения

Образовательными являются учреждения осуществляющие образовательный процесс,т.е. реализующие одиу или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся воспитанников. Типы: дошкольные; общеобразовательные( начального общего, основного общего, среднего(полного) общего; учреждения начального профессионального и после вузовского профессионального образования; учреждение дополнительного образования взрослых; специальные(коррекционные) для обучающихся с отклоненим в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей(законных представителей); учреждения дополнительного образования детей ; другие учреждения осуществляющие образовательный процесс.

Наши рекомендации