Основные категории педагогики. Вопросы теории управления школой
Вопросы теории управления школой.
Управление внутришкольное- представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие учащихся целостного педагогического процесса.
Педагогический менсенжент – комплекс принципов методов, организационных форм, и приемов управления педагогическими системами, направленные на повышение эффективности их функций и развития.(это научно-организационное управление, со своеобразной иерархией.
Уровни:
1.управление деятельностью пед. коллектива
2.управление деятельностью учащихся.
«+» уважение, доверие к сотрудникам.
Одна из характеристик образовательной системы:
Переход от государственного к государственно-общественной системе управления.
Совет школы -общественный орган. Состав: 1/3 учителей, 1/3 родителей, 1/3 учащихся старших классов. Проводиться 1 раз в четверть.
Управленческий совет имеет большое полномочие
Попечительский совет
Педагогический совет в состав входят учителя.
Методический совет.
Ученический совет (ученический комитеты).
Есть частные общественные советы (религиозные советы) – мало помощи от министерства.
Разнообразие учебных заведений:
-колледжи
-профильные школы
-школы-интернаты
Общие принципы управления педагогическими системами.
1.демократизация и гуманизация управления педагогической системы. (демократизация: привлечение различных людей, свобода в решении многих вопросов).
2.системность и целостность управления- определяется цель (задача, план, распространение сил управления, выделение средств для реализации) управления педагогическими системами. Организуется работа с определением путей и сроком решение. Потом контроль и коррекция.
3.рационнальное сочетание децентрализации и централизации.
4.единство единоначалия и коллективности управления.
5.объективность и полнота информации педагогическими системами.
Педагогический анализ во внутришкольном управлении.
Одной из функций управления –явл. педагогич. анализ.
Виды анализа:
Параметрический (напр. на изучение ежедневную информацию о ходе и результате образоват. процесса. Наблюдение за успеваемостью, анализ уроков, дисциплин).
Тематический анализ (направлен на изучение более устойчивых повтор. зависимостей тенденций педагогич. процесса).
Итоговый анализ (охватывает значительные временные пространства и содержательные рамки. Проводится в конце четверти.
Основные объекты педагогического анализа:
Организационные формы обучения (лекции, семинары).
Внеклассные мероприятия
Итоги работы школы за учебный год.
Виды анализа урока:
Развернутый педагогич. анализ урока (предполагается детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого).
Краткий анализ урока (требует объектные изложения предложений и рекомбинаций)
Аспектный анализ (направлен на изучение какого-либо аспекта урока)
Анализ работы школы.
· Анализируется качество преподавателя
· Качество знаний, умений и навыков учащихся
· Уровень воспитанности школьников
· Состояние и качество методич. работы школы
· Эффективность работы с родителями и общественностью
· Состояние работы учащихся и педагогов. санитарно-гигиеническая культура.
· Результативность деятельности совета школы и пед.совета.
37. целеполагание и планирование, как функции управленией школы.
-это начало которое определяет общее направленное содержание, формы и методы работы.Проделанный анализ по работе школы. При постановке целей необходим ответ на следущие вопросы: каких изменений следует достичь в развитии учащихся; почему эти цели являются актуальными; чем обусловлена реальность целей. Виды планирования: перспективный план работы школы на 3-5 лет: план учебно-воспит. работы на год;руководство учебно воспитательным процессом; графический план организационный,методический и внеклассной работы на четверть; план-график внутришкольного контроля; планы обществ. организации.Требования1-четкий,краткий;2-план текстовый,графический,смешанный; 3-в школе должен быть календарный план) все мероприятия располагаются по четвертям неделям числам
основные категории педагогики
Процесс обучения-социально- организованный целенаправленый процесс взаимодействия учителя и учащегося направленный на фрмирование у учащигося системы знаний умений и навыков,развитие умственных сил,потенциальных возможностей, формирование мировоззрения. Воспитание-специально организованный,целенаправленный управляемый процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых направленный на формирование у воспитанников заданный качеств, убеждений, нравственных чувств и поведения.Образование-результат обучения, объём систематизированных знаний умений и навыков. Педагог. Процесс-совокупность последовательных действий учителя и учащихся с целью образования развития и формирование личности учащихся. Педагогическое взаимодействие-преднаправленный контакт учителя и учащихся следствиями которого являются взаимные изменения в их поведении,деятельности и отношениях.Социализация-усвоение человеком ценностей норм образцом поведения присущих данному обществу. Педагогич. Деятельность- разновидность проф-ой деятельности направленная на передачу социо ккульткрного опыта, по средствам воспитания и обучения. Педагогическая задача-условие и требование преобразований позновательной воспитывающей,специально- созданной или реальной ситуации.
5. методология в педагогике
Методология- учение о принципах , фрмах и процессах познания и преобразование педагогической действительности. Для учителя: знать методологию педагогики ,уметь применять педагогику в процессе решения педагогической проблемы.
Основные части методологической культуры: пректирование и конструирование учебного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методология рефлексии(учение анализов собственной научной деятельности)
Структкра методологического знания:
Философский уровень(общие принципы познания и категории науки в целом); общенаучный уровень(научные подходы принимаемые во многих науках ,например системный подход); конкретно научный уровень(совокупность методов,принципов исследования и процедур, принимаемых в той или иной специально научной дисциплине);технологический(методика и техника исследования)
Структура педагогического исследования:знакомство с проблемой исследование; выбор методологии( подходы для данного исследования); построение гипотизы для данного исследования; выбор методов исследования; организация и проведение преобразующего эксперимента; анализ интерпритации и оформление результов; выработка практических рекомендаций.
Учреждения
Образовательными являются учреждения осуществляющие образовательный процесс,т.е. реализующие одиу или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся воспитанников. Типы: дошкольные; общеобразовательные( начального общего, основного общего, среднего(полного) общего; учреждения начального профессионального и после вузовского профессионального образования; учреждение дополнительного образования взрослых; специальные(коррекционные) для обучающихся с отклоненим в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей(законных представителей); учреждения дополнительного образования детей ; другие учреждения осуществляющие образовательный процесс.