Требования к современному уроку
Урок как основная форма обучения с позиций современной дидактики должен отвечать целому ряду требований, которые принято структурировать по целому ряду параметров.
1. Внешняя организованность:
своевременное начало и окончание урока;
соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.
2. Внутренняя целенаправленность:
ясно сформулированные цели и задачи как всего урока, так и отдельных его этапов;
своевременное и четкое их доведение до сознания студентов;
отбор наиболее рациональных методов и средств обучения в строгом соответствии с поставленными целями, содержанием материала, особенностями класса, возможностями преподавателя.
3. Четкое построение:
целесообразное разделение урока на этапы, отобранные в соответствии с уровнем подготовленности студентов;
ясное представление учителем и учащимися характера и последовательности работы на каждом этапе урока;
логическая взаимосвязь в переходах от одного этапа урока к другому;
учет дидактических ценностей отдельных частей материала, распределение их в соответствии с динамикой работоспособности студентов на уроке;
целесообразная смена видов и форм работы.
4. Содержательная глубина:
выбор в изучаемом материале наиболее значимых для формирования личности разделов и тем;
четкое понимание учителем развивающего, обучающего, воспитывающего потенциала отобранного материала;
опора на сознательное усвоение материала на основе познавательного интереса студентов;
четкое выделение наиболее существенного материала, качественная его проработка и прочное закрепление в обобщениях, итогах и выводах.
5. Создание благоприятного микроклимата:
осуществление индивидуального н дифференцированного подхода к студентам на основе учета различий в мышлении, внимании, памяти, темпераменте, способностях и т. д.;
совместное творческое взаимодействие преподавателя и студентов, а также студентов между собой;
создание ситуации удовлетворенности успехами в обучении;
объективность в оценке знаний, умений и навыков.
6. Интенсификация и оптимизация деятельности:
насыщенность урока разнообразными и результативными учебно-познавательными действиями;
рациональное использование каждой минуты урока;
отсутствие перегруженности на уроке, сокращение объема домашнего задания;
своевременное и рациональное использование ТСО и возможностей кабинетной системы.
7. Высокая результативность:
осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;
актуализация опорных знаний, умений н навыков при переходе к новому материалу;
нацеленность на максимально высокие результаты, которые можно достичь в данном классе.
Анализ урока
Проверка того, насколько урок отвечает современным требованиям, осуществляется в ходе его анализа - процедуре мысленного разложения урока на составные части с целью выявления его достоинств и недостатков. Процесс анализа урока очень сложен, поскольку содержит объективные и субъективные трудности.
Объективные трудности анализа урока вызваны тем, что:
урок - явление неоднозначное и противоречивое, поскольку в процессе анализа фиксируется лишь внешняя его сторона (кто делал? что делал?), в то время как гораздо важнее сторона внутренняя (как делали? зачем делали? как к этому относились?);
деятельность преподавателя на уроке зависит от многих факторов (замысла, настроения, самочувствия, взаимоотношений с классом), а это трудно понять стороннему наблюдателю;
урок краток по времени, но многофункционален по своему назначению, поэтому невозможно провести урок, отвечающий сразу всем педагогическим требованиям.
Субъективные трудности анализа урока определяются личностными особенностями проверяющих и зависят от их умения или неумения мыслить абстрактно и объективно оценивать:
проверяющий мысленно ставит себя на место преподавателя, оценивает не увиденный, а воображаемый урок, беря за основу тезис:
"Я бы провел этот урок иначе...";
чаще всего урок оценивается не как целостное единство, а с каких-то определенных позиций (использование ТСО, наглядности, проблемности и т.д.), что искажает реальную картину;
но одному уроку, выхваченному из контекста деятельности преподавателя, нельзя составить законченное представление о его работе в целом.
Таким образом, учитывая объективные и субъективные трудности, мы выдвигаем следующие требования к анализу урока:
1) высокая теоретическая подготовленность проверяющего, свободное владение понятийным, категориальным аппаратом;
2) знание предыстории работы преподавателя с данным классом, знакомство с его замыслом и задачами на данный урок;
3) оценка каждой детали урока через призму конечного результата, анализ с этих позиций целесообразности применения различных приемов и средств;
4) выявление причин той или иной особенности в деятельности преподавателя, а не констатация фактов;
5) применение деятельностного подхода к анализу, суть которого в ответе на вопросы: "Что делали? Почему так делали? Как к этому относились? Что это дало?";
6) учет специфики предмета и уровня собственной компетенции в его анализе;
7) соблюдение этических норм в ходе посещения и анализа урока;
8) использование разнообразных видов анализа для получения целостной и объективной картины работы преподавателя.
В современной дидактике существует множество видов анализа урока, различающихся целями, которые ставит перед собой проверяющнй: оценить характер деятельности преподавателя или только работу студентов, проверить эффективность использования на уроке наглядности, проблемности, индивидуального подхода к студентам, стиль общения педагога с классом и т. д. Каждый из видов анализа требует оценки урока с иных позиций, затрагивает какую-то одну сторону урока, поэтому надо знать и использовать как можно больше видов анализа, чтобы получить целостное представление о системе работы преподавателя и полнее выявить его педагогическую технологию.
Поэтапный (поэтапно-временной) анализ - детальное рассмотрение каждого логического элемента (этапа) урока с точки зрения его соответствия (или несоответствия) требованиям к современному уроку. Этот вид анализа чаще всего применяется в школьной практике и осуществляется по следующим этапам.
1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, преподаватель, тема.
2. Хронометраж урока по схеме:
Время Действия преподавателя Действия студентов Примечания
и т.д.Преподаватель вовремя пришел на урок, проверил готовность класса к уроку, сообщил тему урокаСтуденты настраиваются на работуВ классе шумно3. Анализ урока проводится на материале записей, сделанных на уроке. и включает в себя следующие аспекты.
1. Структура урока: тема урока, тип и вид урока, цель урока, этапы урока.
2. Готовность к уроку: состояние кабинета, готовность класса и студентов, оформление доски, стола преподавателя, парт.
3. Организация урока:
перечень применяемых методов с указанием этапов урока, на которых они имели место;
формы работы на уроке (индивидуальные, парные, микрогрупповые, групповые, фронтальные) и их содержание;
перечень применяемых средств.
3. Микроклимат на уроке (на основе собственного восприятия характера общения всех субъектов учебного процесса).
Психологический анализ урока позволяет определить характер общения преподавателя и студентов в ходе совместной учебно-познавательной деятельности. Этот вид анализа может раскрыть "обратную связь", т. е. показать отношение студентов к преподавателю и уроку, выявить, является ли преподаватель авторитарным педагогом или использует педагогику сотрудничества. При этом анализе фиксируют только реплики преподавателя в ходе урока, распределяя их по следующим графам:
Положительные
Отрицательные
Нейтральные
-Молодец, сегодня ты отвечал лучше.-Куда смотришь!
-Сядь ровно!-Здравствуйте.
-Кто дежурный?
Диагностика обученности студентов
Диагностика - прояснение всех обстоятельств дидактического процесса, точное определение результатов последнего. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.
Диагностирование включает в себя: контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений.
Проверка - выявление знаний, умений.
Проверка есть составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности студента, но и объема учебного труда последнего.
Оценивание (как процесс) содержится в контроле.
Оценка - результат проверки. Это определение и выражение в условных знаках-баллах (отметках), а также в оценочных суждениях преподавателя степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Основой для оценивания успеваемости студента являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы студентов.
Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа "хорошо", "удовлетво-рительно" и т.п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (оценочное суждение "отлично" - балл 5). Очень важно при этом понимать, что оценка - это не число, полученное в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение.