Общее понятие педагогической деятельности
Ответы к вопросам
Педагогическая деятельность – это совокупность лекций, занятий, воспитательной работы, проводимых педагогическим коллективом. В процессе педагогической деятельности возникают самые разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания и обучения: информационные связи (обмен информацией); организационно-деятельностные связи (совместная деятельность); коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.
В самом обобщенном значении обучение понимается как специфический вид общественной деятельности, направленной на передачу социального опыта подрастающим поколениям и имеющей двусторонний характер. Специфика обучения выражается в том, что в структуре данного процесса выделяют две относительно самостоятельные и, одновременно, взаимосвязанные деятельности: преподавание (деятельность преподавателя) и учение (деятельность обучаемых).
Преподавание как один из смыслообразующих компонентов процесса обучения может осуществляться как в прямой, так и в опосредованной форме. Прямая форма имеет место, когда деятельность студентов непосредственно организуется и контролируется преподавателем; опосредованная - когда студент занимается самостоятельно, ориентируясь на образцы, данные преподавателем.
Учение и преподавание в рамках единого учебного процесса выступают как взаимосвязанные деятельности и не могут существовать друг без друга, поскольку эффективное осуществление одной с необходимостью предполагает наличие другой деятельности. В то же время и преподавание, и учение - деятельности самостоятельные, поскольку они:
направлены на достижение различных целей (цель преподавания - передать студентам сумму знаний, цель учения - освоить передаваемые знания);
по-разному мотивированы (профессиональной мотивацией – у преподавателя, учебной мотивацией – у студентов);
включают в свой состав различный набор мыслительных и практических действий.
Специфика взаимодействия деятельности преподавателя и деятельности студентов определяется характером дидактической концепции, в рамках которой осуществляется учебный процесс:
в традиционной дидактической концепции основная роль отводится деятельности преподавателя, который планирует, организует, осуществляет и контролирует учебный процесс; а студенты, действуя по образцу, идут вслед за преподавателем;
- в педоцентристской дидактической концепции основная роль отводится деятельности студента, который сам определяет характер и объем изучаемого материала, намечает пути его освоения; а преподаватель лишь фиксирует результат движения студента по индивидуальной образовательной траектории;
- в современной дидактической концепции с учетом специфики различных ее вариантов осуществляется взаимопроникновение и взаимодополнение преподавания на основе сотворчества преподавателя и студентов.
Под индивидуальным стилем педагога понимается устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, обеспечивающий наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. В исследованиях А.К.Марковой и А.Я.Никоновой в основы различения стиля педагогической деятельности положены следующие критерии:
содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация преподавателя на процесс или результат своего труда, развертывание ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);
динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.);
результативность (уровень знаний и навыков, интерес студентов к предмету).
На основании данных критериев выделены следующие индивидуальные стили педагогической деятельности:
- эмоционально-импровизационный, отличающийся преимущественной ориентацией на процесс обучения, высокой оперативностью и использованием большого арсенала разнообразных методов обучения; характеризующийся недостаточно адекватным планированием учебно-воспитательного процесса;
- эмоционально-методический, характеризующийся ориентацией на процесс и результаты обучения, адекватностью планирования учебно-воспитательного процесса, высокой оперативностью, преобладанием интуитивностью над рефлексией;
- рассуждающе-импровизационный, характеризующийся ориентацией на процесс и результаты обучения при недостаточной изобретательности в подборе и варьировании методов обучения и относительно невысоком темпе работы;
- рассуждающе-методичный, ориентированный преимущественно на результаты обучения; характеризующийся высокой методичностью в сочетании с малым, стандартным набором используемых методов обучения.
При проектировании конкретной технологии обучения личностно ориентированное обучение выдвигает задачу учета субъектной вариативности познавательных процессов студентов, лежащей в основе различия стилей учения, под которыми понимается организация механизмов усвоения, приобретения и оперирования информацией.
В основы выделения стилей учения лежат критерии:
- доминирование полушарий мозга (левое полушарие "отвечает" за речевое знание, а правое - за пространственные функции). В зависимости от доминирования полушарий мы получает такие стили учения как аналитический и синтетический, усиливающий и усредняющий, рефлексивный и импульсивный, абстрактный и конкретный; доминирование основных анализаторов поступающей информации (зрительного, слухового, осязательного). В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, различают виды восприятия, лежащие в основе выделения таких стилей учения как аудиальный, визуальный, кинестетический;
- социотип личности, определяемый по индивидуальному сочетанию четырех шкал: рациональность - иррациональность, логика - этика, сенсорика - интуиция, интроверсия - экстраверсия.
Содержание педагогической деятельности.
Предметом деятельности преподавателя (преподавания) выступает управление учебно-познавательной деятельностью студентов, то есть педагогическое воздействие, которое носит формирующий и корректирующий характер и имеет своей целью преобразование личности студента.
Преподавание включает в себя:
- планирование собственной деятельности и деятельности студентов;
- рациональную организацию этой деятельности на каждом этапе учебного процесса;
- стимулирование активного и сознательного усвоения студентами знаний и способов деятельности;
- контроль и регулирование качества знаний;
- анализ результатов обучения;
прогнозирование дальнейших сдвигов в развитии студентов.
Предметом деятельности студента являются учебно-познавательные действия, в состав которых входят:
- анализ предлагаемой задачи как учебной;
- принятие учебной задачи;
- анализ имеющихся знаний, необходимых для ее решения;
- составление плана решения задачи;
- практическое осуществление процесса решения задачи;
- контроль и оценка решения;
- осознание способов деятельности по решению задачи.
Чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо, чтобы деятельность студента осуществлялась с опорой на следующие личностные качества:
самостоятельность, выражающуюся в самокритичности;
познавательную активность, проявляющуюся в интересах, стремлениях и потребностях;
готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей;
оперативность, предполагающую правильный выбор нужного действия и темпа решения учебной задачи.
Процесс обучения должен носить личностный характер, что предполагает реализацию следующих требований:
- в центр педагогического процесса должна стоять личность обучаемого во всем многообразии его индивидуальных свойств и проявлений;
- организация учебного процесса должна основываться на субъект-субъектных отношениях преподавателя и студентов, подразумевающих равноправное сотрудничество и партнерство в решении учебных задач;
- учебный процесс должен предоставлять каждому студенту возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
- свою главную педагогическую задачу преподаватель должен видеть в фасилитации, т.е. облегчении, стимулировании, активизации развития студентов, введения их в ситуации, при которых возникает потребность в самовыражении средствами изучаемого учебного предмета.
Кроме того, личностный характер обучения выражается в том, что при организации данного процесса максимально учитываются индивидуальный стили профессиональной деятельности преподавателя и стиль учебной деятельности студента.
Процесс обучения как всякая деятельность должен соответствующим образом мотивироваться. В общепсихологическом контексте мотивация (от лат. movere - двигать) рассматривается как сложное объединение, "сплав" движущих сил, которые определяют успешность человеческой деятельности. Из этого следует, что успешность обучения напрямую зависит от характера мотивации обоих субъектов педагогического процесса: и преподавателя, и студентов.
Мотивы деятельности преподавателя выполняют целый ряд функций: побуждающую (стимулируют профессиональную активность), направляющую (определяют цель деятельности) и регулирующую (определяют ориентацию на содержание, процесс или результат деятельности). Профессиональные мотивы преподавателя выражаются в установках, потребности, педагогической позиции и выступают в следующих вариантах:
широкие социальные мотивы, выражающиеся в потребности средствами профессиональной деятельности выполнить социальный заказ, поставленные перед школой условиями современного общества;
мотивы личностного престижа, основанные на желании наиболее оптимально утвердить себя в профессиональной деятельности;
мотивы творческих достижений, позволяющие оптимально реализовать свой профессиональный и личностный потенциал средствами профессиональной деятельности.
Мотивы учебной деятельности студентов называются учебной мотивацией и рассматриваются как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющийся спецификой этой деятельности:
· самой образовательной системой и конкретным образовательным учреждением;
· организацией образовательного процесса;
· субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими студентами и т. д.);
· субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к студенту и к своей профессиональной деятельности;
· спецификой учебного предмета.
Наиболее распространенным видом учебной мотивации является познавательный интерес, который характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью:
· направленность познавательного интереса определяется его соотнесенностью с широкими социальными потребностями (учиться, чтобы занять достойное место в обществе), познавательными потребностями (учиться, чтобы узнавать новое), внутренними потребностями (учиться, чтобы получить хорошую оценку);
· устойчивость познавательного интереса определяется характером его проявления, выражающимся в любопытстве (ситуативно и кратковременно возникающим интересом к яркому, новому, интересному), любознательности (избирательном интересе к отдельным предметам или темам), стойком познавательном интересе (осознанном, ярко выраженным стремлением к освоению новых знаний);
· динамичность познавательного интереса выражается в том, что он может меняться в зависимости от объективных и субъективных ряда факторов.
В числе факторов, влияющих на формирование познавательного интереса, необходимо отметить следующие:
· предоставление студентам возможности проявить умственную самостоятельность и инициативность;
· использование активных методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и заданий;
· ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности;
· наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы;
· использование эмоционально окрашенного, живого слова преподавателя.
Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта.
Содержание образования имеет исторический характер. Определяется оно целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания меняется и содержание образования.
Понятие содержания образования включает ряд компонентов: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.
Когнитивный опыт личности включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании студентов научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.
Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт). Помимо знаний о способах осуществления деятельности нужно усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством. Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения могут быть общими для всех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т.п.).
Опыт творческой деятельности. Этот компонент содержания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность студента к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
Опыт отношений личности. Данный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями является условием формирования системы ценностей, идеалов, а в конечном итоге и мировоззрения личности.
Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.