Домашнее практическое задание к занятию № 1

Уважаемые коллеги!

Для достижения цели занятий, пожалуйста, изучите материалы к занятию, представ-

ленные выше, и выполните письменно следующие задания.

1. Подготовьте примеры, иллюстрирующие Ваше, понимание определений «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».

2. Приведите два-три примера взаимосвязанных оперативных, тактических и стратегических педагогических задач.

3. Выберите одну задачу из приведенных ниже и, опираясь на знание этапов педагогического процесса, составьте возможный перечень оперативных педагогических

задач, решаемых педагогом для достижения этой тактической задачи:

а) усвоение учащимися определенных знаний, умений, навыков (уточните, каких;

например, знаний, умений, навыков по учебной программе предмета);

б) осмысление воспитанниками нравственных ценностей, определенных взглядов,

убеждений, позиций (уточните, каких);

в) развитие у детей способностей к творчеству;

г) подготовка выпускников к выбору профессии;

д) профилактика и преодоление употребления воспитанниками психоактивных веществ;

е) приобщение учащихся к здоровому образу жизни;

ж) сформулируйте тактическую задачу самостоятельно.

4. Приведите один-два примера педагогических ситуаций на каждый тип педагогического взаимодействия (сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфронтация, индифферентность).

5. Используя эвристическую программу анализа ситуаций и решения задач, проанализируйте ситуацию «Вовка № 1 Вовка № 2» и предложите варианты решения возникшей проблемы с обоснованием.

6. Проанализируйте свою готовность к занятию и сформулируйте цели своей и групповой деятельности на предстоящем занятии.

Ход занятия № 1

1. Уточнение цели деятельности на данном занятии в процессе индивидуального и группового целеполагания.

2. Определение способов и форм про ведения практикума.

3. Реализация целей в ходе обсуждения материалов занятия и выполненного домашнего задания.

4. Анализ процесса и результатов индивидуальной и групповой деятельности на занятии.

Домашнее практическое задание к занятию № 2

Уважаемые коллеги!

Продолжим развитие умений анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач. Обратим также особое внимание на развитие умений прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. Для этого перечитайте, пожалуйста, еще раз материалы к занятиям и выполните следующие задания.

1. Используя эвристическую программу анализа ситуаций и решения задач, дайте

письменно свой анализ и решение проблем, описанных в ситуациях «Ветер у тебя в голове», «Давайте перенесем дуб» .

2.Вернитесь, пожалуйста, к заданию N 3 из домашних заданий к первому занятию.

Спрогнозируйте и спроектируйте педагогическую ситуацию сотрудничества для достижения одной из педагогических задач: а), в), е); ситуацию диалога для решения одной из задач: б), г), д); ситуацию соглашения для решения задачи д).

Для этого сами определите компоненты педагогической системы и конкретизируйте
характеристики субъектов и условий педагогического взаимодействия. Вспомните о том, что
педагогическое прогнозирование и проектирование опирается на знание сущности и логию
педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся, и осуществляется с помощью методов выдвижения гипотез, моделирования, мысленного эксперимента, экстраполирования и т.п. Вам поможет также знание этапов прогнозирования педагогических ситуаций:

– выдвижение педагогических задач (предлагается максимально конкретизированные предложенные задачи);

– отбор возможных и оптимальных способов их решения в имеющихся условиях;
– предвидение результатов, их последствий, возможных отклонений и нежелательных последствий при использовании различных способов решения педагогической
задачи;

– определение этапов педагогического процесса, максимальная конкретизация содержания, видов, форм деятельности и общения педагогов и воспитанников, развитие воспитательной среды, взаимоотношений на каждом из этапов педагогического процесса;

– распределение времени;

– создание плана-проекта конкретных форм педагогического взаимодействия, направленного на достижение поставленной задачи (этот этап фактически означает
переход к конструированию форм педагогической деятельности, над чем будем
работать дальше);

– анализ спроектированной педагогической ситуации, определение вероятности
достижения поставленной задачи.

Ход занятия № 2

1.Уточнение цели деятельности на данном занятии и способов ее реализации.

2.Один из способов работы: рекомендуется объединиться в пары, обменяться партнерам рабочими тетрадями и, опираясь на известную эвристическую программу,
проанализировать составленные коллегой педагогические ситуации сотрудничества, диалога и соглашения, обсудить в паре результаты анализа. Объединившись
в четверки, проанализировать хотя бы одну педагогическую ситуацию сотрудничества, наиболее отвечающую заданному типу и демонстрирующую логику прогнозирования и проектирования.

3.Анализ результатов работы, выводы о степени достижения цели двух занятий по
теме «Педагогическая задача. Педагогическая ситуация», постановка индивидуальных задач развития педагогических умений.

Использованная и рекомендованная литература:

1.Педагогика / В.А. Сластенин и др. - М., 1998. - с. 44-46; 164-168.

2.РОЖКОВ М.И., Байборолова М.В. Организация воспитательного процесса в школе.
– М., 2000. - с. 37-47.

3.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее
профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И.

Пидкасистого. – М., 1997. – 174 .с

Наши рекомендации