Домашнее практическое задание к занятию № 1
Уважаемые коллеги!
Для достижения цели занятий, пожалуйста, изучите материалы к занятию, представ-
ленные выше, и выполните письменно следующие задания.
1. Подготовьте примеры, иллюстрирующие Ваше, понимание определений «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача».
2. Приведите два-три примера взаимосвязанных оперативных, тактических и стратегических педагогических задач.
3. Выберите одну задачу из приведенных ниже и, опираясь на знание этапов педагогического процесса, составьте возможный перечень оперативных педагогических
задач, решаемых педагогом для достижения этой тактической задачи:
а) усвоение учащимися определенных знаний, умений, навыков (уточните, каких;
например, знаний, умений, навыков по учебной программе предмета);
б) осмысление воспитанниками нравственных ценностей, определенных взглядов,
убеждений, позиций (уточните, каких);
в) развитие у детей способностей к творчеству;
г) подготовка выпускников к выбору профессии;
д) профилактика и преодоление употребления воспитанниками психоактивных веществ;
е) приобщение учащихся к здоровому образу жизни;
ж) сформулируйте тактическую задачу самостоятельно.
4. Приведите один-два примера педагогических ситуаций на каждый тип педагогического взаимодействия (сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфронтация, индифферентность).
5. Используя эвристическую программу анализа ситуаций и решения задач, проанализируйте ситуацию «Вовка № 1 Вовка № 2» и предложите варианты решения возникшей проблемы с обоснованием.
6. Проанализируйте свою готовность к занятию и сформулируйте цели своей и групповой деятельности на предстоящем занятии.
Ход занятия № 1
1. Уточнение цели деятельности на данном занятии в процессе индивидуального и группового целеполагания.
2. Определение способов и форм про ведения практикума.
3. Реализация целей в ходе обсуждения материалов занятия и выполненного домашнего задания.
4. Анализ процесса и результатов индивидуальной и групповой деятельности на занятии.
Домашнее практическое задание к занятию № 2
Уважаемые коллеги!
Продолжим развитие умений анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач. Обратим также особое внимание на развитие умений прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций. Для этого перечитайте, пожалуйста, еще раз материалы к занятиям и выполните следующие задания.
1. Используя эвристическую программу анализа ситуаций и решения задач, дайте
письменно свой анализ и решение проблем, описанных в ситуациях «Ветер у тебя в голове», «Давайте перенесем дуб» .
2.Вернитесь, пожалуйста, к заданию N 3 из домашних заданий к первому занятию.
Спрогнозируйте и спроектируйте педагогическую ситуацию сотрудничества для достижения одной из педагогических задач: а), в), е); ситуацию диалога для решения одной из задач: б), г), д); ситуацию соглашения для решения задачи д).
Для этого сами определите компоненты педагогической системы и конкретизируйте
характеристики субъектов и условий педагогического взаимодействия. Вспомните о том, что
педагогическое прогнозирование и проектирование опирается на знание сущности и логию
педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся, и осуществляется с помощью методов выдвижения гипотез, моделирования, мысленного эксперимента, экстраполирования и т.п. Вам поможет также знание этапов прогнозирования педагогических ситуаций:
– выдвижение педагогических задач (предлагается максимально конкретизированные предложенные задачи);
– отбор возможных и оптимальных способов их решения в имеющихся условиях;
– предвидение результатов, их последствий, возможных отклонений и нежелательных последствий при использовании различных способов решения педагогической
задачи;
– определение этапов педагогического процесса, максимальная конкретизация содержания, видов, форм деятельности и общения педагогов и воспитанников, развитие воспитательной среды, взаимоотношений на каждом из этапов педагогического процесса;
– распределение времени;
– создание плана-проекта конкретных форм педагогического взаимодействия, направленного на достижение поставленной задачи (этот этап фактически означает
переход к конструированию форм педагогической деятельности, над чем будем
работать дальше);
– анализ спроектированной педагогической ситуации, определение вероятности
достижения поставленной задачи.
Ход занятия № 2
1.Уточнение цели деятельности на данном занятии и способов ее реализации.
2.Один из способов работы: рекомендуется объединиться в пары, обменяться партнерам рабочими тетрадями и, опираясь на известную эвристическую программу,
проанализировать составленные коллегой педагогические ситуации сотрудничества, диалога и соглашения, обсудить в паре результаты анализа. Объединившись
в четверки, проанализировать хотя бы одну педагогическую ситуацию сотрудничества, наиболее отвечающую заданному типу и демонстрирующую логику прогнозирования и проектирования.
3.Анализ результатов работы, выводы о степени достижения цели двух занятий по
теме «Педагогическая задача. Педагогическая ситуация», постановка индивидуальных задач развития педагогических умений.
Использованная и рекомендованная литература:
1.Педагогика / В.А. Сластенин и др. - М., 1998. - с. 44-46; 164-168.
2.РОЖКОВ М.И., Байборолова М.В. Организация воспитательного процесса в школе.
– М., 2000. - с. 37-47.
3.Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее
профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И.
Пидкасистого. – М., 1997. – 174 .с