Цели педагогического процесса
Главной целью педагогического процесса является развитие личности, самости человека и умение взаимодействовать с собственной самостью и со всеми факторами окружающего мира. Именно так у человека проявляются и впоследствии развиваются способности строить личные отношения с другими людьми (основанные не на комплексе неполноценности, а на личностной целостности и интересе). Знание и принятие себя помогает нам находить такие способы образования и самообразования, которые являются наиболее приемлемыми для нашей личности, соответствующие нашим склонностям.
Одна из главных образовательных целей – умение взаимодействовать с современным миром, умение выбирать собственный путь, знакомство с самим собой, со своимиспособами учения.
/Елена Вахрамеева, тренер образовательных программ /
Принципы педагогического процесса.
Принцип – это исходное, начальное положение, которым руководствуется педагог в своей практической деятельности и поведении.
Исходя из понимания целостности педагогического процесса, мы рассматриваем педагогические принципы в системе, состоящей из двух взаимосвязанных блоков: дидактических принципов и принципов воспитания. То есть система педагогических принципов – это единство принципов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе (схема 7).
Схема 7.
1. Научность. Учащимся предлагаются для усвоения прочно установленные наукой знания, педагогический процесс при этом строится на строго научной основе.
2. Систематичность. Систематическое расположение материала как в целом по предмету, так и на каждом уроке; изложение знаний в системе; последовательность в работе с детьми.
3. Связь теории с практикой. Осознание учащимися значения знаний (теории) в практической деятельности людей; обучение и приучение школьников к использованию полученных знаний на практике.
4. Сознательность и активность. Сознательное и активное отношение школьников к ПП; развитие самостоятельности и творчества у учащихся; развитие потребности в самообразовании и в самовоспитании.
5. Наглядность. Сознательное и активное отношение школьников к ПП; развитие самостоятельности и творчества у учащихся; развитие потребности в самообразовании и в самовоспитании.
6. Доступность. Содержание и способы взаимодействия в ПП должны быть понятными и посильными для учащихся.
7. Прочность усвоения знаний. Знания школьников должны быть надежными, не подверженными переменам во времени, чтобы не требовалось впоследствии переучиваться.
8. Учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей. Каждая личность развивается по своему пути, имеет собственные интересы, склонности, способности, особенности характера и пр.; следовательно, содержание, формы, средства, способы взаимодействия в ПП должны быть особенные с каждым из воспитанников.
9. Целеустремленность.Осознание педагогом и учащимся значения цели в жизни (в ПП, в частности), принятие для себя ее содержания, видение путей ее достижения, умение достигать поставленную цель.
10. Воспитание в коллективе и через коллектив. Организация коллектива учащихся с целью создания условий для самореализации каждой отдельной личности, для научения учащихся жить в социуме, сочетать в себе индивидуализм и коллективизм.
11. Гуманизация педагогического процесса Любовь к детям – основа организации ПП; отказ от наказания как метода взаимодействия с детьми. Наказание как мера воздействия может быть допустима лишь в исключительных (крайне необходимых) случаях к отдельной личности.
Принципы обучения.
Принципы обучения:
1. Принцип научности. Учащимся представляются для усвоения прочно установленные наукой знания. Педагогический процесс при этом строится на строго научной основе.
Правила реализации принципа научности.
А) Использование современных научных понятий, теорий, учений.
Б) Знакомство учащихся с научными методами познания.
В) Организации ПП на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики и др.
2. Принцип системности. Суть принципа:
А) Систематическое расположение материала как в целом по предмету, так и на каждом уроке.
Б) Изложение знаний в системе. Отражает содержательный аспект. Отсутствие системного изложения знаний – очень большая проблема, т.к. если нет системы укладывания информации, то и нет системы использования этой информации. Если учащийся понимает, куда укладывается информация, образование происходит совершенно по другому. Бессистемное сбрасывание информации часто сопровождается негативными переживаниями. Учащийся часто путается в них.
В) Последовательность в работе с учащимися и др. Отражает процессуальный аспект.
Правила реализации принципа системности:
А) Изучения нового на основе хорошо усвоенного предыдущего.
Б) Изложение материала по частям, устанавливая логические связи и отношения между ними.
В) Постоянная диагностика уровня образования, развития и формирования личности, оценка результатов, прогнозирование ПП и др.
3. Принцип сознательности и активности. Суть принципа:
А) сознательное и активное отношение школьников к ПП.
Б) Развитие самостоятельности и творчества учащихся.
В) Развитие потребности в самообразовании и в самовоспитании.
Правила реализации принципа сознательности и активности: учет психологических особенностей учащихся (активная деятельность как главное условие развития личности; развитие речи, мышления и др.)
4. Принцип наглядности. Суть принципа наглядности – обеспечение связи между конкретным и абстрактным, между предметами реального мира и абстрактным мышлением, приближающим процесс познания к живому созерцанию реального мира.
Если вспомнить 3 базовых субмодальности: аудиальная, визуальная и кинестетическая, мы видимо что принцип наглядности принципиально важен для визуальщиков и кинестетиков.
Правила реализации принципа наглядности:
А) Основа абстрактных положений – живое представление предметов и явление.
Б) Использование различных методов наглядности (словесной, предметной, изобразительной.)
В)Обеспечение возможности восприятия окружающего мира несколькими анализаторами и др.
5. Принцип оступности. Суть принципа – содержание и способы взаимодействия в ПП должны быть понятными и посильными для учащихся.
Правила реализации:
А) Следование в работе с учащимися от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Б) Построение ПП на высшей грани возможностей учащихся
В) Объяснение сути заданий, видов деятельности, суждений и др.
Один преподаватель так объяснит, что никто ничего не понимает, и вызовет это только аллергию. И в высшем образовании мы с ними сталкиваемся. У преподавателя тоже должно быть желание, чтобы обучающийся понял.
6. Прочности усвоения знаний и т.д.
Если учебный процесс сопровождается негативными переживаниями, то это не образование. От качества эмоций – положительных или отрицательных зависит качество образования. Очень непросто сделать так учебный процесс, чтобы учащийся получал удовольствие от образования. С учащимися надо работать не методом принуждения, а методом побуждения.