Построение периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии : основные этапы и критерии их выделения
1. Новорожденность.Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в рождении ребенка, это кризис новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в иные условия (воздушная среда, другой тип питания). Приспособится к новому помогают безусловные рефлексы. Пищевой рефлекс, система пищевых рефлексов; защитный и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими - они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и скоро исчезают (рефлекс хватания). Раздражитель: действие яркого света (глаза закрываются), раздражитель нажатие пальца на ладонь ребенка (пальцы сжимаются и разжимаются); раздражитель поднимаем лежащего ребенка животом вниз (ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги). К концу 1го месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового(на 2-3 недели) и зрительного сосредоточения (на 3-5 недели). Появляется бурная эмоциональная реакция - комплекс оживления (примерно в 1 мес, ребенок ,увидев маму, оставляет взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и улыбается) появляется потребность в общении. Заканчивается переходный этап новорожденности, начинается собственномладенчество.
2. Младенчество. Младенец интенсивно растет. К 3м месяцам продолжительность сосредоточения увеличивается до 7-8 мин. В 4 мес ребенок активно реагирует на увиденное, ребенок различает объекты по форме, сложности и цвету. Развивается пространственное восприятие, взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях. Движения и действия. Важным становится развитие движения рук, хватание-1е целенаправленное действие ребенка. Одинаковые, повторяющиеся действия Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 10 мес появляются первые функциональные действия, позволяющие относит верно использовать предметы. У ребенка наглядно-действенное мышление. К концу 1 года ребенок включ в действия-игры. Память: узнавание, после 8 мес появляется воспроизведение. Эмоциональное развитие развивается в зависимости от общения с близкими и взрослыми. Появляется удивление, тревожность, расслабление.7-11 мес появляется страх расставания. Речевое развитие (гуление), к концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов и сам произносит 1 или неск.
3. Кризис 1 года.Переходный период между младенчеством и ранним детством. Он связан со всплеском самостоятельности, проявлением аффективных реакций. А вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, слов и жестов. Ребенок уже ходит. Главное приобретение - своеобразная детская речь, называемая Выготским автономной.
4. Ранний возраст(1-3 года) Развитие психологических функций, ранее детство сензитивно (благоприятно для усвоения речи). Автономная речь быстро трансформируется и исчезает. Осваивает фонетическую и семантическую сторону речи. Самое важное изменение в речи ребенка - слово приобретает для него предметное значение. Быстро растет пассивный словарь. Восприятиестановится ведущей деятельностью. Наблюдается элементарная форма воображения. Память: в основном это узнавание, действие, мышление. В этом возрасте наглядно - действенное. В конце раннего возраста проявляется режиссерская игра (используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом).Эмоциональное развитие. Разв-е псих ф-ий неотделимо от развития эмоционально - потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоц реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Проявл-ся первичная самооценка.
5. Кризис 3х лет. Кризис выделения своего «Я» по Эльконину. Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Негативизм. Главный мотив действий- сделать наоборот, т.е. прямопротивоположное тому, что ему сказали. Упрямство. Это реакция ребенка, которая настаивает не потому что ему хочется, а потому что хочет, чтобы с его мнением считались. Строптивость. Проявляется против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Проявляется тенденция к самостоятельности, ребенок хочет все делать и решать сам. Если в семье неск детей, может появ-ся ревность. Обесценивание. Обесценивается то, что было ценно раньше.
6. Дошк возраст(3-7 лет).Дошк детство- период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, кот становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Дошк детство - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, которая подчиняется динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоц предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-характерных для развития личности дошк-ка. Центр новообразования – самосознание (самооценка, осознание своих переживаний, половая идентификация, он осознает себя мальчиком или девочкой, происходит осознание себя во времени, т.е. он помнит себя в прошлом.И соподчинение мотивов (т.е. мотивы приобретают разную силу и значимость).Позноват процессы:восприятиестановится осмысленным, целенаправленным. Выделяются произвольные действия- наблюдение, рассматривание, поиск. На его развитие влияет речь. Мышление:переходот наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Память:неб благоприятное время для развития памяти. Она непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Между 4 и 5 годами начинает фор-ся произвольная память. Сознат, целенаправл запоминание появ-ся эпизодически.
7. Шестилетний возраст.6-летн первоклассник по уровню своего псих развития остается дошк. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошк возрасту, у него преобладает непроизвольная память, специфика внимания в том, что он не способен продуктивно заниматься одним и тем же делом более 15-20 минут. Особенности обуч: продолжительность урока не более 35 минут, в перерывах между занятиями прогулки, разминки, игры, дневной сон, отсутствие дом зад. Небольшой объем уч материала (знания которыми ребенок должен овладеть за 3 года нач школы растягивают на 4 года). Большое кол-во общеразв-х занятий (ритмика, физ-ра, музыка, изо, труд), медицинский контроль за состоянием здоровья. Учитель должен учитывать возрастные особенности ребенка. Смена деят, больше практических действий с предметами, работа с наглядностью, необходимо включать в обучение элементы игры. Т.к. недостаточно сформирован механимзм регуляции деят, их активность и творческая инициатива не могут проявляться в жестких условиях, поэтому авторитарный стиль общения с 6-летними детьми не допустим. Нужно определить насколько ребенок готов к школе - личностная и интеллектуальная готовность. Личностная готовность - должна сформироваться внутренняя позиция школьника( сначала привлекают ручки, портфель, пинал, затем появляется потребность в новых впечатлениях, желание приобрести новых друзей, и появляется желание учиться). Интеллект готовность: развитие мыслительных процессов. Способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, опред причинно - следств зависимости, делать выводы.