Малую педагогическую энциклопедию —
краткий педагогический словарь;
• выполните ряд заданий для самостоятельной работы.
[1ЕДАЮГИКА ЭТО ИСКУССТВО - УТВЕРЖДАЮТ ОДНИ
...Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками... а только искусствами...
...Искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства — не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности...4
К.Д. Ушинский
ПЕДАГОГИКА - ЭТО
НАУКА НАСТАИВАЮТ
ДРУГИЕ
Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика5.
П. П. Блонскии
Педагогика — прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности»6.
СИ. Гессен
ПЕДАГОГИКА - ЭТО И
НАУКА, И ИСКУССТВО,
И ТЕХНОЛОГИЯ -
СЧИТАЮТ ТРЕТЬИ
Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство7.
А.Г. Ободовский
Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала8.
В.П. Беспалько
♦ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
...ИЛИ ИСКУССТВО?
...И (!) ИСКУССТВО
ПЕДАГОГИКА — наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности2.
ПЕДАГОГИКА — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обуче-
ние3
К СЛОВУ!
толковый
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ПЕДАГОГИКА [греч. paidagogike от pais (paidos) — дитя и ago — веду] — наука о воспитании человека; буквально: ДЕТОВОДСТВО или ДЕТОВОЖ-ДЕНИЕ
«Наука о воспитании...» — так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
2 Советский энциклопедический словарь. М, 1987. С. 979.
3 Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М., 1966. С. 281.
4 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической ан
тропологии // К.Д. Ушинский Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т. 1. С. 229-230.
5 Блонскии П П. Курс педагогики. М., 1916. С. 4.
6 См.: Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.
М., 1995. С. 23.
7 Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антоло
гия педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х го
дов). М., 1987. С. 261.
8 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. С. 5.
♦ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
Вучебниках по педагогике предметом педагогической науки называют, как правило, воспитание. В табл. 2 представлены различные позиции в определении предмета педагогики.
Таблица 2
9 См.: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996. С. 7.
10 Педагогика / СП. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.В. Воликова, В.А. Сластенин.
М., 1981. С. 20.
11 См.: Краевский ВВ. Проблемы научного обоснования обучения (Методо
логический анализ). М, 1977. С. 21.
12 Подласый И П. Педагогика. М., 1996. С. 9.
п Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю.К. Бабанского. М., 1984. С. 98.
14 См.: Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 1979. С. 11.
15 См.: Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий.
М., 1986. С. 35.
16 Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. С. 23.
Комментарии к Версии I
Воспитание человека как функция общества —- сложное, многофакторное, объективное явление — исследуется многими науками: философией, социологией, этикой, историей, психологией и др. Следовательно, в приведенном определении отражен объект, но не конкретизирован предмет педагогической науки.
Комментарии к Версии 2
Если бы педагогика была ориентирована только (или главным образом) на воспитательную деятельность педагога (Версия 2), то задачи науки были бы невольно сведены к разработке педагогической рецептуры, собрания «правил воспитательной деятельности»'11. А это уже функция не науки, а некоей теории искусства деятельности. Кроме того, определения «воспитание человека человеком», «воспитательная деятельность» ориентируют преимущественно на субъектно-объектные отношения в процессе воспитания [учитель (субъект) воспитывает, ученик (объект) формируется в результате воспитательной деятельности учителя], справедливо отвергаемые современной педагогикой.
Комментарии к Версии 3
Педагогика изучает процесс воспитания, преследуя при этом конкретную цель — обеспечение его эффективного функционирования на основе исследования закономерных связей, выработки и систематизации знаний о его состоянии и перспективах развития. Отсюда можно сделать вывод: определяя в качестве предмета педагогики воспитательный процесс в целом, авторы, чьи мнения представлены в Версии 3, объект идентифицируют с предметом. Между тем в определении предмета науки объективно должны быть отражены ее основные задачи.
Оптимальными представляются суждения, изложенные в Версии 4, на основании которых объект и предмет педагогики могли бы быть определены как:
Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Предмет педагогики — определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.
17 См.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // К.Д. Ушинский. Избр. псд. соч.: В 2 т. М, 1974. Т. 1. С. 230.
♦ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ18
К СЛОВУ! |
толковый ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
э КАТЕГОРИЯ (от греч. kategoria — высказывание; признак) — научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности. Знать категории необходимо, чтобы понимать язык науки.
Ш В ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Р |
АЗВИТИЕ — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов.
Ф |
ОРМИРОВАНИЕ — процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).
С |
ОЦИАЛИЗАЦИЯ — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия... так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий»19.
18 Здесь представлен только ряд базовых категорий (понятий), которыми
оперируют все педагогические дисциплины (прежде всего — общая педагоги
ка); понятия, отражающие структуру педагогической науки и деятельности (те
ория, методическая система, педагогическая техника, инструментовка и т.п.),
операциональные понятия (метод, прием, организационная форма, педагоги
ческое средство и т.п.) будут раскрываться при изучении соответствующего
учебного материала.
19 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1С. 165.
В |
ОСПИТАНИЕ: в широком социальном смысле — совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком педагогическом значении — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
в узком педагогическом значении — специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
О |
БРАЗОВАНИЕ: как процесс — освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;
как результат — достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система — совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
О |
БУЧЕНИЕ — специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание («руководство учением»)20 — организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и
учение — усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.
С |
АМОВОСПИТАНИЕ — осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1966. Т. 3. С. 286.
С |
АМООБРАЗОВАНИЕ — активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
П |
ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
В |
ОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы21. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом.
♦ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА