Понятие о методах обучения
В дидактике существует категория "методы обучения", отвечающая на вопрос: "Как надо организовывать учебный процесс?". Метод обучения (от греч. methodos - путь исследования) - путь взаимосвязанной упорядоченной деятельности преподавателя и студентов, направленной на решение дидактических задач. С категорией "метод" тесно связана категория "прием" - совокупность конкретных действий преподавателя и студентов в ходе учения и преподавания. Между данными понятиями существует сложная взаимосвязь:
прием выступает составной частью метода (например, составление плана выступает как прием в рамках метода лекции, беседы, самостоятельной работы студентов);
в отдельных случаях метод выступает как прием в составе другого метода (например, если в ходе лекции используется метод демонстрации, то он рассматривается как прием).
За долгую историю развития педагогической науки и практики было разработано множество методов обучения, поэтому встает вопрос об их классификации. Сложность заключается в том, что в современной дидактике нет единых подходов к классификации методов обучения, в результате чего их делят:
- по источнику знаний;
- по назначению;
- по основным этапам обучения;
- по дидактическим целям;
- по типу познавательной деятельности;
- по месту в структуре деятельности.
Классификация методов обучения по источнику получения знаний (С.И.Перовский, Е.Я.Голант) включает три основных группы методов:
словесные методы, в рамках которых источником получения знаний выступает устное или печатное слово (лекция, беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, работа с книгой);
наглядные методы, при которых усвоение учебного материала осуществляется с помощью наглядных пособий, наблюдений за предметами и явлениями (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практические методы, в рамках которых освоение знаний осуществляется в ходе выполнения практических действий (упражнения, лабораторные работы, практические работы).
Классификация методов обучения по назначению (В.А.Онищук) основана на учете того, на что преимущественно направлена деятельность преподавателя и студентов. В соответствии с этим в данной классификации выделяют:
коммуникативный метод, направленный на усвоение готовых знаний;
познавательный метод, направленный на восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала;
преобразовательный метод, направленный на творческое применение знаний на основе умений и навыков;
систематизирующий метод, направленный на обобщение и систематизацию полученных знаний, умений и навыков;
контрольный метод, направленный на проверку усвоенных знаний, коррекцию сформированных умений и навыков.
Классификация методов по основным этапам обучения (В.Ф.Паламарчук, В.И.Паламарчук) основана на учете того, на каком этапе урока они применяются и какую выполняют роль в учебно-познавательном процессе. Данная классификация включает следующие группы методов:
методы этапа восприятия-усвоения знаний (лекция, беседа, рассказ, объяснение, иллюстрация, демонстрация, наблюдение, самостоятельная работа с книгой);
методы этапа усвоения-воспроизведения (проблемная ситуация, игра, дискуссия, упражнение, лабораторная работа, взаимообучение, зачет, экзамен);
методы этапа воспроизведения-выражения (самостоятельный поиск, художественное исполнительство, самоанализ).
Классификация методов обучения по дидактическим целям (М.А.Данилов, Б.П.Есипов), включает в себя следующие группы методов:
методы изложения новых знаний;
методы повторения и закрепления знаний;
методы применения знаний;
методы контроля за знаниями студентов.
Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер) студентов включает следующие группы:
объяснительно-иллюстративный метод, цель которого - передать студентам готовые знания;
репродуктивный метод, цель которого - многократное повторение способа деятельности по заданному образцу;
частично-поисковый (эвристический) метод, цель которого - помочь студентам решить учебно-познавательную проблему, разбивая ее на отдельные этапы-шаги;
исследовательский метод, цель которого - приобщить студентов к творческому применению полученных знаний;
проблемный метод, цель которого - научить студентов самостоятельно решать учебно-познавательные проблемы.
Классификация методов по их месту в структуре учебной деятельности, предложенная Ю.К.Бабанским, основана на рассмотрении обучения как особой деятельности, которую вначале надо организовать (методы организации обучения), затем вызвать желание ей заниматься (методы стимулирования и мотивации) и, наконец, проверить достигнутые результаты методы контроля за результатами обучения). Данная классификация является наиболее полной и четкой, включает в себя группы и подгруппы методов.
Методы организации обучения делятся на группы в зависимости от того:
а) как объясняется материал:
словесные методы (лекция, беседа, рассказ, диспут);
наглядные методы (иллюстрация, демонстрация);
практические методы (упражнение, практическая работа, лабораторная работа, экскурсия);
б) в какой логике идет объяснение:
индуктивные методы (от частных случаев, примеров и фактов - к обобщениям и выводам);
дедуктивные методы (от выводов, формул, обобщений - к примерам, частным случаям, отдельным фактам);
в) как мыслят студенты:
репродуктивные методы;
проблемные методы;
г) как работают студенты:
методы работы под руководством преподавателя;
методы самостоятельной работы студентов.
2 Методы стимулирования и мотивации делятся на группы в зависимости от того, на какую сферу личности они направлены:
а) методы стимулирования интереса в учении (дидактические игры, учебные дискуссии, анализ жизненных ситуаций и др.);
б) методы, стимулирующие долг и ответственность в учении (поощрение, порицание, метод предъявления требований, метод отметки, метод оценки);
3. Методы контроля за результатами обучения в зависимости от сферы их применения делятся на следующие группы:
а) методы устного контроля (индивидуальный, групповой, фронтальный опрос, устный зачет, экзамен и др.);
б) методы письменного контроля (контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты, письменные зачеты, экзамены, письменный тестовый контроль и др.);
в) методы лабораторно-практического контроля (контрольно-лабораторные работы, машинный, машинно-программированный, безмашинный контроль).
Из проведенного анализа видно, сколь велико многообразие методов обучения и как сложна проблема их выбора. Для оптимального выбора методов обучения к каждому конкретному уроку преподавателю необходимо учесть следующие параметры:
содержание изучаемого материала (сложность или легкость, наличие или отсутствие частных примеров и отдельных фактов, объем и др.);
тип урока, определяемый дидактической целью и местом в изучаемой теме (например, для урока формирования практических навыков лучше выбрать практические методы обучения);
возможности класса (возраст, степень подготовленности, доминирующий уровень познавательного интереса);
соотвенные возможности (временные, материально-технические, методические).